Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Телевидение как сегмент медиасистемы России.



2018-07-06 1240 Обсуждений (0)
Телевидение как сегмент медиасистемы России. 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной системе СМИ России телевидение, несомненно, занимает ключевое место, а сама телеиндустрия представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор национальной медиаиндустрии. Это отражает как общемировые, так и национальные тенденции в развитии отрасли. Уже к началу 1990-х гг. в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны. В это десятилетие ТВ безоговорочно заняло центральное место в российской системе СМИ – и по охвату национальной аудитории, и по объему времени, уделяемому этому медиа.

С начала 1990-х гг. российское ТВ начало стремительно встраиваться глобальный контекст. Речь идет не только об увеличившемся объеме зарубежных программ на российских телеканалах, но и о становлении рыночных экономических отношений, о развитии телевидения в качестве самостоятельного сегмента индустрии СМИ, что соответствовало бы глобальным тенденциям и использованию организационных моделей рынка. Двойной переход – к новым экономическим структурам (от прежней административно командной к рыночной экономике СМИ, основанной на рекламной бизнес модели) и к современным цифровым технологиям вещания – привел к радикальным изменениям в телевизионной индустрии России.

К настоящему моменту телевизионный ландшафт России характеризуется чрезвычайным разнообразием, еще недостаточно систематизированным. Одни и те же предприятия могут быть описаны различным образом в зависимости от базового признака, положенного в основу классификации. Наиболее распространенными являются следующие подходы к классификации ТВ:

— по способу доставки телевизионного сигнала: выделяется эфирное (наземные сети), неэфирное (кабельное, спутниковое), широкополосное интернет-ТВ и мобильное ТВ;

— по типу сигнала: аналоговое и цифровое, а также стандартное (SD) и высокой четкости (HD) ТВ;

— по типу организации вещания: централизованное и сетевое ТВ;

— по доступности для абонентов: бесплатное / общедоступное и платное ТВ;

— по охвату / географическому рынку: общенациональное / федеральное и региональное (местное) ТВ;

— по природе программных стратегий: универсальное (General Interest) и специализированное (Special Interest);

— по целевой аудитории: массовое и нишевое;

— по типу собственности: частные, государственные и смешанные предприятия;

— по функции в производственной цепочке отрасли: вещатели/каналы, производители программ/производящие компании, агрегаторы, дистрибьюторы и операторы.

Современное телевидение можно определить как средство массовой коммуникации, передающее аудитории аудиовизуальные сообщения, организованные в потоки – телевизионные каналы. Понятие телевизионного канала является ключевым для телевидения. Несмотря на изначально «техническое» происхождение этого понятия (полоса частот для передачи телесигнала), в современной телеиндустрии оно употребляется в ином смысле. Телевизионный канал – это, во-первых, набор аудиовизуальных материалов, подобранных в соответствии с концепцией вещания, и организованных в сетку программ. Во-

вторых, телевизионный канал – это определенные организационные и технические возможности доставки этого контента до аудитории, т. е. набор технических каналов и средств, с помощью которых мо жет осуществляться транспортировка контента. Таким образом, телевизионный канал – это организованный во времени поток аудиовизуального контента, подобранного в соответствии с определенной концепцией и доставляемого с помощью определенных организационной структуры и технических средств. [Часто под телеканалом понимается также предприятие / компания, которая производит этот теле канал и осуществляет его вещание (телевизионная компания).]

Телевидение представляет собой совокупность телевизионных каналов – множество аудиовизуальных потоков и средств их доставки до потребителя.

Несмотря на то, что в последнее время все большее распространение получают новые способы распространения аудиовизуального контента («видео по запросу», DVDдиски, видео в Интернете, мобильное ТВ и пр.), в настоящем докладе телевидение прежде всего рассматривается именно в опи санном выше смысле (как совокупность телевизионных каналов), и другие способы существования и распространения аудиовизуального контента не включаются в это понятие.

Общедоступное и платное телевидение. В настоящее время телевидение в России можно без преувеличения считать универсальным СМИ, доступным практически каждому россиянину. 99 % населения принимают на свои телеприемники по крайней мере один телеканал, среднее число доступных телеканалов на одно домохозяйство к 2009 г. превышало два десятка. Причем доля россиян, хотя бы иногда обращающихся к различным масс медиа, максимальна именно для ТВ.

Общедоступные телеканалы являются, пожалуй, центральными субъектами телевизионного рынка. Нынешний телевизионный ландшафт начал формироваться в 1990-е гг., когда в эфире появились такие телеканалы, как СТС, ТНТ, «РЕН ТВ», «Культура» и т. д. Постепенно число каналов увеличивалось, появлялись новые игроки, каналы меняли владельцев и концепции вещания, и к концу 2009 г. сложилась следующая картина.

В сегменте общедоступного телевидения работает 20 телеканалов, претендующих на статус телеканалов общенационального охвата. Правда, уровень реального технического проникновения этих телеканалов варьируется в широком диапазоне – от 98 % до 36 % («Первый канал» – 98,8 %, «Россия»– более 98 %, НТВ – 96 %). Сложилось принятое в индустрии деление этих телеканалов на три группы: первая группа – федеральные универсальные каналы «Первый канал», «Россия», НТВ; вторая – основные сетевые каналы СТС, ТНТ, среди которых универсальным является один – «РЕН ТВ»; третья – остальные общедоступные телеканалы, среди которых большинство являются специализированными, – ТВЦ, «Культура», «Домашний», «Спорт», «МУЗ ТВ», MTV, «ТВ3», ДТВ, «Петербург5 канал», «Вести», «Euronews», «2 2», «Звезда», «7ТВ».

(Примечание: Каналы, входящие в структуру ВГТРК, в начале 2010 г. были переименованы: «Россия» в «Россия 1», «Спорт» в «Россия 2», «Культура» в «Россия К», «Вести» в «Россия 24».)

Развлекательный контент широкого профиля доминирует у большинства общедоступных каналов. Их основное программное наполнение – фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы, документальные фильмы и т. д. И хотя многие из них имеют определенную тематическую, жанровую и стилистическую специализацию и даже аудиторную нишу, в целом они являются достаточно универсальными развлекательными каналами. В 2009 г. к «узким» специализированным каналам в сегменте общедоступного телевидения относились лишь каналы «Вести», «Euronews», «Спорт» и «2х2», программное наполнение которых находилось в строгих жанрово-тематических рамках. Помимо новостных каналов «Вести» и «Euronews», информационное вещание представлено также на семи телеканалах общего профиля – «Первый канал», «Россия», НТВ, «РЕН-ТВ», «Петербург-5 канал», ТВЦ и «Звезда».

Телевидение России в глобальном контексте. В 2000-е гг. наиболее заметной тенденцией в развитии зарубежного, прежде всего американского и западноевропейского, ТВ стало усиление неолиберальных тенденций в отрасли, выразившееся в укреплении положения коммерческих общедоступных вещателей, кабельных и спутниковых операторов на фоне снижения – но еще некритического падения – популярности общественных вещателей. Бурный рост числа коммерческих телеканалов в 2000-е гг., коммерциализация стратегий программирования общественного ТВ, заметная в практике большинства западноевропейских стран, усиливают интеграцию ТВ в индустрию раз влечений (Open Society Institute, Television Across Europe. More Channels, Less Independence. Followup Reports. Budapest, 2008). Возникновение новых коммерческих каналов порождает потребности во все большем числе программ, стимулируя развитие независимого от вещателей рынка производителей, при этом большинство стран Западной Европы с трудом отвечают на этот вызов: вертикально интегрированные общественные вещатели продолжают доминировать на национальных рынках производства В результате телевещатели все больше опираются на интегрированный с киноиндустрией сегмент производящих компаний и создают новые развлекательные гибридные форматы (Iosifidis P., Steemers J., Wheeler M. European Television Industries. London, 2005. 2 Hill A. Reality TV: Audiences and Popular Factual Television. London, 2005). Растущее разделение внутри телеиндустрии на два сегмента – вещателей и производящих компаний – вместе с увеличением числа каналов делает крайне перспективным аутсорсинг в СМИ.

Современные стратегии развития ТВ как индустрии и как средства массовой информации в значительной степени определяются также технологическим прогрессом и цифровой революцией. Как показывает практика стран-первопроходцев в этой сфере – Германии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Норвегии, речь идет не просто об изменении формата сигнала и форм его доставки зрителям. Изменения касаются и стратегий программирования, и бизнесмоделей, и взаимоотношений вещателей со зрителями. В контексте этих трансформаций особое беспокойство испытывают общественные вещатели, которые будут вынуждены конкурировать с коммерческими в цифровой многоканальной среде. Необходимость учитывать интересы и запросы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов, заставляет их двигаться по пути создания конкурентоспособных программ развлекательного характера – минисериалов, токшоу, докудрамы/драмадока, эдьютейнмента (развлекающих образовательных программ). В последние го ды активно развивается и сегмент «калчартейнмента», представленный прежде всего минисериалами «Бибиси» (ВВС) – короткими сериалами, соз данными на основе классической литературы с привлечением «звезд» национального театра и кинематографа.

В условиях продолжающейся цифровой революции у российского ТВ появляются новые возможности для социально значимого некоммерческого вещания, создания новых моделей общественного ТВ (например, на базе кабельных или вновь создающихся цифровых эфирных каналов), развития сегмента производства детских, документальных, культурных, просветительских программ.

При этом очевидно и становление новых бизнесмоделей, уходящих от опоры на рекламу массовых товаров/услуг и глобальных брендов, основанных на платном доступе к нужному потребителю контенту. Пока еще никто, включая аналитиков зарубежной телеиндустрии, не может дать реалистичных прогнозов деятельности ТВ в условиях фрагментированной аудитории и потери традиционных рекламодателей. При этом неясна возросшая в условиях интерактивности и мультимедийности СМИ роль аудитории в процессе создания и вещания телеконтента.

Российские реалии в сфере ТВ все меньше отличаются от действительности в сфере ТВ в большинстве стран мира, где формирование и реализация осознанной государственной медиаполитики, опирающейся на взаимодействие с самой телеиндустрией, гражданским обществом и зрителями, становится сегодня актуальной экономической и культурной задачей.



2018-07-06 1240 Обсуждений (0)
Телевидение как сегмент медиасистемы России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Телевидение как сегмент медиасистемы России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)