Особенности организации занятий детским фитнесом
Развитие физической культуры и спорта в современном обществе является важнейшим социальным фактором. Одна из основополагающих задач - это создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения, прежде всего, детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом. Общество ориентирует систему образования на воспитание личности нового поколения - здравомыслящих, свободных, успешных, гармонично развитых людей, которой были бы присущи критичность восприятия, чувство самоуважения и уважения к другим людям, большая, по сравнению с их сверстниками прошлых лет, свобода, информированность. А ведь в самой идеологии фитнеса заложены приоритеты здоровья, свободы выбора занятий в соответствии со своими вкусами, потребностями и возможностями [5]. Целью детского фитнеса является не достижение высоких спортивных результатов, а стремление помочь детям вести здоровый образ жизни. Все занятия строятся на основе принципа безопасности и максимальной пользы для здоровья. В связи с этим, можно выделить главные задачи, решаемые на занятиях детским фитнесом и базирующиеся на целях и задачах оздоровительной физической культуры. К ним относятся: - обеспечение гармоничного физического и психического развития ребёнка, улучшение и укрепление состояния его здоровья. Фитнес тренирует мышечную силу, выносливость, развивает гибкость, увеличивает в крови количество кислорода, ускоряет обмен веществ и способствует скорейшему выводу из организма продуктов распада; улучшает сопротивляемость организма вирусам и стрессам, а также уменьшает вероятность подверженности психики - депрессии. - повышение самооценки, выносливости, уверенности в себе, желание ставить и добиваться новых целей; - обеспечение ребёнку свободы выбора занятий и его адекватности в соответствии со своими интересами, возможностями и способностями любого из предлагаемых направлений детского фитнеса; - повышение интереса к систематическим занятиям физическими упражнениям и на основе добровольности участия и получения удовольствия от них; - формирование знаний о здоровом образе жизни и потребности следовать ему; - развитие креативности, воображения, творческих и музыкально-ритмических способностей ребёнка. Для детей огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми членами общества. Занятия по фитнесу в полном объёме проводятся в основном в системе дополнительного образования, в фитнес - клубах. Посещение таких занятий предполагает свободу их выбора и, соответственно, формирование групп детей, объединённых общими интересами. В настоящее время существуют программы по детскому фитнесу для совместных занятий детей и родителей: «Детки + предки», «Мама - дэнс» и другие (Е.И. Шаршенова, А.В. Седова). Эти программы пользуются заслуженной популярностью, так как высокий ритм жизни, многие проблемы россиян отнимают значительное время и силы от общения с собственными детьми. Поэтому многие фитнес - клубы предлагают специальные программы для семейного посещения, где и взрослые и дети могли бы в процессе интересной и увлекательной совместной деятельности получить не только оздоровительный эффект от занятий, но и радость от общения друг с другом [20]. Для детей, которые в силу тех или иных причин имеют проблемы в общении с посторонними взрослыми людьми, разрабатываются программы для занятий с персональным тренером. Для тех, у кого не совсем удачно складываются отношения со сверстниками, может оказать положительный эффект посещение групповых фитнес - занятий, на которых никто не будет заставлять ребёнка выполнять различные нормативы против его воли и желания, сравнивать его результаты с другими занимающимися. Как и всякая групповая деятельность, занятия фитнесом могут способствовать возникновению дружеских отношений между детьми в группе. Существенный вклад в привлекательность занятий вносит фитнес-индустрия, где специалистами прилагаются значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся за счёт разнообразия занятий, современных методов и форм их проведения, в том числе и с помощью внешних атрибутов - модной спортивной одежды, аксессуаров, нового, красивого, современного оборудования. Сама атмосфера доброжелательности, повышенного внимания и уважения к каждому занимающемуся на занятиях, независимо от его возраста, оказывает позитивное психологическое воздействие и побуждает снова и снова приходить в фитнес - клубы и учреждения дополнительного образования. К специфическим особенностям занятий детским фитнесом,делающим его особенно привлекательным и популярным среди детей, относятся: - большое разнообразие упражнений (с предметами, без них, на снарядах, тренажерах и другие), их своеобразие, различная направленность и модернизация, за счет введения ассиметричных и гротесковых движений, что приводит к появлению новых фитнес – программ; - тесная связь направлений детского фитнеса с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев; - включение разнообразных форм (сюжет, образ и др.) и методов (игровой, соревновательный и т.д.) проведения занятий, инновационных технологий; - высокий эмоциональный подъем за счет презентабельности и экспрессии выполнения движений специалиста по детскому фитнесу на занятиях; - большие возможности в вариативности проведения занятий, в том числе без специального оборудования, использования различных направлений и технологий детского фитнеса; - возможность эмоционального, творческого самовыражения, нервно - психической разрядки, получения удовольствия занимающихся от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий; - расширение двигательных возможностей занимающихся за счёт инновационных технологий, повышение культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья и профилактика различных заболеваний; - приобретение специальных знаний по здоровому образу жизни, методике занятий фитнесом, контролем за своим самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью. Детские программы, также как и программы для взрослых, можно классифицировать: 1. По цели проведения занятий. 2. По возрасту: - для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями; - для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший, подготовительный); - для детей школьного возраста (младший, средний, старший). 3. По использованию предметов и оборудования: - без предметов; - с предметами (скакалка, мяч, гантели, эспандеры и др.); - на специальных снарядах (степы, фитболы и др.); - на специальных тренажерах. 4. По направленности используемых средств физической культуры: - игровые; - коррекционные; - гимнастическо – атлетические; - танцевальные; - с элементами восточно - оздоровительных систем и боевых искусств; - циклические. Детям до 10 лет рекомендуется посещать занятия фитнесом три раза в неделю по полчаса, а вот подростки могут уже увеличить время до 40 минут. Самое главное в таком деле – это не переутомить ребенка. Чтобы тренировки принесли только пользу, важно правильно подобрать подходящий вид. Это бывает нелегко, в каждом случае необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности телосложения, характера, состояния здоровья, а также индивидуальные предпочтения [21]. Силовые тренировки для подростков подходят плохо, особенно, связанные с работой с тяжелым весом. Их можно начинать не ранее 15-16 лет. До этого подростки могут работать с собственным весом (подтягивания, отжимания, махи и т.д.), в некоторых случаях – небольшим, строго подобранным утяжелением. Идеальный вид подросткового фитнеса – занятия в воде, особенно плавание. Он поможет укрепить мышцы и связки, развить сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Хорошо подходят для подростков танцевальные виды, с условием, что их будет вести квалифицированный тренер, работающий с подростковой группой. Направление может быть любым - балетные, современные танцы, лишь бы нравился самому юному спортсмену. Пожалуй, один из немногих направлений фитнеса, которым можно заниматься самостоятельно без контроля тренера – это кардиотренировки. К нему относится бег, ходьба, занятия на беговой дорожке, велотренажере, орбитреке. Дополнить их можно простыми упражнениями и физкультурной разминкой [21]. Высокие требования предъявляются к инструктору детского фитнеса, так как именно от него зависит окончательный результат тренировок. Тренер обязан уделять по максимуму внимание всем ученикам, следить, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не потеряли интерес к тренировкам. Занятия должны быть наполнены полезными, постоянно усовершенствованными упражнениями, которые направлены на корректировку осанки или же на физическое воспитание. В результате взаимодействия с инструктором, происходит развитие сердечно – сосудистой системы, гибкости, координации, силы, происходит формирование правильной осанки, развивается умение сосредотачиваться, сохранять самообладание, а также воспитывать коммуникабельность. Благодаря таким физическим действиям, происходит регулировка психоэмоционального уровня, в результате чего ребенок может спокойно противостоять различным конфликтам и стрессам [13]. Чтобы юный спортсмен надолго подружился с фитнесом, следует соблюдать несколько правил. 1.Выбирая фитнес-клуб для подростка, нужно убедиться, что там есть занятия, подходящие ему по возрасту и их ведет сертифицированный и опытный тренер. В отличие от взрослых, подростку нельзя заниматься в тренажерном зале самостоятельно, это должно проходить под руководством специалиста, который сможет подобрать оптимальную нагрузку и контролировать выполнение упражнений. 2. Нельзя насильно записывать подростка в клуб или навязывать ему какое-то определенное направление. Это вызовет только отторжение и подсознательный дискомфорт. Он должен сам выбрать, родители могут только посоветовать. 3.Перед началом занятий желательно проконсультироваться с педиатром, особенно, если у ребенка есть хронические заболевания. Наиболее опасны в этом отношении сильная близорукость, сколиоз, проблемы с сердечно - сосудистой и дыхательной системами. 4. Важно купить качественную, удобную и красивую форму. Особенно это актуально при записи на фитнес для девочек-подростков. Красивая одежда даст дополнительный стимул к тренировкам. 5.Одновременно с занятиями спортом следует следить и за питанием, особенно, если у подростка есть проблемы с лишним весом. 6. Всегда есть соблазн купить диск с записью фитнес - упражнений для подростка, чтобы он занимался дома. Но такой подход редко приносит плоды, и быстро надоедает. Подросткам интереснее ходить в зал, знакомиться с новыми людьми. Социальная и психологическая часть занятий не менее важна, чем физическая [22]. Целью проведения занятий является формирование потребности у девочек в занятиях физической культурой средствами фитнеса для укрепления и сохранения собственного здоровья, развития морально - волевых качеств, организации активного отдыха. Чтобы сделать занятия разнообразными и в то же время оздоровительными используются различные виды фитнеса (базовая, силовая аэробика, с элементами восточных единоборств, стретчинг, калланетика и др.), сочетание упражнений на разные группы мышц, что позволяет достичь определенного баланса в напряженной работе разных групп мышц и гармоничного силового развития. Во время занятий фитнесом большое внимание уделяется правильному дыханию, что увеличивает эффективность проведения тренировки. Важно научить дышать носом, а не ртом. При правильном дыхании занятия могут быть более продолжительными и интенсивными. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Необходимо делать выдох на усилие, во время усилия не задерживать дыхание, так как это сильно повышает давление, а очень медленно выдыхать (при приседании: вниз – вдох, вверх – выдох; при отжимании от пола: вдох – при опускании, выдох при выпрямлении рук). Структура проведения занятий:физические упражнения объединяются в комплексы для вводной части занятий, основной и заключительной [16]. 1. Вводная часть занятий (разминка) включает различные виды ходьбы, бега, танцевальные шаги, прыжки, суставная разминка. Продолжительность - 20% от общего времени. 2. В основной части дозировка определяется в зависимости от системы упражнений и от уровня подготовленности детей. Продолжительность основной части 65-70% от общего времени. 3. Заключительная часть занятий – это комплекс восстановительных упражнений – стретчинг, упражнения релаксации, а также успокаивающие, отвлекающие и дыхательные упражнения, ходьба, медленные танцевальные упражнения с плавным движением рук. Время выполнения – 5-15% от общего времени. Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего дошкольного и школьного, дополнительного образования, фитнес - центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Они могут быть использованы в школе как во внеклассной работе - кружках, секциях, физкультурно - оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно - массовых и спортивных мероприятиях, так и включаться учителями в основную форму учебно - воспитательной работы - урок.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3901)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |