Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировой политический процесс и дипломатия. Формы и механизмы воздействия дипломатии на международный политический процесс.



2018-07-06 678 Обсуждений (0)
Мировой политический процесс и дипломатия. Формы и механизмы воздействия дипломатии на международный политический процесс. 0.00 из 5.00 0 оценок




Политический процесс развертывается в отдельных странах, на региональном и глобальном уровне как совокупная деятельность социальных общностей и институтов, организаций и групп, отдельных лиц, преследующих те или иные политические цели.

На мировой арене деятельными субъектами выступают народы, государства, общественные движения и организации. В силу этого политический процесс приобретает здесь собственное содержание, специфические черты и закономерности развития.

В международных отношениях политические процессы являются результатом взаимодействия их многообразных участников — внешней политики государств, деятельности межправительственных и неправительственных организаций (транснациональные корпорации, неправительственные исследовательские и информационные службы, неорганизованные социальные движения и т.п.).

Основные формы (проявления) международно-политических процессов — это сотрудничество (разновидностями которого являются переговоры, многосторонняя дипломатия, различные виды интеграции и координации деятельности государств и других участников международных отношений); конфликты, высшей формой которых выступает война, а также принятие внешнеполитических решений суверенных, независимых государств и решений международных органов, организаций и учреждений.

Меняется социально-политический облик мира в целом и во всех своих составных частях. Как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются неравномерность развития, глубокие противоречия. Вместе с тем на глобальный политический процесс оказывают возрастающее воздействие интеграционные процессы в экономике, что создает базу сближения народов и государств в социальной, политической и культурной областях, способствуя общению и доверию между людьми, что для политики крайне важно.

В XXI век человечество вступает, достигнув весомых результатов в развитии глобального демократического процесса, о чем свидетельствуют многочисленные факты, события. Налицо политическое пробуждение огромных народных масс, которые развернули активную борьбу против политических диктатур, военных хунт, централизованных моноструктур власти, различных форм господства коррумпированной бюрократии и олигархии. Тем самым мировой политический процесс обретает новые черты, что выразилось прежде всего в том, что в политику вовлечены, как никогда прежде, миллионы и даже миллиарды людей.

Анализируя наблюдаемые сегодня на мировой арене изменения, можно отметить характерные черты и тенденции современного политического процесса.

Во-первых, современный мировой политический процесс характеризуется переходным состоянием, когда нарастает тенденция к установлению нового мирового порядка.

Во-вторых, мировой политический процесс развивается сложным, противоречивым и поливариантным путем, поскольку в деятельности субъектов политического процесса реально сочетаются сознательные, упорядоченные выступления со стихийными, спонтанными акциями.

В-третьих, при сохранении общей детерминации политического процесса социально-экономическими факторами одновременно возрастает его относительная самостоятельность, обнаруживается растущая автономность и самоценность политики, политических партий и движений. В-четвертых, мировой политический опыт показывает, что по мере усложнения и демократизации общественного развития видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики; в политическом процессе участвуют разнообразные представительные силы и движения: партии, профсоюзы, молодежные, женские, конфессиональные организации, армия, группы поддержки и давления и т.п.

Совокупность государств составляет здание мирового сообщества. Они различаются по размерам, по «весу», по своей значимости и роли, которую они играют в жизнедеятельности международных отношений. И пока мир продолжает оставаться разделенным на государства с различным уровнем социально-экономического развития, а значит, и с разными интересами, на государства «богатые» и «бедные», нет оснований полагать, что в их отношениях возобладают интересы общие. Распад биполярности мира усилил интерес к силовым законам, к геополитическим трактовкам мировых реалий.

Основной и важнейшей закономерностью функционирования системы межгосударственных отношений является тенденция к поддержанию в ней состояния динамического равновесия или баланса сил.

«Баланс сил», «соотношение сил», «расстановка сил», «силовая политика», «политика с позиции силы» и иные аналогичные выражения, широко используемые в политическом словаре, наглядно свидетельствуют о значимости категории силы государства. Многие согласны с тем, что сила служит средством достижения определенных целей и что изменения в ней — одна из важных переменных, обусловливающих изменения в поведении государств. Интересы государства на мировой арене реализуются через политические цели и систему средств, служащих осуществлению этих целей. Между интересами и целями, с одной стороны, и средствами их реализации — с другой, существует тесная взаимозависимость.

В связи с этим специального внимания заслуживает современное ракетно-ядерное оружие как компонент силы государства. Ракетно-ядерное оружие создало новую военно-политическую ситуацию в мире. Перед политиками встал вопрос о том, имеет ли создание и накапливание ракетно-ядерного оружия стабилизирующий или дестабилизирующий эффект. Имеются разные ответы, но большинство политиков и ученых считают, что ядерное оружие является сдерживающим фактором на пути к новой мировой войне.

 

В послевоенный период стратегическая стабильность и безопасность, особенно в отношениях между наиболее мощными в военном отношении государствами — СССР и США, — обеспе чивалась благодаря достигнутому ракетно-ядерному паритету (начало 70-х годов). Вскоре, однако, обнаружилось, что повышение его уровня не способствует укреплению безопасности обеих сторон, а снижает ее, повышает уязвимость их территорий и населения. Впервые в истории возникло явление, когда стало невозможным достичь победы, как в «большой войне», так и в гонке вооружений. Ядерная война не может служить рациональным средством политики, найти в ней свое продолжение («формула Клаузевица»), Необходимость всеобщей безопасности превратилась в категорический императив XX в.

Мировой политический процесс развивался после окончания Второй мировой войны крайне неравномерно. В 50—60-е годы в отношениях между Востоком и Западом между созданными ими военными блоками существовали острейшие противоречия, высокая напряженность — «холодная» и «психологическая» войны. В 70-е годы наступила разрядка, между СССР и США были подписаны десятки договоров и соглашений, в том числе имевшие крупнейшее значение для укрепления безопасности. В конце 70-х годов политическая разрядка вновь уступила место конфронтации, стратегии «прямого противоборства» и лишь во второй половине 80-х годов вновь изменился политический климат, были предприняты беспрецедентные усилия по нормализации международной обстановки в области разоружения.

Самое существенное состоит в том, что удалось отодвинуть непосредственную угрозу войны, перевести отношения между государствами в русло сотрудничества по наиболее сложным вопросам, затрагивающим мир и безопасность. Развернулся реальный процесс сокращения ядерного оружия, обычных вооружений и вооруженных сил, обозначилась тенденция к уменьшению глобальных военных расходов. Существенное влияние на оздоровление всей международной обстановки оказало улучшение российско-амери- канских отношений, придание им качественно новых черт партнерства.

Однако мировой политический процесс сохраняет еще немало черт, унаследованных от того времени, когда в международных отношениях доминировала ставка на силу. Об этом говорят региональные вооруженные конфликты, агрессия стран НАТО против Югославии, вооруженные противостояния в СНГ и другие очаги напряженности.

Современная концепция международной безопасности — безопасности для всех — по своему существу носит комплексный характер и базируется на активном использовании в первую очередь невоенных, политических факторов. Должны окончательно уйти в прошлое военные блоки и союзы, балансирование на грани войны, доктрины ядерного устрашения, превентивного первого удара. Мирное пространство в ядерно-космический век сузилось и не должно больше служить плацдармом для силовой политики, агрессивных войн. Разумное самоограничение в военной области, достаточность средств для обороны, решительный отказ от использования вооруженных сил и средств в спорных, конфликтных ситуациях, ставка не на силу, а на мировой диалог, компромиссы диктуются всем ходом современного общественного развития, интересами выживания человечества перед лицом растущих глобальных угроз.

 



2018-07-06 678 Обсуждений (0)
Мировой политический процесс и дипломатия. Формы и механизмы воздействия дипломатии на международный политический процесс. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировой политический процесс и дипломатия. Формы и механизмы воздействия дипломатии на международный политический процесс.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)