Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ системы действий руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО



2018-07-06 476 Обсуждений (0)
Анализ системы действий руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель данного этапа – изучение социально-психологического климата в коллективе ОДО и стиля руководства руководителя ОДО.

Задачи.

1. Определить благоприятность социального климата в коллективе ОДО.

2. Определить уровень благоприятности психологического климата в коллективе ОДО.

3. Определить склонность руководителя к определенному стилю руководства.

4. Сделать выводы о благоприятности социально-психологического климата в коллективе ОДО.

Для достижения поставленных задач мы использовали следующие методы:

- анализ нормативно-правовой документации ОДО (Устав, Коллективный договор, Трудовой договор, должностные инструкции и др.);

- анкетирование педагогов (Приложение 1);

- тестирование руководителя ОДО (Приложение 2).

На первом этапе мы провели диагностику социального климата в коллективах организаций дошкольного образования. Нами был проведен анализ нормативно-правовых актов в МОУ «Бендерский Детский сад № 16», «Бендерский Детский сад № 42», Бендерский Детский сад № 43».

Проведя анализ, мы отметили, что свою деятельность организации дошкольного образования строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Разработка и применение нормативных актов необходимы для правового регулирования трудовых отношений, складывающихся между администрацией и сотрудниками ОДО и для защиты прав и законных интересов работников в существующих трудовых отношениях.

Устав ОДО – определяет комплектование персонала в соответствии со штатным расписанием, согласованным с МУ УНО г. Бендеры. В главе «Участники воспитательно-образовательного процесса» определены права и обязанности педагогических работников, ответственность педагогов.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в ДОУ и заключаемый работодателем (заведующим ДОУ) и работниками в лице их представителей (председателя первичной профсоюзной организацией ДОУ). Данный документ определяет условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работников дошкольного образовательного учреждения, вопросы обеспечения занятости. В договоре определены рабочее время и время отдыха, вопросы охраны труда. Коллективный договор принимается на общем собрании трудового коллектива.

Трудовой договоропределяет права и обязанности работника и работодателя. Отдельно в трудовом договоре прописывается оплата труда – должностной оклад (ставка), выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. В трудовом договоре установлено рабочее время и время отдыха педагогов.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт организации, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом и иными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Правила внутреннего трудового распорядка способствуют укреплению трудовой дисциплины, организации педагогического труда на высоком методическом уровне, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству образования в ОДО. Утверждены заведующим ОДО и согласованы с полномочным представителем коллектива.

В должностных инструкциях определяются функциональные обязанности работников, права по должности, ответственность.

Изучив документацию, мы отметили, что во всех организациях дошкольного образования соблюдаются условия для создания благоприятного социального климата:

- определены и закреплены законодательно права и обязанности педагогических работников;

- определены и закреплены время работы и отдыха педагогов, гарантии занятости; созданы оптимально комфортные условия труда;

- разработана система морального и материального стимулирования педагогов (возможность повышения квалификации, профессионального роста, система выплат и надбавок).

Однако следует отметить, что у руководителей ОДО нет возможности достойного материального стимулирования. Это объясняется экономической ситуацией в республике, отсутствием фондов материального стимулирования в детском саду. Однако руководители изыскивают возможности повышения материальной заинтересованности педагогов в работе. Это повышение квалификационной категории, повышение образовательного уровня, за которые следуют надбавки.

В каждом коллективе ОДО существуют определенные традиции.Так, в МОУ № 16 существует традиция представления. Каждый новый сотрудник должен быть представлен всем сотрудникам. Это проходит на общем собрании коллектива. Молодым педагогам вручаются буклет-памятка об учреждении и традициях учреждения.

Во всех исследуемых ОДО существует традиция наставничества – опытные педагоги помогают молодым постигать секреты педагогического мастерства. Эта традиция помогает сплотить коллектив, создать атмосферу успешности для каждого педагога, повысить значимость каждого члена коллектива.

Также в ОДО существуют традиции совместногопразднования государственных, профессиональных праздников, юбилеев сотрудников. В МОУ № 42 профсоюзным комитетом совместно с музыкальными руководителями проводится театрализованное представление для юбиляра, привлекаются воспитанники МОУ и родительская общественность.

Одна их устоявшихся традиций в каждом ОДО - празднование Дня рождения Детского сада. Ежегодные дни рождения празднуются в коллективе. Дети и педагоги готовят концертную программу, привлекаются родители. В праздновании юбилеев учреждения традиционно принимают участие бывшие сотрудники МОУ, представители Государственной администрации и УНО.

Таким образом, созданные в МОУ № 16, 42, 43 условия способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе.

На втором этапе нами был изучен моральный климат в коллективах организаций дошкольного образования.

Мы провели анкетирование с целью изучения нравственного, делового и творческого климата в коллективе (Приложение 1).При работе с тестом каждый член коллектива независимо друг от друга оценивал по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив. Мы получили следующие результаты.

В МОУ № 16педагоги достаточно высоко оценили творческие качества коллектива. Средняя оценка данного критерия – 8 баллов.Особенно высоко были оценены творчество, новаторство и оптимизм коллектива. Также высоко были оценены и нравственные качества коллектива. Средняя оценка – 7,6 баллов. Особенно высоко педагоги оценили дружелюбие, доброжелательность и наличие условий для профессионального и культурного роста. Немного ниже были оценены деловые качества коллектива (средний балл – 6,8).Однако это тоже достаточно высокий балл. Высоко были оценены сотрудничество и деловитость коллектива. Достаточно низко при этом были оценены коллективизм и удовлетворенность. В целом можно охарактеризовать коллектив как сплоченный, инициативный, с большим творческим потенциалом.

В МОУ № 42 педагоги так оценили потенциал своего коллектива:

Деловые качества – 7,4 балла, творческие качества – 8,2, нравственные качества – 7,8 баллов. Мы видим, что педагоги высоко оценили творческие качества. Среди них наиболее высокие баллы набрали такие качества, как увлеченность, новаторство, оптимизм. Нравственные и деловые качества оценены примерно одинаково. Среди нравственных качеств педагоги выделили доброжелательность, поощрение и наличие условий для профессионального и культурного роста. Среди деловых качеств были отмечены ответственность, принципиальность, деловитость. В целом коллектив можно охарактеризовать как увлеченный, способный к развитию и повышению профессионального уровня, дружный и работоспособный.

В МОУ № 43 были получены следующие результаты: деловые качества – 6,8 баллов, творческие качества – 7,6 баллов, нравственные качества – 7,6 баллов. Мы видим, что педагог достаточно высоко оценили творческие и нравственные качества. Среди творческих качеств, получивших высокие оценки – увлеченность, оптимизм, прогресс. Среди нравственных качеств – доброжелательность, дружелюбие. Деловые качества были оценены ниже, но также достаточно высоко. Среди высоко оцененных качеств – ответственность, сотрудничество и коллективизм. В целом коллектив достаточно сплоченный, творческий, в нем преобладают дружелюбные, открытые люди.

В целом по результатам изучения морального климата в коллективе мы можем сделать вывод. Во всех организациях дошкольного образования педагоги высоко оценили творческие и нравственные качества коллектива. Среди приоритетов –творчество, увлеченность, доброжелательность и наличие условий для профессионального и культурного роста. Среди деловых качеств педагоги высоко оценили деловитость, сотрудничество, оптимизм. В целом мы можем охарактеризовать моральный климат в коллективах ОДО как достаточно благоприятный.

Однако мы обратили внимание, что достаточно низко были оценены такие качества, как удовлетворенность, социальная защищенность. Во всех коллективах это качество набрало баллы ниже среднего.

Далее мы исследовали психологический климат в коллективах ОДО. Нами были предложены опросники для исследования психологического климата в коллективе (авторы К.Ю.Белая и Т.П. Колодяжная; Приложение 2). Исследование микроклимата в коллективе (К.Ю. Белая) проводились со всеми педагогами ОДО. Педагогам необходимо было обвести номера тех суждений, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Мы суммировали количество ответов в каждом столбце и по преобладающему количеству утверждений выявили микроклимат в коллективе. Мы получили следующие результаты.

В МОУ № 16 практически все педагоги оценили микроклимат как позитивный – 22 чел. Они отметили, что в коллективе присутствуют доброжелательные отношения, взаимопомощь. Конфликтные ситуации педагог пытаются решить и решают конструктивно. В присутствии заведующего педагоги чувствуют себя комфортно.

Педагога оценили микроклимат как негативный. Они отметили, что чувствуют себя некомфортно в коллективе, присутствие заведующего сковывает их. Мы выявили, что это 2 молодых педагога и 1 педагог с большим стажем. Эти результаты объясняются тем, что молодые педагоги еще не адаптировались к работе в данной организации, а опытной педагог, возможно, имеет тенденцию к профессиональному выгоранию.

В МОУ № 42 педагоги в также оценили микроклимат как позитивный. Они отмечали, что доброжелательность и доверительные интонации преобладают в общении, в случае неприятностей педагоги не спешат обвинять друг друга, а пытаются разобраться в причинах. В присутствии заведующего педагоги чувствуют себя комфортно.

В МОУ № 43 микроклимат также оценен как позитивный. Педагоги отмечали, что в коллективе установлены дружелюбные отношения. Педагоги поддерживают дружеские отношения, радуются успехам других.

По полученным данным мы можем сделать вывод, что в исследуемых коллективах микроклимат позитивен, в основном педагоги чувствуют себя в коллективе комфортно, поддерживают дружеские отношения. Отношения между членами коллектива доверительные, дружелюбные. Педагоги стараются избегать конфликтов, а при возникновении конфликта – выходить из него конструктивным путем. Многие педагоги отметили, что немаловажную роль для создания и поддержания комфортного микроклимата играет заведующий. Многие воспитатели чувствуют себя комфортно в присутствии руководителя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологический климат в детском саду комфортен для воспитателей и специалистов.

При проведении исследования психологического климата в коллективе (Т.П. Колодяжная) принимали участие все педагоги ОДО. Педагогам предлагалось оценить степень удовлетворенности коллективом по 5-ти балльной шкале. Мы получили следующие результаты.

МОУ № 16. Преобладают средний и высокий уровень удовлетворенности. Педагоги отмечали, что они удовлетворены настроем, творческой атмосферой в коллективе, взаимоотношениями с коллегами. Эти утверждения получили наибольшее количество баллов. Однако педагоги выразили неудовлетворенность заработной платой, учебной и материальной базой МОУ.

В МОУ № 42 также благоприятный психологический климат в коллективе. Педагоги удовлетворены отношениями в коллективе, работой руководителя, отношением руководителя к сотрудникам. Неудовлетворенность только материальным положением.

В МОУ № 43 результаты такие же, как и у предыдущих коллективов. Уровень удовлетворенности средний и высокий. Что свидетельствует о благоприятном психологическом климате в коллективе.



2018-07-06 476 Обсуждений (0)
Анализ системы действий руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ системы действий руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)