Глава 1. Теоретические основы исследования
Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности в педагогическом коллективе…………………………………………………………………………7 1.2.Особенностисоциально-психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………………………………….20 1.3.Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданиюблагополучного социально-психологического климата в коллективе………28 Глава 2. Опытно-исследовательская работа 2.1. Цель, задачи и этапы опытно-исследовательской работы………………34 2.2. Анализ системы действий руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО………………………………38 2.3.Разработка модели условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО………..48 Заключение……………………………………………………………………...52 Библиография……………………………………………………………………54 Приложение……………………………………………………………………..57
Введение
Актуальность настоящего исследования определяется условиями модернизации системы образования. Задача управления современной организацией образования – не только сохранить коллектив, но и мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. А это зависит от умения руководителя сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив. Педагогический коллектив - достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение руководителя в системах отношений «руководитель - воспитатель», «руководитель - педагогический коллектив» становится предметом особого рассмотрения. Управление организацией образования основывается на разных принципах. Одним из них является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики. Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в организации дошкольного образования. Человеческий фактор в ОДО включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и воспитателей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей.Климат в ОДО оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность воспитанника. В нынешней ситуации особенно остро встает вопрос управления социально-психологическим климатом, как одним из важнейших показателей стабильности и сплоченности коллектива. От руководителя требуется такт, терпимость во взаимоотношениях с подчиненными, умение прогнозировать развитие ситуации в коллективе, гасить и предупреждать конфликты. Управление социально-психологическим климатом должно строиться на принципах сотрудничества, доброжелательности, уважения к человеку. Необходимо уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому педагогу, решению проблем социальной сферы, опираясь на традиции, положительный опыт, устои данного педагогического учреждения. Реализация новых подходов возможна при изменении психологических условий деятельности педагогов, в том числе создания благоприятного психологического климата в коллективе. Вопросы психологического климата изучались в работах следующих авторов: Ю.А. Конаржевский, В.Г. Леонтьев, Ю.С. Сыровецкий, Н.П. Аникеева. В организации образования наблюдаются противоречия между прямой зависимостью от деятельности руководителя образовательного учреждения в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе и недостаточной обоснованностью этой роли в психолого-педагогической и научной литературе. Таким образом, существует проблема в выявлении роли руководителя в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Цель исследования:выявить условия, обеспечивающие эффективность деятельности руководителя в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе организации образования. Объект исследования:институциональные основы управления организацией дошкольного образования. Предмет исследования:роль руководителя организации образования в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Задачи: 1. Определить концептуальные основы исследования 2. Проанализировать систему деятельности руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в ОДО. 3.Определить условия эффективности деятельности руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: - теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - интервью с педагогами и сотрудниками ОДО; - анкетирование руководителя; - анкетирование педагогов. Методологической основой нашего исследования стали: - исследования по управлению дошкольным образовательным учреждением и определению содержания деятельности руководителя образовательного учреждения (К.Ю.Белая, Ю.В.Васильев, М.И.Кондаков, Ю.А.Конаржевский, М.Н.Скаткин, П.И.Третьяков, Л.И.Фалюшина, Т.И.Шамова); - основные положения психологии малых социальных групп (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Е.Л. Кричевский, Н.Н. Обозов, Н.И. Шевандрин, и др.); - психологии общения и межличностных взаимоотношений (B.C. Агеев, Ю.М. Жуков, К.К. Платонова и В.Г. Казакова, Я.Л. Коломинский, В.Г. Крысько, и др.); - психологические теории коллектива, концепции психологического климата коллектива (В.В. Бойко, А.И. Донцов, А.С. Макаренко, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, Р.С. Немов, Б.Ф. Ломов, Р.Х. Шакуров и др.), раскрывающие природу и факторы психологического климата, структуру его проявлений, роль психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива, концепции о возможности целенаправленного психологического воздействия, направленного на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Глава 1. Теоретические основы исследования
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |