Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13.Правовая основа налогообложения субъектов коммерческой деятельности



2018-07-06 655 Обсуждений (0)
Тема 13.Правовая основа налогообложения субъектов коммерческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Программное обеспечение.

Понятие и источники правового регулирования налогообложения коммерческой деятельности, налоговое право: понятие, предмет, метод, принципы правового регулирования. Система налогового законодательства, налоговая система и система налогов, виды источников правового регулирования налогообложения коммерческой деятельности. Конституция Республики Беларусь как правовая основа взимания налогов на территории Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь как источники правового регулирования, их правовое значение. Законы Республики Беларусь как источники правового регулирования, их правовое значение, соотношение с декретами и указами Президента Республики Беларусь. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь как источники правового регулирования. Соотношение источников правового регулирования, понятие налогообложения, признаки налогообложения: социальный, экономический, юридический, политический, демографический. Понятие налога как юридической категории, соотношение налога как юридической и экономической категории. Элементы налога: источники дохода, субъекты, объекты налоговая ставка, срок уплаты налогового платежа, налоговый платеж. Понятие налогового правоотношения, элементы налогового правоотношения, понятие налогового правоотношения, состав налогового правонарушения, понятие юридической ответственности за совершение правонарушения в налоговой сфере. Виды юридической ответственности. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Административная преюдиция. Финансовая (экономическая) ответственность за совершение налогового правонарушения.

Методические указания.

Налоговое право.

Основными характеристиками как отрасли права, так и различных институтов внутри нее являются предмет и метод правового регулирования. Безусловно, главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе является предмет правового регулирования, который представляет собой круг общественных отношений, регулируемых нормами определенной отрасли права.

Существуют различные точки зрения по поводу предмета налогового права. Одни юристы к предмету налогового права относят только имущественные отношения, возникающие между плательщиком налогов и государством по уплате налогов (Воронова Л.К.). Другие – любые общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением, в том числе в связи с привлечением лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к уголовной и административной ответственности. Так, Г.В. Петрова считает, что «налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления».

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в предмет налогового права входят общественные отношения, связанные с вопросами установления и взимания налогов с юридических и физических лиц, а также отношения, складывающиеся в процессе осуществления компетентными государственными органами налогового контроля с целью выполнения плательщиками налогов обязанностей по уплате налогов и привлечения виновных должностных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вторым критерием при определении природы налогового права выступает метод правового регулирования, под которым понимают совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основным методом, который используется для регулирования этих отношений, является императивный метод, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (плательщиками налогов и сборов). Широкое применение императивного метода в налоговой сфере обусловлено спецификой налоговых правоотношений, которые опосредуют основанное на властном предписании безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их владельцев.

Указанный метод не может рассматриваться в качестве специфического способа воздействия именно на налоговые отношения, поскольку характерен для иных публично-правовых отраслей (административного права, финансового права и др.), что и принимается во внимание большинством ученых-юристов, рассматривающих налоговое право в качестве подотрасли финансового права.

Большинство представителей теории права придерживаются точки зрения, согласно которой не существует особых «отраслевых» методов правового регулирования, а имеются только императивный и диспозитивный методы, которые являются общеправовыми, применяемыми во всех отраслях (подотраслях) права, с учетом присущих им особенностей в рамках разделения всего правового массива на частные и публичные отрасли права.

В связи с этим следует отметить особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:

- доминирование позитивных обязываний, которые предусматривают определенную модель поведения субъекта налогового права, вступающего в те или иные правовые отношения;

- ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание. Хотя в налоговых отношениях не исключается возможность проявления инициативы со стороны физических лиц и организаций (например, когда плательщик налогов обращается в соответствующие государственные органы с целью предоставления ему отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей). Более того, как отмечает Д.В. Винницкий, важнейшим элементом фактического состава, порождающим возникновение правоотношения по уплате налогов, является факт получения или владения объектом налогообложения (получение дохода, владение имуществом и т.д.) или совершение лицом действий, имеющих экономическое значение и признаваемых объектом налогообложения (реализация товаров, работ, услуг и т.д.), что контролируется самим субъектом налогообложения. Таким образом, можно отметить то обстоятельство, что для метода налогового права характерно ограничение правовой инициативы субъектов налоговых отношений, но не полное ее подавление;

- юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект налогового отношения, наделено более широкими правами, чем плательщик налогов и сборов. При этом обязанная сторона (плательщик налогов) находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;

- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством, что принципиально отличает данный метод от смежных отраслевых методов, в частности, от административно-правового.

Метод властных предписаний является доминирующим при регулировании налоговых отношений, однако он не исчерпывает всех аспектов налогообложения. В настоящее время предпринимаются попытки совместить при регулировании налоговых отношений императивные и диспозитивные начала, в связи с чем наряду с методом властных предписаний в налоговом праве начинает использоваться диспозитивный метод. Так, О.В. Староверова отмечает, что в современных условиях публичное право все плотнее соприкасается с частным правом. В итоге метод властных предписаний становится как бы более «лояльным» и в него все чаще вписываются черты гражданско-правовых отношений, т.е. допускается некоторая инициатива субъектов налогового права.

Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках налоговых предписаний, что в значительной степени отграничивает ее от диспозитивности гражданского права. В качестве примера юридических дозволений можно привести возможность отдельным категориям налогоплательщикам перейти на упрощенную систему налогообложения (глава 34 Налогового кодекса Республики Беларусь) или уплачивать налоги в общем порядке .

Таким образом, необходимо отметить, что налоговое право помимо своего специфического предмета правового регулирования, имеет также свой собственный специфический метод правового регулирования – императивно-диспозитивный, сочетающих признаки властного подчинения одной стороны общественных отношений другой стороне и некоторую степень свободы выбора субъектами отношений вариантов своего поведения в рамках установленной нормы права.

Таким образом, исходя из специфики предмета и метода правового регулирования, налоговое право – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.

Налогооблажение.

Под налогомпонимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налогообложение это процесс установления и взимания налогов, сборов в стране, включающий определение их видов, размера ставок, круга плательщиков, порядка исчисления и уплаты. Налогообложение организаций и физических лиц осуществляется в соответствии с актами налогового законодательства. Статья 56 Конституции Республики Беларусь гласит, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Налоговое законодательство Республики Беларусь – это система принятых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь следующих нормативных правовых актов:

1) Налоговый Кодекс (далее – НК РБ) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3) международные договоры Республики Беларусь;

4) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения;

5) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Представленная система нормативных правовых актов включает два уровня. Первый уровень – законодательные акты, обладающие высшей юридической силой: налоговый кодекс, законы, декреты, указы Президента, международные договоры. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК РБ или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК РБ или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Второй уровень – подзаконные акты, имеющие подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являющиеся средством реализации законодательных норм: постановления Правительства Республики Беларусь; постановления республиканских органов государственного управления (Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС РБ), Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (ГТК РБ) и др.); решения органов местного управления и самоуправления. Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а решения органов местного управления и самоуправления – на соответствующих территориях.

Налоговый кодекс Республики Беларусь – это основной документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть НК РБ (вступила в силу с 2004 года, закон от 04.01.2003

N 184-З) определяет общую правовую основу налогообложения, его понятийный и процедурный аппарат. Особенная часть НК РБ (вступила в силу с 2010 года, закон от 29.12.2009 N 71-З) содержит механизм исчисления и уплаты каждого из предусмотренных налогов, сборов (пошлин).

Согласно НК РБ законы Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действиена налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата. Аналогичный порядок распространяется и на акты Президента Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.



2018-07-06 655 Обсуждений (0)
Тема 13.Правовая основа налогообложения субъектов коммерческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13.Правовая основа налогообложения субъектов коммерческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)