Ознакомиться с правилами техники безопасности
1. Ознакомьтесь с описанием работы и продумайте ход ее выполнения 2. Уберите все лишнее со стола 3. Проверьте наличие приборов и материалов, необходимых для выполнения работы, их исправность 4. Поместите оборудование и приборы на рабочем столе так, чтобы избежать их падения 5. Собрав установку по инструкции, приступайте к выполнению работы 6. Не переходите от одного рабочего места к другому без надобности 7. Пользуйтесь приборами только по их назначению
Ознакомиться с лабораторной установкой
Маятником в работе является подвешенный на нитке стальной шарик. Нитка крепится в отверстии, которое просверлено в кольце, с помощью заостренной спички. Кольцо крепится в штатив, который ставят на краю стола, чтобы иметь более длинный маятник. Длина маятника в этот раз складывается из длины нитки и радиуса шарика. Поскольку масса нитки значительно меньше массы стального шара, размер шарика мал по сравнению с длинной нити и деформация нити незначительна при колебании маятника, то такой маятник можно считать математическим. Внимательно ознакомиться с теоретическими данными к работе
Математический маятник – теоретическая модель маятника, в которой материальная точка массой m подвешена на не тяжелом нерастяжимом стержне длины 1 и выполняет движение в вертикальной площади под влияние сил тяжести с ускорением свободного падения g. Модель пренебрегает размерами тела, деформацией подвеса и трения в точке подвеса стержня. Обычно рассматриваются колебания маятника в одной площади. В общем случае, если отклонить маятник от положения равновесия и толкнуть его в бок, движение маятника будет складываться в вертикальных площадях и движению в горизонтальных. При малом отклонении математический маятник совершает гармоничные колебания. Если отклонение большое, то колебания маятника периодические, но не гармоничные. Период колебаний математического маятника определяют по формуле:
Где Т – период колебаний, l – длина маятника, g – ускорение свободного падения. Период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, определяется лишь длинной подвеса и ускорением свободного падения. Из этой формулы можно определить ускорение свободного падения:
Когда измерено время t определенного количества колебаний h, то:
5. Соблюдая правила выполнения работы, выполнить измерения и расчеты. Сделать вывод. 1. Поместите штатив с держателем на край стола. 2. Закрепите свободный конец маятника в держателе, установив предварительно определенную длину нити (от 0,5 м до 1 м). Пренебрегая размерами шарика по сравнению с длиной нити, считаем, что длина нити – это будет длина маятника. 3. Отклонить шарик на небольшой угол (не более 100) и свободно его отпустить. 4. Определить по секундомеру время (с точностью до секунды), за которое маятник совершает определенное количество полных колебаний (от 10 до 30). 5. Изменить длину маятника (±10 см) и повторить опыт с другим числом полных колебаний (±5 колебаний). Подобный опыт провести всего 3 раза. 6. Используя рабочую формулу, определить ускорение свободного падения для каждого проведенного опыта:
7. Данные занести в таблицу
8. Среднее значение ускорения свободного падения:
9. Определить погрешности эксперимента: gт=9,81 м/с – табличное значение Δg = | gcр - gт| = (м/с2) – абсолютная погрешность (%) – относительная погрешность
10. Проверить выполняется ли соотношение: gcр – Δg ≤ gт ≤ gcр+ Δg 11. Конечный результат эксперимента записать в виде: gcр ± Δg 12. Сделать вывод о проделанной работе ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ответить на контрольные вопросы: 1. Приведите примеры колебательного движения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. От чего зависит период колебаний пружинного маятника. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какова длина математического маятника, совершающего гармонические колебания с частотой 0,5 Гц? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Записать уравнение движения гармонического колебания математического маятника, если амплитуда колебаний 80 см, частота 0,5 Гц, начальная фаза колебаний равна нулю, маятник начал колебания из положения равновесия. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Защита лабораторной работы: После выполнения лабораторной работы студент должен: - знать:понятие колебательного движения, характеристики колебательного движения, понятие математического маятника, формулу периода колебаний математического маятника; - уметь:определять ускорение свободного падения при помощи математического маятника. Оценка _________________________
Лабораторная работа № 17Дата ________________ Тема: Определение показателя преломления света Продолжительность занятия: 90´ Цель занятия: Освоить один из методов определения показателя преломления вещества и определить его для стеклянной пластины. Материально-техническое оснащение рабочего места: Стеклянная пластина с параллельными гранями, булавки, чистый лист бумаги, лист плотного картона, транспортир, подъёмный столик. Содержание и последовательность выполнения заданий: 1. Ответить на предложенные вопросы 2. Ознакомиться с правилами техники безопасности 3. Ознакомиться с лабораторной установкой 4. Внимательно ознакомиться с теоретическими данными к работе 5. Соблюдая правила выполнения работы, выполнить измерения и расчеты. Сделать вывод 6. Ответить на контрольные вопросы
Литература: 1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Скотский. Физика. 10 класс. – Москва: Просвещение, 2016, с.
Методические указания по выполнению и оформлению лабораторной работы: 1. Ответить на вопросы: 1. Что такое преломление света? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какова причина преломления света? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сформулируйте законы преломления света. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что такое абсолютный показатель преломления? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Что такое относительный показатель преломления? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (608)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |