Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Договор поставки для государственных нужд.



2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Договор поставки для государственных нужд. 0.00 из 5.00 0 оценок




В гражданском праве наряду с преобладающими в нем частно-правовыми началами присутствуют и публично-правовые начала. Выражение публичности в гражданском праве, во многих случаях связано с участием государства в гражданских правоотношениях в качестве субъекта гражданского права. С другой стороны, происхождение публичного в гражданском праве имеет и более глубинные начала, происходящие из сущности права, призванного быть регулятором тех или иных общественных отношений.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Для эффективного выполнения своих функций государство нуждается в определенных ресурсах и как субъект гражданского права имеет потребности в различных вещах. Целям удовлетворения этих потребностей служит институт поставки товаров для государственных нужд.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь правила о поставке товаров для государственных нужд помещены в § 4 гл. 30 («Купля-продажа»). Подобное решение относительно структуры и содержания данной главы, куда включены правила об отдельных видах купли-продажи не вполне соответствует сущности института поставки товаров для государственных нужд, если учесть то обстоятельство, что законодательство о поставках для государственных нужд формировалось еще во 2-й ½ XIX в. и имеет собственные устоявшиеся традиции отечественного нормотворчества. Вместе с тем, в отечественном гражданском праве столь же длительное время развивался институт поставки, который в гражданско-правовой доктрине неизбежно отделялся от купли-продажи. Таким образом, более правильным будет позиционирование поставки товаров для государственных нужд в качестве разновидности поставки.

Источники правового регулирования.Основу правового регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд составляют правила § 4 гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства применяются также правила Гражданского кодекса Республики Беларусь о договоре поставки (ст.ст. 476 – 493). В 1993 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О поставках товаров для государственных нужд». Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются также нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются перечни республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 495 Гражданского кодекса Республики Беларусь государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Договорами, опосредующими поставку товаров для государственных нужд, являются: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и заключаемый на его основе договор поставки товаров для государственный нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Содержание § 4 главы 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что договором поставки товаров для государственных нужд следует считать соглашение сторон, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) на основе государственного контракта обязуется передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.

Государственный контракт и договор на поставку товаров для государственных нужд относятся к числу консенсуальных, возмездных, двусторонних.

Элементы договора

Сторонамив государственном контракте и договоре поставки товаров для государственных нужд являются:

1.Поставщик – субъект предпринимательства, т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель;

2.Покупатель – государственный заказчик или же в качестве покупателя может выступать иное лицо, чаще всего коммерческая организация.

Государственного заказчика в отношениях по поставке товаров для государственных нужд представляют определяемые в установленном законодательством порядке организации – республиканские органы государственного управления, облисполкомы и др.

Предметгосударственного контракта, договора поставки товаров для государственных нужд – это любые товары, как правило, определенные родовыми признаками, которые соответствуют своему предназначению товаров для государственных нужд.

Форма и порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд. Форма государственного контракта, договора поставки письменная, что следует из содержания § 1 гл. 9 и § 4 гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь

Основанием заключения государственного контракта является заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Размещение заказа на поставку обязывает государственного заказчика заключить государственный контракт. Для поставщика (исполнителя) обязанность заключить государственный контракт возникает в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

При конкурсном размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный заказчик обязан заключить государственный контракт с лицом, ставшим победителем конкурса – поставщиком (исполнителем).

Статья 498 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает порядок заключения государственного контракта. Презюмируется, что проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю). Иное может быть предусмотрено соглашением между государственным заказчиком и поставщиком.

Порядок заключения государственного контракта среди иных норм императивного характера содержащихся в § 4 гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь указывает на конкретные сроки, в течение которых сторонами должны осуществляться необходимые для заключения государственного контракта действия.

Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает другой стороне один экземпляр контракта. Если по условиям государственного контракта возникают разногласия, то в этот же срок подписант составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Получение другой стороной государственного контракта с протоколом разногласий предполагает совершение получателем ряда действий:

1.В течение тридцати дней рассмотреть разногласия по существу;

2.Предпринять меры по согласованию разногласий с другой стороной;

3.Известить другую сторону о принятии государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.

В случае отклонения протокола разногласий или истечения установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, если только его заключение является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней в суд.

Специальный срок для заключения государственного контракта устанавливается при конкурсном порядке размещения заказа. По результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд контракт, в соответствии с п. 4 ст. 498 ГК должен быть заключен в срок не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт (п. 5 ст. 498 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд установлен ст. 499 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Если государственный контракт предусматривает поставку товаров покупателю, определяемому государственным заказчиком по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю), а также покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Подобное извещение о прикреплении покупателя к поставщику служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Терминологически извещение о прикреплении не является новеллой действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, поскольку происходит из системы понятийного аппарата института поставки. В действующем законодательстве о поставках, извещение о прикреплении наполнено иным правовым содержанием, отображающим сущность современного института поставки товаров для государственных нужд.

Презюмируется обязанность поставщика (исполнителя) направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю. Государственным контрактом может быть предусмотрен и иной порядок подготовки проекта договора. Кроме этого проект договора может быть представлен и покупателем. Такая обязанность поставщика должна быть им исполнена не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и один из экземпляров возвращает другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, но при наличии разногласий по условиям договора составляет протокол разногласий и в этот же срок направляет его вместе с подписанным договором другой стороне. Получение проекта договора с протоколом разногласий связывает получателя необходимостью в течение тридцати дней:

1.Рассмотреть возникшие разногласия;

2.Принять меры по согласованию условий договора с другой стороной;

3.Известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Разногласия, оставшиеся неурегулированными, могут быть переданы заинтересованной стороной в тридцатидневный срок на рассмотрение суда.

При уклонении поставщика (исполнителя) от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель получает право предъявить иск в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на тех условиях проекта договора, которые были разработаны покупателем.

В соответствии с п. 1 ст. 500 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупателю предоставлено право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.

В этом случае, поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика государственный заказчик предпринимает одно из следующих действий:

1.Выдает извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя;

2.Направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;

3.Сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным заказчиком этих обязанностей, поставщик (исполнитель) вправе по своему выбору либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

Ценатоваров определяется в соответствии с государственным контрактом, если только им не предусмотрен иной порядок определения цен. Во многих случаях цена определяется с учетом действующего механизма государственного регулирования цен на отдельные группы товаров.

Срокв отношениях по поставке товаров для государственных нужд имеет существенное значение, что следует из правовой природы поставки и самого определения договора поставки (ст. 476 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Содержание контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд.

Основная обязанность поставщика (исполнителя) передать товары государственному заказчику, иному лицу. Государственный заказчик обязан обеспечить оплату поставленных товаров. При определении прав и обязанностей сторон в правоотношениях по поставке товаров для государственных нужд следует руководствоваться правилами ст.ст. 476 – 493 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Если товар по указанию государственного заказчика поставляется по отгрузочной разнарядке получателю, указанному в разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если только иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом. Статья 502 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет общий порядок оплаты товара по договору поставки товаров для государственных нужд. Оплата товаров по договору производится покупателем, при этом государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.



2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Договор поставки для государственных нужд. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Договор поставки для государственных нужд.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)