Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка модели условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО



2018-07-06 449 Обсуждений (0)
Разработка модели условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основании сделанных нами выводов, мы пришли к необходимости разработки модели условий поведенческих действийруководителя организации дошкольного образования по формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Для эффективной работы руководителя по улучшению социально-психологического климата в коллективе ОДО необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, это подбор руководителем стиля руководства. Каждый из членов коллектива должен работать на достижение единой цели (воспитание подрастающего поколения).

Во-вторых, это проведения ряда мероприятий способствующих улучшению социально-психологического климата в коллективе. Руководитель должен задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем руководства необходимо заниматься постоянно. Для того чтобы правильно подобрать стиль руководства необходимо знать: требования к работе, свои собственные способности и склонности.

Заведующий ОДО для успешного регулирования социально-психологического климата должен обладать:

1) не только знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, но и умением использовать их для регулирования морально-психологического климата коллектива;

2) уровнем общетеоретических знаний о сущности социально-психологического климата, факторах на него влияющих и способах, его регулирующих;

3) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретных ситуаций, которые в каждом отдельном случае требуют уникального особого комплекса методов и средств по регулированию социально-психологического климата;

4) степенью соответствия избранных методов корректировки социально-психологического климата коллектива сложившейся опасной ситуации и ее конкретному содержанию.

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной задачей ОДО, всей работы руководителя по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

В основе данной модели лежит комплексный характер, который включает в себя методы социально-психологического, организационно - управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированы на корректировку мыслей, чувств и настроений работников учреждения:

Первый метод - это метод согласия. Он предполагает проведение мероприятий, нацеленных на выявление более или менее широкого поля общих интересов, члены коллектива лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

Второй метод - это метод доброжелательности. Он предполагает развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний, готовности оказать практическое содействие коллеге.

Третий метод - это метод сохранения репутации коллеги, уважения к его достоинству. Этот метод используется при любых формах межличностного общения.

Четвертый метод - метод взаимного дополнения. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, что способствует развитию благоприятного морально-психологического климата.

Пятый метод - это метод недопущения дискриминации людей. Этот метод требует исключения подчеркивания превосходства одного члена группы над другим, каких бы то ни было различий между ними.

Шестой метод, который условно может быть назван методом психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого учреждению предлагается проводить совместный отдых членов коллектива. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что мероприятия способствующие улучшению морально-психологического климата обеспечивают сохранение нормальных деловых отношений, укрепляют взаимное уважение и доверие.

Организации дошкольного образования в целом необходимо реализовывать ряд последовательных мероприятий, выполняя которые оно может добиться на организационно-управленческом уровне прочного сотрудничества, сплоченности трудового коллектива, благоприятного морально-психологического климата:

1. Прежде всего, предприятие должно ставить цели на долговременный период 10 - 15 лет, которые должны быть направлены на внедрение новых технологий обучения, как детей, так и обучение, и развитие работников, постоянное повышение качества оказываемых услуг. От этого, прежде всего, зависят стабильность учреждения, а также улучшение морально-психологического климата коллектива.

2. Признание новых идей в качестве главной ценности любого дела - создавать климат поощрения инноваций. Внедрение нововведений создает условия творческого напряжения людей, значительно суживает возможность возникновения психологических стрессов негативного характера, которые становятся причиной негативного морально-психологического климата в коллективе.

3. Заведующему ОДО необходимо ставить работу на подбор и воспитания эффективных сотрудников-профессионалов. Это предполагает такую постановку управленческой работы, при которой самые обычные люди обеспечивают необыкновенный результат. Заведующая должна заботиться о профессиональном росте, совершенствовании сотрудников, требуя от них постоянного осмысления и корректировки, как поставленной цели, так и способов ее достижения.

Чтобы улучшить социально-психологический климат в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:

- задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников.

- не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Это предотвращает негативные проявления морально-психологического климата.

- чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.

- использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

- при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

- не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

- не использовать в разговоре с подчиненными сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

- критика работника должна быть конструктивной и этичной критикой.

Использование заведующим ОДО этой модели может весьма существенно повлиять на социально-психологический климат в коллективе.

Заключение

Теоретические основы исследования нами были рассмотрены в нескольких направлениях.

В современной науке управление рассматривается как специфическая область человеческой деятельности, в рамках которой решаются определенные цели организаций. Выполнение управленческих функций обязательно для эффективного функционирования любой организации.Процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма.

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Основное содержание управленческой деятельности отражают функции менеджмента, которые вытекают из основных функций управления: планирование, организация, контроль и учет, мотивация и маркетинг. Но они имеют свою специфику, связанную со сферой образования.

Одна из особенностей управления в образовании – это то, что объектом управления в образовании является не отдельная личность, а педагогический коллектив. Основная задача, которую решает руководитель при выполнении функции руководства – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять и развивать учебно-воспитательную деятельность в ОДО.

Межличностные отношения и взаимодействие в педагогическом коллективе образуют основу социально-психологического климата, совокупности психологических условий, способствующих либо препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Социально-психологический климат выполняет следующие функции: консолидирующую - сплочение членов коллектива, объединение коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач; стимулирующую - создание «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая впоследствии реализуется в педагогической деятельности; стабилизирующую - устойчивость внутриколлективных отношений, создание благоприятных условий для успешного вхождения в коллектив новых педагогов; регулирующую - реализация в учреждении прогрессивно - этических норм взаимоотношений.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Положительный социально-психологический климат – важнейшее условие развития творческого потенциала педагогов. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Для повышения производительности труда и удовлетворенности людей жизнью руководитель должен заботиться о социально-психологическом климате коллектива.

В ходе опытно-исследовательской работы выявлены особенности психологического климата в коллективе ОДО.На основе теоретического осмысления проблемы исследования, анализа стиля руководства заведующего и результатов исследования нами была разработанамодель условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО.Разработанная нами модель может быть рекомендована к применению в организациях дошкольного образования городов и районов республики.

 

 

Библиография

1.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. -364 с.

2. Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ (Текст] / М.А. Аралова. - М: ТЦ Сфера, 2005.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006.

4. Бураканова Г. Стиль руководства и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4.

5. Данилов Д.А. Основы управления педагогическими системами. Якутск: Министерство образования, 2000.-80 с.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянникова П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. - Киров: ЭННОМ, 1991.-95 с.

7. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты - СПБ - Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. - 70 с. 19.

8. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических специальностей и руководителей образ. учреждений [Текст] / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 344 с

9. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб. Литер, 2003- 352 с.

10. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.222.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высших и средн. пед. учеб. заведений. М., 2000. – С.478.

12. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.

13. Конаржевский Ю.А.Формирование педагогического коллектива единомышленников / Ю.А. Конаржевский, - Псков, 1994 – 38 с.

14. Корепанова, М.В. Управление коллективом ДОУ [Текст] / М.В. Корепанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.

15. Лазарев, В. С., Т.П.Афанасьева, И.А.Елисеева, Т.И.Пуденко Руководство педагогическим коллективом //Модели и методы./ Пособие для руководителей образ. учреждений [Текст] / Под редакцией В.С.Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. – 158 с.

16. Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.

17. Мескон, M.X. Основы менеджмента [Текст] / Мескон M.X., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Демо, 1992. – 702 с.

18. Поданева Т.В., Польянова В.В. Профессиональное взаимодействие специалистов ДОУ. - М. 2007

19. Поздняк Л.В. Управление ДОУ как социально-педагогической системой // Управление ДОУ – 2006 № 4

20. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления – М., Педагогическое общество России, 2002 – 352 с.

21. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 280 с.

22. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, - 1995. - 384 с.

23. Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное учебно-практическое пособие. – СПб. - 2007.

24. Розанова В.А, Психология управления. - М., 2000.

25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М, 1995.

26. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - М.: 1998.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно – 27. методическое пособие. [Текст] / Сергеева В.П. – М 2000. – 136 с.

28. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент 1999 [Текст] / Симонов В.П. – 430 с.

29. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер., - 2001. - 413 с.

30. Степанова Е.И. Управление ДОУ - деятельность профессиональная. - М. 2007

31. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. - 120 с.

32. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: Практика пед. менеджмента [Текст] / Третьяков П.И. – М.: Нов. шк.. 1998. – 284 с.

33. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.

Управление качеством образования /Под ред.М.М.Поташника. - М., 2000.

34. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М. - 2003.

35. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - 416 с.

36. Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. - 184 с.

37. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, - 1990.

38. Шамова Т.И. Третьяков П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.: Владос, 2001

 

Приложение

 

 

Приложение 1



2018-07-06 449 Обсуждений (0)
Разработка модели условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка модели условий поведенческих действий руководителя с целью создания благоприятного микроклимата в коллективе ОДО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)