Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления в рамках системного подхода: функционализм, политический реализм и неореализм, теория «стратегических культур», «синтезированные» теории.



2018-07-06 603 Обсуждений (0)
Основные направления в рамках системного подхода: функционализм, политический реализм и неореализм, теория «стратегических культур», «синтезированные» теории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.

Главная идея функционализма - данное психическое состояние может быть определено в терминах причинных связей существующих между психическим состоянием, условиями среды (ввод), поведением организма (выход), и другими психическими состояниями. Подход функционализма сходен с анализом информационных процессов, он стал философской основой вычислительной теории разума.[источник не указан 2136 дней]

В СССР функционализм считался заведомо ложным «буржуазным» подходом; ему противопоставлялся «целостный» марксистско-ленинский подход к изучению психики. Одним из критиков функционализма с таких позиций был известный советский психолог В. Н. Мясищев

Реализм и неореализм

Похожие материалы

Американский неореализм о природе войны: эволюция политической теории: В.Н. Конышев

Своими истоками школа политического реализма восходит к работам Фукидида, Макиавелли, Гоббса и др. Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Рейнхольд Нибур (1892-1971). Американский политолог Ганс Моргентау (1904-1980) считается основателем классической теории реализма. Всех реалистов объединяет понимание человека как существа, руководствующегося в своем поведении эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование. Это находит свое отражение и в международной политике.

Школа сформировалась во второй половине 40-х годов XX века в США и соответствовала реалиям периода «холодной войны». Сторонники этой школы считали, что не следует идеализировать политическую действительность, в политике надо исходить из реального положения дел. А реальность такова, что каковы бы ни были цели международной политики, стремление к власти всегда в них присутствует в качестве основного мотива. Г. Моргентау полагал, что международная политика - это всегда борьба за власть. Реалисты выступают сторонниками «силовой» концепции политики. Моргентау считал, что «силовое» начало политики вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. В качестве главных акторов международной политики реалисты рассматривают национальные государства и мировая арена - это поле их острого противоборства. Основной движущей силой деятельности государства на международной арене является национальный интерес. Сотрудничество различных стран - это результат сходства национальных интересов, противостояние - следствие их различия.

Национальный интерес - одна из ключевых категорий в теории реализма. На защиту национального интереса должна быть сориентирована внешняя политика государства. Концепция «национального интереса», определяемого в терминах власти (силы), была разработана Г. Моргентау. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального государства, которые выражаются в обеспечении национальной безопасности и создании условий для сохранения и развития общества. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности - потребности физического выживания, к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом внешнего вторжения.

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой часть всеобщей безопасности. Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств. Всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества.

Реалисты исходят из того, что при защите собственных интересов государства обязаны идти на соглашения, достигаемые путем взаимных уступок, на компромиссы, не затрагивающие жизненно важные интересы, сдерживать свое стремление к власти (доминированию) в мировой политике. Государства участвуют в международных отношениях посредством дипломатии. Наряду с понятием национального интереса ключевую роль в теории политического реализма играет понятие баланса сил, которое характеризует ситуацию равновесия между государствами как условие сохранения мира и стабильности. Это теоретическое положение основано на трактовке Гоббсом международных отношений как враждебной среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал. С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного субъекта международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта. Международный баланс сил рассматривается реалистами как самое эффективное средство сохранения мира. Нарушение силового равновесия влечет за собой войны, поэтому достижение и поддержка баланса сил - важная цель международной политики. Политический реализм не противопоставляет политику морали, учитывает значимость политического действия с моральной точки зрения. Однако оставляет ей мало места в своей концепции, т. к. исходит из того, что политические действия укоренены в неизменной и несовершенной природе человека. Поэтому неизбежны противоречия между нормами морали и требованиями политического действия. Ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, что хорошо, а что плохо с моральной точки зрения. Реалисты осуждали стремление отождествлять моральные устремления отдельного государства с универсальными моральными законами. В этом вопросе они следовали установке Макиавелли на автономность политической сферы, где господствует политический интерес.

Концепция Г. Моргентау и других реалистов подвергалась критике за упрощенность, одномерность в объяснении сложной системы международных отношений (почти все объясняется борьбой за власть, достижением баланса сил или его нарушением). Не учитывалось реалистами влияние на международную политику экономических, межправительственных и иных структур, интеграционных тенденций, международного сотрудничества.

К концу 1970-х гг. сформировался неореализм (другое название -структурный реализм) как направление в политическом реализме. Его основателем считается Кеннет Уолте - американский политолог. Неореализм при сохранении ключевых постулатов реализма (о балансе сил, ведущей роли национального интереса) учитывает влияние на политику экономических акторов. Борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы движет политику. Уолте сравнивал международные отношения с рынком, где государства в конкурентной борьбе стремятся улучшить свои экономические и иные позиции, усилить свое могущество. Неореализм вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.

Стратегическая культура (англ. strategic culture) — понятие, введенное американским международником Шнайдером в 1970-х гг. для сравнения ядерных доктрин Японии и СССР, обозначает целостную систему символов (то есть способов аргументации, аналогий, метафор), которая формирует представления о роли и эффективности военной силы в межгосударственных отношениях, придавая им ауру очевидности. Изначально этот термин означал особые способы приспособления к среде и решения проблем, связанных с угрозами и применением силы, характерные для какой-либо нации. Однако, позже от данной интерпретации отказались, поскольку она не имела универсального объяснения.



2018-07-06 603 Обсуждений (0)
Основные направления в рамках системного подхода: функционализм, политический реализм и неореализм, теория «стратегических культур», «синтезированные» теории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления в рамках системного подхода: функционализм, политический реализм и неореализм, теория «стратегических культур», «синтезированные» теории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)