Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС №17. Экономические факторы в мировой политике. Экономическая дипломатия



2018-07-06 1516 Обсуждений (0)
ВОПРОС №17. Экономические факторы в мировой политике. Экономическая дипломатия 0.00 из 5.00 0 оценок




ТМО

1) Понятия: Международные отношения – политологическое понятие, обозначающее совокупность политических, экономических, дипломатических, научных и культурных взаимодействий между народами, государствами и другими субъектами политики разных государств. Ввёл английский философ Дж. Бентам, Понятие «МО» соотносимо с понятиями «внешняя (внешне государственная) политика», «международная политика», «внешнеполитические отношения».Виды и уровни МО: Политические, экономические и научно-технические, идеологические отношения международно-правовые отношения, военно-стратегические отношения. Уровни международных отношений: По вертикали: • Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. • Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. По горизонтали: • Групповые (коалиционные, меж коалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций. • Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

2) Категории и дефиниции международных политических отношений Одной из принципиальных проблем, существенно затрудняет дефинирования международных отношений, является полемика вокруг вопроса о возможности четко отграничить их от других общественных явлений и процессов. Например, Р. Арон считает, что международные отношения «не имеют четко очерченных границ в реальности, они материально неотделимы и не могут быть отделены от других общественных явлений». По его мнению, любые явления или процессы отличаются в международных отношениях спецификой, но не сущностью. Исходя из подобных соображений и оценок, Ф. Данн, X. Добросельски и Р. Вукадинович утверждают, что вообще не стоит точно определять международные отношения, поскольку любая попытка этого приводит к формулировке «схоластических» утверждений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Н. Спайкмен впервые употребил понятие «межгосударственные отношения» и определил их как «отношения между лицами (или группами человек1)» представляющих различные государства». С его дефиниции следует, что необходимым признаком международных отношений является то, что их участники являются политически принадлежащими к разным государствам мира. Эту идею емко сформулировал также Ю. Кукулка, утверждая, что собственно государства «материализуют возможность считать … отношения международными». Государства в таком понимании является не только политическими структурами власти, но и воспринимаются как сложные общественные системы, действующие между такими, как они. Известный французский исследователь М. Мерль вообще считает, что международные отношения являются «совокупностью соглашений и потоков, пересекающих границы или имеют тенденцию к сечения». Ф. Данн, С. Хоффман, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер, Р. Платиг и многие другие ученых определяют, что в глобальном масштабе происходит дифференциация могущества, которая неравномерно концентрируется в отдельных государствах, становятся ячейками международных отношений и играют в них активное роль. Все другие государства является пассивным и находятся под влиянием сильных, к политике которых они вынуждены приспосабливаться. Г. Морґентау считал что государствами в международных отношениях руководят «интересы, выраженные в терминах силы». Отсюда следует, что международные отношения являются сферой противоборства государств, каждое из которых с помощью силы пытается реализовать собственные интересы. Речь идет не столько о применении вооруженного насилия, сколько о формировании системы взаимоотношений между государствами мира на основе аккумулированной ими могущества. Могущество государства, по мнению реалистов, определяет ее позиции, авторитет и влияние в международных отношениях.

3) Понятия: Политика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии[1]. термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — это искусство управления государством. На сегодняшний день известно 20 политическихидеологическихсистем: авторатризм, анархизм, демократия, диктатура, коммунизм, консерватизм, космополитизм, либерализм, марксизм, милитаризм, нацизм, национализм, пацифизм, плутикратия, самодержавие, социализм,теократия,тоталитаризм,тимократия,фашизм.Международная политика – это политическая деятельность субъектов международного права (государств, международных организаций), связанная с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней.Международный кризис — это явление, представляющее собой конфликт государств, регионов, основой которого есть круг взаимосвязанных причин. По сути, это тихая война.религиозные взгляды;несогласие с путём развития;банальная зависть;«бодание» на международной арене;границы, территории;борьба за союзников и т. д.

4) Мировая политика- называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В современной мировой политике действует огромное количество различных участников.

Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов. К сфере национальных интересов относятся: социальный, политический, духовный, экономический, военный и научно-технический потенциал государства; его безопасность, суверенитет и территориальная целостность. Субъекты мировой политики в своей совокупности образуют систему международных, отношений, представляющую собой целостное единство подсистем и элементов. Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.Системы международных отношений:В теории международных отношений выделяются несколько систем: Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил; Венская система международных отношений (после окончания Наполеоновских войн в 1814 г.). Ейприсуща идея европейского концерта; Версальско-Вашингтонская система международных отношений (по результатам первой мировойвойны); Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)

5) Внутренние и внешние политические факторы. Внешняя политика любого государства формируется и осуществляется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Внешними объективными факторами являются: общее состояние международных отношений в данный период времени; стабильность или нестабильность политических и иных связей государства с другими державами, особенно с теми, которые оказывают наибольшее влияние на мировой политический климат; в целом положение своей страны в мировом сообществе (ее авторитет, постоянство, предсказуемость ее внешней политики, точность в выполнении международных договоров и обязательств). Внутренние объективные факторы внешней политики — это уровень материального производства в стране, ее экономическая мощь, самообеспеченность страны основными материальными ресурсами; демографическая ситуация, степень производственной, технической подготовки трудоспособного населения; состояние науки и техники, их восприимчивость к новым тенденциям научно-технического прогресса; характер и состояние социально-политических и национальных отношений в стране, мера законопослушности населения и т.д. К субъективным факторам внешней политики государства в общем, плане относится сознательная деятельность, способности людей, разрабатывающих и осуществляющих основные направления политики государства и общественных организаций на международной арене. В современных условиях, как и в предыдущие времена, объективные факторы составляют базу для формирования и проведения внешней политики, обусловливают ее направленность и содержание.

6)Модели международной безопасности.В теории международной безопасности выделяют четыре основные операционные модели, конкурирующие между собой: - однополярная, "концерт держав", многополярная, глобальная.Однополярная система безопасности возникла после распада Советского Союза, когда США остались единственной сверхдержавой, на которую легло бремя мирового лидерстваСоюз нескольких великих держав – "концерт держав", может взять на себя ответственность как за поддержание стабильности в мире, так и за предотвращение и урегулирование локальных конфликтов.Многополярная модель учитывает, что Россия, ЕС, Япония, Китай, Индия, АСЕАН, признавая мощь США, все же проводят свой курс в международных делах, часто несовпадающий с американскими интересами.Глобальная модель основана на том, что международная безопасность может быть по-настоящему обеспечена лишь только на глобальном уровне, когда все члены мирового сообщества принимают участие в ее создании. Экономический кризис в Европе и бывших советских республиках. Резкое изменение экономических систем в СССР и Восточной Европе привело к глубокому кризису. Этот кризис ознаменовался спадом промышленного производства, высокой инфляцией и падением уровня национального благосостояния. В Восточной Европе кризис завершился к середине девяностых, а в постсоветских республиках – к началу двухтысячных годов.

7)Глобальные проблемы мировой политики порождены следующими важнейшими причинами. Во-первых, развитием производительных сил, развертыванием научно-технического прогресса (новейшие биологически опасные технологии, разрушительные системы оружия и т.д.). Во-вторых, они являются следствием противоречивости социального прогресса, уходят своими корнями в основные установки европейской индустриально-технической цивилизации, в которой приоритет экономических ценностей над духовными завершился, – по меткому замечанию Н. Бердяева, – господством над всей жизнью человеческих обществ Мамоны – бога богатства, алчности и корыстолюбия.1. Экологические проблемы, которые включают в себя проблему энергетических и сырьевых ресурсов и проблему предотвращения катастрофического загрязнения окружающей среды.2. Демографическая проблема. Речь идет о прекращении стремительного роста населения («демографического взрыва») в развивающихся странах и устранении опасности «депопуляции» в развитых странах, обеспечении населения Земли продовольствием. 3. Проблема «Север–Юг информационно-компьютерные технологии, с высоким уровнем жизни, а с другой – слаборазвитые страны, с бедным населением 4. Проблема войны и мира.

8)Мировой порядок и его эволюция — характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей — общими для всех. Термин был введен Хэдли Буллом в научный оборот политологов в 1977,Вестфальский (1648—1815) — закреплен в Вестфальском мирном договоре. Был оформлен статус государств как ведущих актёров мировой политики и главенствующих элементов международной системы. Мировой порядок стал складываться на основании отношений именно между государствами. При этом, под словом «мировой» стоит понимать прежде всего европейский порядок, так как данная система мало касалась других регионов мира.Венский (1815—1871) — оформлен подписанием Венского мира в 1815 году после Наполеоновских войн. В этой форме мирового порядка были выделены Великие Державы — суверенные государства, которые имеют большее влияние, нежели остальные. В результате, такой порядок стал основой для эпохи колониализма и посодействовал окончательному формированию империй. Мировой порядок отчасти стал действительно мировым, распространившись посредством расцвета колониальных империй на другиерегионы.Версальский (1918—1939) — Версальский мирный договор по итогам Первой мировой войны. Институционально был зафиксирован полицентричный мир, в котором принятие и осуществление важнейших решений происходит путём взаимных договоренностей Великих Держав с учетом интересов остальных. Была создана Лига Наций — институт, который был нацелен на поддержание существовавшего мирового порядка, на недопущение дестабилизации международной системы по воле одного из её элементов. Оказался недостаточно эффективен в связи с тем, что интересы государств по-прежнему стояли несравнимо выше интересов международной организации.Ялтинско-Потстдамский (1945—1991) — сформировался на конференциях в Ялте и Потсдаме, а также в послевоенном урегулировании в 1945-46 гг. впервые изменилась сама структура мирового порядка — с полицентричного на полярный (биполярный, двухполюсный и т. д.). Мир был разделен на два антитетических центра, условные блок США и блок СССР. Уникален также по причине появления ядерного фактора и вытекающих из этого явлений. По мнению большинства экспертов, является наиболее стабильной формой мирового порядка из существовавших.

9)Классификация международной политики. В ходе истории все большее внимание на жизнь отдельных граждан и государств в целом оказывает международная политика. Это связано прежде всего с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических, полного и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контактов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризуетряд категорий:Внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже,сознательную бездеятельность государства по отношению к другимстранам;Международная политика - совокупная деятельность государств намеждународной арене.Межгосударственная политика – отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент,правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.);Наднациональная политика – сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, еще не получившее широкое распространение в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;Мультинациональная политика – это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, например (ОБСЕ, ОАЕ). Субъекты это политики – национальные государства; Транснациональная политика – сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций; Трансправительственная политика.

10)Внешняя политика государства – это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики.Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене.Внешней политике присущи следующие функции:1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.
2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований, политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.Целями внешней политики являются:1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности.2. Реализация задач, обусловленных системой международных связей.3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.Формы осуществления внешней политики• Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.• Налаживание союзнических отношений между государствами.• Участие в деятельности международных организаций. Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.Средства внешней политики бывают:1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

 

11.БИПОЛЯРНЫЙ МИР — термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает реальное противостояние в мире. Мир после Великой французской революции характеризовался противоречиями между нациями-государствами, и на основании этого определяется как многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим стало противостояние между двумя социальными системами—капитализмом и социализмом, мир этого периода называется соответственно биполярным. После 2-й мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических—СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями в войне, выступали центрами экспансии своих идеологий и обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более “рыхлое” биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое противостояние США—Ссср.Униполярность представляет собой конечную точку определенной эволюции, начавшейся в ранние времена модерна с образования многополярного баланса могущества, который в XX в. стал биполярным. Этапы как бы отмечены печатью неизбежности: многополярность, биполярность, униполярность. Уже в самой последовательности этих этапов мы можем видеть постепенное скрадывание (imploding) баланса могущества вплоть до настоящего момента, когда его более не существует в традиционном смысле. В то же самое время западный "униполь" наращивал свои внутренние идентичность, способности и структуры.

12Новые концепции и подходы к перспективам развитиям мирового сообществам

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой» (Коптюг, 1992).В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:- экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;- упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребностей людей без угрозы возможности удовлетворить таковые для будущих поколений.. Каждая страна, которая примет участие в саммите “Рио+10”, должна будет оценить свой вклад в устойчивое развитие цивилизации, выявить трудности, с которыми она сталкивается, и определить проблемы, которые предстоит решить. Вклад в устойчивое развитие В настоящее время во всех странах мира, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается со все большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

13.Международные кризисы и конфликты. Угрозы новому миропорядку в изменяющемся мире Международный кризис часто дополняется пояснением в виде слова «политический». И это не просто так. Дело в том, что данная сфера, присутствующая в любом государстве, является основой этого процесса. Для лучшего понимания следует рассмотреть это на примере.Возникает логичный вопрос о причинах его возникновения. В их роли могут выступать:религиозные взгляды;несогласие с путём развития;банальная зависть;«бодание» на международной арене;границы, территории;борьба за союзников и т. д.Пока нужно сделать вывод о том, что международный кризис — это явление, представляющее собой конфликт государств, регионов, основой которого есть круг взаимосвязанных причин. По сути, это тихая война.

Международный конфликт -общепризнанного понятия международного конфликта пока нет из-за различий в политических, экономических, социальных, идеологических, дипломатических, военных и международно-правовых признаках, свойствах и особенностях. Межгосударственные конфликты могут быть разделены на четыре этапа:

1) осознание проблемы; 2) эскалация напряженности; 3) оказание давления для разрешения проблемы;

4) военные действия с целью решить проблему. Конфликты между государствами имеют свои специфику, причины, функцию, динамику и последствия. Международные конфликты имеют положительные и отрицательные функции и последствия.

К положительным относится предотвращение стагнации в отношениях между странами; стимулирование конструктивных поисков выходов из создавшегося положения; определение степени расхождения интересов и целей государств; недопущение более серьёзных конфликтов и обеспечение стабильного существования способом протекания конфликта меньшей интенсивности.

К отрицательным последствиям международных конфликтов относят: насилие, нестабильность и беспорядки; они увеличивают состояние стресса у населения стран-участниц; применение неэффективных политических решений и другое. Типология международных конфликтов проводится по различным основаниям, и разделяют их: - по числу участников разделяют конфликты на двусторонние и многосторонние; - по степени распространения — на локальные и глобальные; - по времени существования — на краткосрочные и долговременные; - по средствам, используемым в конфликтах — вооружённые и невооружённые; - в зависимости от причин — экономических, территориальных, религиозных, этнических и других Терроризм, который распространяется в настоящее время в мире, принимает характер заменителя новой мировой войны и, становясь глобальной проблемой, он вынуждает государственные власти прибегнуть к достаточно жестким мерам, что в свою очередь выдвигает вопрос о расширении прерогатив и полномочий государств и их объединений в борьбе с глобальной террористической угрозой.

14.Межгосударственные отношение и формы сотрудничества ,проблемы взаимодействия на мировой политической арене международные отношения–это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, военных, информационных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и движениями на мировой арене.Целью и результатом взаимодействия членов мирового сообщества является координация усилий по налаживанию взаимовыгодных связей между субъектами мировой политики.Политологи выделяют 4 группы субъектов международных отношенийНациональные государства

Межгосударственные объединения Межгосударственные правительственные организации.Негосударственные / неправительственные международные организации и движения Отношения между государствами могут принимать различные формы:§ союзнические отношения, когда государства являются партнерами, активно сотрудничают в различных сферах и заключают союзы;

§ нейтральные отношения, когда между государствами налаживаются деловые контакты, но в союзнические отношения они не выливаются;

§ конфликтные отношения, когда государства выступают с территориальными или/и иными притязаниями в отношении друг друга и предпринимают активные действия для их удовлетворения.

15.Национальные цели и интересы в международных отношениях Интересы - доминирующие при определение структуры международных отношений; мыслятся как национальные интересы.Национальные интересы государства – основная, главная цель и главных рациональный фундаментал всей внешней политики; мыслятся как совокупность тех ресурсов, одновременно тех позиционных приобретений или зон контроля, которые позволяют государству как минимум сохранить, а как максимум увеличить объем собственного суверенитета.Мерой национальных интересов выступает могущество. Могущество представляет собой обоб Могущество и национальные интересы – дополняющие, переходящие друг в друга понятия. То есть главной основой и целью национальных интересов (далее - НИ) является сохранение или увеличение могущества. НИ рассчитываются по принципу могущества. Могущество – это инструмент реализации НИ (которые являются определением зоны сохранения и увеличения могущества). Таким образов формируется реалистский замкнутый круг, эта связь получила название – политика силы. щенное выражение национальных интересов.

16.Международные правовые организации и общественные движение и их роль в мировом сообществе Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем. Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 г. Особенно быстро международные организации начали создаваться после Второй мировой войны, В современных условиях в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Па1уошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние гг. все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

ВОПРОС №17. Экономические факторы в мировой политике. Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия — элемент внешней политики государства; разновидность дипломатии, включающая в себя дипломатические действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне: увеличение экспорта, привлечение иностранных инвестиций, участие в работе международных экономических организаций.Экономическая дипломатия представляет собой деятельность государственных институтов с привлечением общественных и предпринимательских структур, применением знаний современных экономических, политических, правовых наук и инструментов, методов и форм современной дипломатии, использованием двусторонних и многосторонних институтов в целях реализации национальных экономических интересов на мировой арене, направленной на устойчивое и стабильное развитие социально ориентированной рыночной экономики страны. В более краткой форме это можно выразить так: Экономическая дипломатия — это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами. Согласно более комплексному определению, под экономической дипломатией понимают совместную деятельность ее акторов — государства, общественных и деловых кругов — по защите национальных экономических интересов на международной арене, использующая инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур. Конечная цель экономической дипломатии — повышение международной конкурентоспособности страны.Считается, что именно торговля, будучи экономическим явлением, была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений.Усиление роли экономических факторов в мировой политике: основные проявления. Международным отношениям по сравнению с другими видами общественных отношений свойственна одна характерная черта - их ядром являются политические взаимодействия. Обусловлено это тем, что при отсутствии легитимного центра власти международные отношения представляют собой соперничество и согласование интересов, целей и ценностей. Речь идет о столкновениях по поводу власти (влияния) и распределения ресурсов. Эти вопросы стоят в центре мирополитического анализа.Однако во второй половине XX в. в жизни международного сообщества неизмеримо возрастает значимость экономических факторов, продуцируя во многом новое качество международных отношений. Это проявляется в целом ряде событий и тенденций. Во-первых, после Второй мировой войны на мировую арену вышли такие относительно новые по сравнению с государствами акторы, как глобальные экономические организации, транснациональные корпорации и банки, занявшие важное место в международных отношениях, в том числе в сфере властных отношений.Во-вторых, свою роль сыграла европейская экономическая интеграция, качественно изменившая межгосударственные отношения в Западной Европе после многовекового периода беспрестанных войн и «кошмара коалиций»(Бисмарк). Процессы экономической интеграции развиваются и в других регионах мира - Африке, Северной и Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если в 1995 г. торговых объединений в мире было 23, то к 2007 г. - уже 148. На мировой арене четко обозначилась триада наиболее успешных в экономическом отношении регионов - Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.В-третьих, впервые за многовековую историю государственно-центричной международной системы коррозии начал подвергаться государственный суверенитет, что в наиболее очевидной форме проявилось в относительной утрате государствами способности контролировать экономические процессы на своей территории. Часть государственных функций передается «наверх», в ведение международных организаций, часть оказывается под влиянием стихийных глобальных или региональных экономических процессов.В-четвертых, во многом меняются приоритетные цели политики государств на международной арене по сравнению с прошлыми историческими периодами. На первый план все чаще выходит не борьба за территории и сферы влияния, а стремление к более выгодному приложению капитала и доступу к источникам сырья. Появляются такие понятия, как экономическая и энергетическая безопасность.В-пятых, в решении мировых проблем последнего времени все большую роль начинает играть Большая восьмерка, объединяющая наиболее влиятельные в экономическом отношении государства мира (а в условиях современного глобального кризиса - и Большая двадцатка), в то время как ООН оказывается неспособной дать ответ на многие современные вызовы и нуждается в серьезном реформировании.В-шестых, с 1970-х гг. в мире появился качественно новый фактор силы - нефть, а в перспективе такую же функцию могут выполнять другие полезные ископаемые. «Нефтяное оружие» впервые применили ближневосточные страны ОПЕК в 1973 г. в отношении стран Запада. Всовременном мире подобную акцию грозит предпринять Иран в отношении западных стран, настаивающих на сворачивании его ядерной программы.Наконец, американоцентричный мир все сильнее подвергается давлению со стороны новых мировых экономик - Китая, Индии, Бразилии и России (страны БРИК). Это способно в среднесрочной перспективе изменить структуру международной системы.Но возникает вопрос: а не было ли чего-то подобного в прошлом, пусть на иной объективной основе? Ведь в истории международных отношений были события (например, Великие географические открытия, экспансия капиталистических отношений в период становления колониализма), давшие мощный импульс развитию экономических связей между народами и повлиявшие на всю систему международных отношений. Ответ положительный. Только параллели с сегодняшним днем можно проводить начиная с 40-х гг. XIX в. В этот период на волне промышленной революции Англия, «мастерская мира», инициирует систему свободной торговли, которую чуть позже принимают другие европейские государства.



2018-07-06 1516 Обсуждений (0)
ВОПРОС №17. Экономические факторы в мировой политике. Экономическая дипломатия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС №17. Экономические факторы в мировой политике. Экономическая дипломатия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)