Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функционирование антропонимов в произведениях художественной литературы



2018-07-06 2090 Обсуждений (0)
Функционирование антропонимов в произведениях художественной литературы 5.00 из 5.00 6 оценок




 

Литература способствует популяризации некоторых имен, часто тех, которые уже вышли из активного употребления; они снова «оживают» и получают распространение.

Многие ученые отмечают особое значение онимов в художественном пространстве произведения (В.Н. Михайлов, В.М. Калинкин, В.И. Супрун, Г.Ф. Ковалев, С.И. Зинин, О.И. Фонякова, Э.Б. Магазаник, Ю.А. Карпенко и др.). По мнению В.Н. Михайлова, «собственные имена, функционирующие в художественном тексте, представляют особую сферу ономастической действительности»

В рамках художественного произведения реальныйантропонимикон переосмысляется автором. «В языке писателя взаимодействуют сразу две разные системы: общенародного литературного языка и индивидуально- речевого творчества писателя. Но эти две системы нельзя ни отождествлять, ни разрывать, ибо «индивидуальное» писателя всегда базируется на «социальном», но никогда не равно ему» [30, c. 39].

Литературные антропонимы являются особым видом антропонимов: они вписаны в определенный контекст, контекст того художественного произведения, в котором употребляются. В зависимости от контекста литературный антропоним может приобретать особое значение, отличающееся от обычного, привычного значения этого самого антропонима. Соответственно изменяется и функция антропонима: теперь именование уже будет нести определенную автором смысловую нагрузку, зависящую от его замысла и от задач, которые он перед собой поставил. Следовательно, в обычной жизни имя собственное называет своего носителя, а в литературе к данной функции прибавляется функция изобразительная и эстетическая, ведь антропонимика художественного текста «никогда не бывает зеркальным отражением имен, употребляющихся в жизни, но является некой “проекцией, прошедшей сквозь призму авторского творчества»[28, с. 61].

Антропонимы по праву считаются одним из средств создания образа персонажа. Имя является одним из важнейших элементов художественного произведения в целом. И литературная антропонимика отличается рядом особенностей. Во-первых, она может быть вторичной, так как автор произведения (писатель, поэт, драматург) может выбрать готовые модели имен собственных, пользуясь словарным составом языка. Во-вторых, литературная антропонимика может рождаться в результате поиска подходящего именования того или иного героя в соответствии с определенной задумкой автора, идеей произведения, стилем изложения, средой изображения и т.д. Как мы видим, данный выбор антропонима складывается из совокупности множества факторов, и это связано, несомненно, с тем, что литературный антропоним соотносится с содержанием всего текста художественного произведения.

Основные способы образования и использования антропонимов в художественной литературе:

1. Антропоним может быть взят из наличия уже имеющихся в языке имен собственных (исконно русских или заимствованных).

2. Антропонимы могут быть заимствованы из других произведений литературы.

3. Имя собственное героя литературного произведения может включать компонент, взятый из истории или мифологии.

4. Имя может быть несколько переделанным (вариантом существующего имени).

5. Автор может придумать имя, то есть использовать не существующие в языке имена, фамилии, отчества (в зависимости от того, из скольких компонентов состоит антропоним).

6. Также антропоним может называть реального человека, известную историческую личность.

Рассматривая функционирование А в художественном произведении, нельзя не остановиться на их роли в создании и раскрытии художественного образа. Образ всегда являлся эстетически органичным структурным элементом стиля литературного произведения. А служит своеобразным средством выражения цельности и конкретности образа персонажа, а нередко и основой эмоционального отношения к нему. Организация образа персонажа уже неоднократно исследовалась в зависимости и отражения его поступков, речевой характеристики, портрета, авторских комментариев, его социального и сословного статуса и мотивировки его поступков и т.д., но в зависимости от его имени упоминалось только от случая к случаю. Между тем среди множества отличий этого вида образности от всех других немалую роль играет и имя персонажа. В частности, ИС делает эти образы дискретными, т.е. выделяет их, делает их опознаваемыми и узнаваемыми во всей художественной ткани романа, помещая, каждый персонаж в соответствующее окружение. Кроме того, А персонажа служит как бы маркером его психологии, идеологии, отдельной жизненной позиции, отдельного места в социальной обстановке. В то же время образ определяется как единство типического и индивидуального. Это единство как раз и проявляется в А персонажа. Имя, фамилия, прозвище употребляется в художественном произведении не только ради названия персонажа, выделения каких-то отдельных черт его внешности или характера. Вокруг А., на основе его, формируется и раскрывается образ.

Относительно к принятию и влиянию новых имен, литература может сыграть значительную роль, поскольку она является частью жизни людей. Двумя наиболее важными критериями для правильных имен обычно являютсяуникальность и то, что они функционируют как идентификационные знаки индивидуумов

 

Библейские имена

 

Религия является одним из первичных факторов, определивших направление и динамику процесса имятворчества и имянаречения, при этом ее роль зависит от индивидуально-этнического своеобразия народа, его вероисповедания, а также от уникальности соединения индивидуального и общественного в семантической структуре имени [9, c.10]

Текст Библии послужил источником ряду онимов, в силу своей общеизвестности перешедших в имена нарицательные.

Библейские антропонимы, перешедшие в имена нарицательные, встречаются в различных сферах: в художественной, публицистической, письменной разговорной речи; данное свойство отличает их от библейских фразеологизмов, о которых исследователи говорят, что «архаичность библейских оборотов русского языка обусловливает высокую стилистическую окраску и книжную функционально-стилевую принадлежность большинства из них, в чем проявляется формальное своеобразие библейской фразеологии» [6, c.6].

 



2018-07-06 2090 Обсуждений (0)
Функционирование антропонимов в произведениях художественной литературы 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Функционирование антропонимов в произведениях художественной литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)