Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутренняя и внешняя политика Турции в 1980-1990 гг.: курдская проблема, реформы Т.Озала, политика Турции на постсоветском пространстве и на Ближнем востоке.



2018-07-06 1755 Обсуждений (0)
Внутренняя и внешняя политика Турции в 1980-1990 гг.: курдская проблема, реформы Т.Озала, политика Турции на постсоветском пространстве и на Ближнем востоке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя политика и реформы Т.Озала. Военный переворот 1980 г. положил начало новому этапу в развитии Турции.Как ни парадоксально, он создал политические условия для проведения важных преобразований. . Власть перешла в руки Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом Эвреном. СНБ ввел военное положение по всей стране, распустил парламент, запретил все политические партии. Хунта заявила о намерении покончить с терроризмом, продолжить политику стабилизации экономики, подготовить проект новой конституции. В ноябре 1982 г. Учредительное собрание одобрило проект новой конституции, которая после одобрения на референдуме вступила в силу. Новая конституция была нацелена на предотвращение ситуаций, которые могли бы создать угрозу существованию режима. Она резко усилила исполнительную власть по сравнению с законодательной и судебной. Конституция расширила полномочия президента, который получил право назначать досрочные парламентские выборы для предотвращения тупиковых ситуаций в парламенте. Были зафиксированы положения, облегчающие прохождение в парламент представителей 2-3-х крупных партий и закрывающих путь для малых партий. Конституция 1982 г. во имя стабильности ограничила участие населения в политической жизни. Роль избирателей свелась к проявлению своей воли на выборах, после чего управление страной переходило к избранным политикам. Право заниматься политикой признавалось только за партиями, но не за профсоюзами и общественными организациями. Запрещались политические забастовки, забастовки солидарности и всеобщие забастовки. К 1986 г. в основном завершилось создание новой многопартийной системы. Она сохранила 4 политических полюса, сложившихся в 70-е годы. Социал-демократическое направление было представлено Социал-демократической народной партией(преемница НРП) и Демократический левой партией(ДЛП), созданной в 1985 г. Установки обеих партий очень схожи: демократизация политической жизни, ограничение деятельности мусульманских сект, улучшение социального обеспечения, повышение минимума зарплаты, освобождение политзаключенных, легализация компартии. Консервативное (правоцентристское) направление представляли Партия отечества (ПО), созданная в 1983 г. Т. Озалом и Партия верного пути (ПВП) во главе с С. Демирелем. Обе партии выступили сторонниками либеральной экономики. Националистический полюс представляла Партия националистического действия, происламский полюс был представлен Партией Благоденствия(наследница ПНС). В 80-е годы новая политическая система действовала более стабильно по сравнению с 70-ми. После выборов 1983 г. ведущей партией стала ПО, ее лидер Т. Озал до 1989 г. неизменно возглавлял правительство, а в 1989 г. был избран президентом.

Политическая стабильность 80-х годов позволила провести неолиберальные реформы в экономике, которые стали крупным шагом по пути вестернизации турецкой экономической системы. Программа реформ была разработана в январе 1980 г. известным экономистом Т. Озалом. Она предусматривала переход к рыночной экономике, резкое сокращение госконтроля за ценами, строгий контроль за кредитами, ликвидацию ряда государственных монополий, постепенную приватизацию госсектора, привлечение иностранного капитала, переход от импортозамещения к экспортоориентированной экономике.

Первый этап реформ был проведен в 1980-1983 гг. и характеризовался преобразованиями в финансовой сфере. Это был наиболее болезненный в социальном отношении шаг, который удалось сделать благодаря существованию военного режима. В это время правительство девальвировало лиру, ослабило госконтроль за ценами, прекратило поставку госсектору нефтепродуктов по льготным ценам, сняло госконтроль за уровнем кредитных процентов банков. Эти чисто монетаристские действия не дали ожидаемого результата в виде подъема частного предпринимательства. Произошел отток капиталов в банки, кроме того из-за отсутствия прибыльных сфер инвестирования начался отток капитала за границу. Эта нехватка капитала тормозила производства. Плюсом реформ стало снижение инфляции со 107 % (1980 г.) до 30 % (1983 г.), прекратилось падение реальной зарплаты. Под давлением правительства турецкие компании отошли от традиционной ориентации на европейский рынок и начали освоение рынков стран Востока. Финансовые реформы повысили доверие к Турции со стороны внешних кредитов, что позволило решить проблему нехватки внутренних капиталов.За 1980-1985 гг. Турция получила кредитов на 5 млрд. долл.

С переходом к гражданскому правлению начался второй, более глубокий этап реформ. Показательно, что Т. Озал нарушил старую традицию формировать правительство из юристов и ввел в состав своего кабинета 6 инженеров и 5 экономистов. Второй этап реформ был нацелен на проведение структурных преобразований в экономике. Реформы пошли в следующих направлениях:

1) реорганизация госсектора. Государство стало свертывать систему дотаций и льгот для государственных компаний и поставило их перед дилеммой: либо они повышают эффективность и выходят со своей продукцией на внешний рынок, либо будут переданы в частные руки. В 1986 г. был принят закон о приватизации, разрешивший государству продавать предприятия госсектора.

2) Изменение системы стандартов с целью расширения экспорта. В 80-е годы мировые стандарты качества и оформления продукции стали обязательными для большинства крупных и средних предприятий.

3) Смещение акцентов в инвестированной политике государства. Основные средства от займов пошли на развитие металлургии, химической, фармацевтической, электротехнической промышленности. В 80-е годы проявились новые отрасли – электронная промышленность и нефтехимия.

4) Привлечение иностранного капитала в производство. С этой целью правительство предоставило ряд льгот смешанным предприятиям, в 1985 г. начало создавать свободные экономические зоны , разрешило иностранным компаниям вывозить прибыль за границу, дало иностранцам право приобретать недвижимость в Турции. Иностранный капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность (приносил технологии, повышение формы менеджмента и маркетинга), в нефтяные изыскания и энергетическую промышленность (важно в плане обеспечения энергетической безопасности).

5) Разрешение экспорта капитала и рабочей силы. Решало несколько задач: смягчение безработицы, приток иностранной валюты, закрепление на новых рынках. В 80-е годы за границей работало около 1 миллионов турецких рабочих, более 220 фирм вели строительство в странах ЕС и Средиземноморья.

Курдская проблемаКурдский вопрос является одной из наиболее острых проблем в спектре политических отношений в современной Турции. В его основе лежит непризнание полиэтничного характера государства, а проводившиеся на протяжении всей истории Турции ассимиляционная политика по отношению к курдам повлияла на остроту этого конфликта.
После военного переворота в 1980 г. они были арестованы властями по обвинению в пропаганде "курдизма", "сепаратизма" и, как многие другие деятели, приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Репрессии турецких властей хотя и нанесли значительный удар по курдскому движению, однако не смогли окончательно прекратить его деятельность.

Новый качественный этап наступил в середине 1980-х гг., когда некоторые курдские политические партии начали выступать совместно с левыми силами страны, в том числе и с компартией Турции. Была создана организация "Левое единство Турции и Турецкого Курдистана". Однако из-за разногласий эта организация к концу 1988 г. распалась.

В конце 1980-х гг. курдские партии попытались скоординировать свои действия. В июне 1988 г. в Швеции был создан фронт — Освободительное движение Курдистана (Тевгер). В него вошли восемь политических партий и групп из Турецкого Курдистана. Фронт призвал ООН и связанные с нею организации, демократические страны, партии, гуманитарные общества, молодежные и женские организации, всех честных людей выразить солидарность с борьбой курдского народа.

Была разработана Программа "национальных освободителей". Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы в условиях, когда, вопреки реакционной политике турецких правящих кругов, направленной на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.

За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция 1942 г. и Конституция 1961 г. не признавали никаких национальных прав за курдами.

Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорирует чаяния курдского народа, не признает за ним национальных прав. Более того, она является законодательным выражением ассимиляционной политики турецких правящих кругов по отношению к национальным меньшинствам Турции. Формально Конституция провозглашает равенство всех граждан перед законом, однако знакомство со статьями Конституции показывает, что даже такого формального равенства нет, что она пропитана крайним национализмом турецкой буржуазии. Например, в статье 42 говорится: "Никакой иной язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка". Кроме того, в районах, населенных курдами периодически проводятся военные операции. Как отмечает российский исследователь М. Ашири, "целью этих военных операций является разгром, удушение не только сторонников партии рабочих Курдистана и социалистической партии Курдистана, но и всех левых, действующих в Восточной и Юго-Восточной Анатолии" Ситуация в курдских районах на границе с Ираком, Ираном и Сирией сказывается и на отношениях с этими странами. Турция принимает участие в совместных репрессивных мероприятиях и против курдов, живущих в этих государствах.

Политика Турции на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке.Процессы укрепления влияния Турции в странах СНГ проходили с переменным успехом. В 90-е годы были достигнуты довольно впечатляющие результаты, особенно с точки зрения проникновения турецкого бизнеса в ряде стран, в том числе Средней Азии и Кавказа. Впоследствии произошел некоторый откат. Этот период примерно совпал с усилением роли федерального правительства в России, а также с приходом к власти в Турции происламистских партий. Режимы в тюркских странах и республиках в постсоветском пространстве в основном являются светскими и болезненно воспринимают приход религии в политику, что являлось одним из факторов некоторого спада протурецких настроений в этих странах. Турецкие исламисты в последние годы сблизились с движением «братьев-мусульман». Турция, вместе с Катаром, выступала главным партнером и спонсором этого движения в странах Азии и Африки – Египте, Сирии, Тунисе и др. Однако у турецкого исламизма есть и свои «гуру», среди них, небезызвестный Фетхуллах Гюлен, которого, в свою очередь, многие считают последователем более раннего мыслителя курдского происхождения, Саида Нурси. Однако под знаменем идеи Нурси образовались течения, подспудно продвигающие пантюркистские цели, в том числе путем религиозной пропаганды и создания образовательных учреждений. Одной из организационных структур турецких исламистов считается суфийский тарикат (орден) Накшбанди. Таким образом, у Турции существует довольно гибкий и эффективный инструментарий в распространении своего влияния на соседние и тюркские страны Евразии, используя гражданские (образовательные, бизнес и др.) и религиозные структуры, которые могут быть взаимно переплетены. В некоторых случаях Турция может поддерживать «умеренных» суннитов, под флагом ханафитского мазхаба и «традиционного ислама», в других же случаях активизировать более политизированные версии исламизма, такие как движение «Нурджулар», «братья-мусульмане», суфийские каналы и др.

В отдельных случаях не исключается и поддержка со стороны Турции еще более радикальных движений, например, т.н. салафитов и ваххабитов, как это было в Сирии. Хотя после переворота в Египте и отстранения от власти правительства Мурси, с которым Турция плотно сотрудничала, турецкое государство, по сообщениям, несколько ослабило поддержку салафитско-ваххабитских вооруженных групп на севере Сирии.

В целом, можно сказать, что Турция пока не обладает серьезным влиянием в арабских странах. Главной опорой Турции, как отмечалось, были разнообразные филиалы «братьев-мусульман», которые восхваляли модель Турции, как удачное сочетание западной демократии и ислама и пример экономически и технологически развитого исламского государства. За последний год наметился кризис «братьев-мусульман», особенно в странах Северной Африки, где они были у власти в Египте и Тунисе. Также сильно подорванными оказались позиции «ихванов» в Сирии, где их лидерство в вооруженной оппозиции постепенно подрывается ваххабитами/салафитами. а Южном Кавказе Турция смогла добиться ощутимого роста своего влияния в двух странах – в Азербайджане и Грузии. Азербайджан, как тюркоговорящая страна, начал сближение с Турцией уже вскоре после распада Советского Союза. Постройка стратегических нефте- и газопроводов из Азербайджана в Турцию скрепила сотрудничество и близость двух стран.



2018-07-06 1755 Обсуждений (0)
Внутренняя и внешняя политика Турции в 1980-1990 гг.: курдская проблема, реформы Т.Озала, политика Турции на постсоветском пространстве и на Ближнем востоке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутренняя и внешняя политика Турции в 1980-1990 гг.: курдская проблема, реформы Т.Озала, политика Турции на постсоветском пространстве и на Ближнем востоке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)