Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность эстетического и система основных категорий эстетики



2018-07-06 809 Обсуждений (0)
Сущность эстетического и система основных категорий эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок




10.20.2018

 

Теория эстетики

 

Сущность эстетического и система основных категорий эстетики

 

1. Сущность эстетического.

Проблема сущности эстетического впервые была сформулирована лишь во 2-й половине 20-го века. До этого эстетика рассматривала блее конкретные проблемы: что есть прекрасное, комическое. возвышенное, а проблемы того, что объединяет различные эстетические явления, это плод уже 20‑го века, когда эстетика вышла на более абстрактно-всеобщий уровень. Имплицитно (неявно; эксплицитно – наоборот, выраженно) проблема сущности эстетического решалась в контексте того, как рассматривалась проблема прекрасного.

Безобразное – это те явления, которые противоречат космическому совершенному. Гегель: прекрасное = совершенное, безобразное = не соответствует идеи своего рода. Эта идея продолжалась до 20-го века.Сущность эстетического в этой традиции стала пониматься как степень совершенства явления в своём роде. Это взгляды природников: Астахов, Яковлев и ряд других.

Другая традиция в понимании прекрасного отождествляла прекрасное с благом – некой комплексной ценностью явлений в своём роде. Прекрасное – то, что хорошо для человека. Инплицитно то, что вредит человеку что плохо. Следы этой эстетики – у Френсиса Бэкона, у Чернышевсокго («прекрасная есть жизнь такая, какой она должна быть согласно нашим понятия и идеалам»). СССР (Еремеев, Столович, Болев): прекрасное – это обобщённая общественная польза, безобразное – социальное зло, сущность эстетического определялась как мера об0ественной пользы. Поэтому их называют «общественниками».

Природники: космос прекрасен. Общественники: общественное благо.

3-я традиция, имплицитно идущая от софистов (прекрасное – то, что приятно для зрения и слуха). Сущность эстетического понимали как меру красоты формы. У Дэвида Юма, в кантовской концепции чисто формальной красоты, у Авраама Моля (в позитивистской традиции) как некая чисто формальная конструкция (эстетическая мера = степень организованности / к степени сложности). СССР: продолжил профессор ленинградского университета Коган.

4-я синтезирующая концепция, которую имплицитно начал уже на закате античности в римский период Цицерон (поддержал Фома Аквинский, продолжалась через кантовское понимание преходящей красоты, продолжает Малышев). Прекрасное – синтез 3-х качеств: совершенство, благо и красота. Сущность эстетического есть единство 3-х пар противоположностей: благо – зло, совершенство – несовершенство, красота – уродство формы. В сущности любого явления (в единстве противоположных начал) одна сторона противоположности определяет собой качество целого. В сущности эстетического такой определяющей качество эстетического в целом выступают положительные характеристики. Потому в краткой (поэтому неполной) формулировке сущность эстетического может быть определена как единство совершенного блага и красоты. Сама по себе сущность не существует (любого явления тоже не существует - ?), она всегда существует в своих проявлениях. Одно из основных проявлений сущности эстетического – прекрасное. Малышев (продолжая Цицерона): прекрасное есть прежде всего благо. В современном понимании благо – это комплексная ценность явления, состоящая в его соответствии системе потребностей человека, направленных на данный род явлений. Эта ценностное отношение блага модифицируется в зависимости как от объекта, так и субъекта ценностного отношения. Релятивность в понимании блага (Малышев) не абсолютная, так как есть общечеловеческие ориентиры, которые более всего выражены в нравственных правилах жизни человека, без соблюдения которых сосуществование людей в обществе невозможно в любую эпоху. Р Риме на рабов общечеловеческие нормы не распространялись.

2-е качество, без которого нет прекрасного – качество совершенства.Это качество противоположно качеству блага, потому что благо – это ценностное качество, зависимое от отношения к человеку и его потребностям (оно антропоцентрично). А совершенство – это объективное свойство, которое выражается в гармоничности, соразмерности, единстве в многообразии частей данного явления. Совершенно то явление, в котором адекватно проявляется сущность того рода, к которому это явление принадлежит. Эти свойства присущи явлению как таковому; мы можем их лишь познать, но они от нас независимы. Качество совершенства зависит от мастерства художника, а именно от того, насколько художник овладел теми выразительными средствами, которые необходимы для воплощения его замысла. Тут выясняется, что в разных художественных направлениях сам замысел художественного творения различается, а, следовательно, различаются и выразительные приёмы, а значит и мастерство. Поэтому если мы хотим вынести эстетическую оценку, прекрасное ли произведение искусства, по первому качеству (благо), мы соотносим произведение с нашим содержательным ожиданием от искусства. А когда <совершенство>, для этого мы должны знать тип замысла, который характере для той или иной художественной культуры, знать арсенал средств художника; только тогда мы сможем сказать, совершенно или нет.

Поэтому: Всё прекрасное совершенно, но не всё совершенное прекрасно.

Спор Чернышевкого (не всё совершенное прекрасно) с Гегелем (прекрасное = совершенное).

Произведение может мастерски реализовывать замысел, но сам замысел не всегда будет соответствовать нашим ожиданиям от искусства.

3-е качество, синтезирующее два предшествующих: качество совершенного блага. Соединение двух противоположностей. Синтез, вне которого прекрасное не существует. Применительно к искусству это мастерски реализованный благой замысел. При этом не всё совершенно благое есть прекрасное.

4-е качество – красота формы, это особая ценность. Эта ценность красоты состоит в соответствии формы того или иного явления особой духовной потребности в красоте, т.е. потребности нашего сознания в восприятии определённого типа форм. Этот тип красивой формы в нашем сознании представлен как особый эстетический эталон формы. Он складывается в нашем сознании в результате интуитивного обобщения форм тех явлений, которые обладают благим содержанием. Можно сказать, что эталон красоты – это обобщённый образ благих явлений. Он является результатом того, что мы переносим ценность благого содержания на типичные черты формы благих явлений. И после этого, как у нас складывается эталон формы, он может функционировать самостоятельно: мы можем оценивать форму как таковую не подключая наши знания о степени полезности предмета и т.д. (что отметил ещё Кант в принципе чисто формальной красоты: «суждение без понятия», оценка только формы).Плеханов вводит понятие исторической обусловленности красоты формы. «Польза ставшей красоты на примере первобытных племён» (женщины были обвешаны кольцами). Утилитарная польза стала красотой. Механизм переноса ценности содержания на типичные черты формы благих явлений. Переносится могут и качества: например, интеллигентность.

Красота формы – наиболее специфическая черта прекрасного, которая отличает его от социально-прогрессивного и прочих качеств. Феномен может обладать качеством красоты, но нести нам зло.

Требуется синтез совершенства, блага и красоты формы – синтез всех этих 4-х качеств.

 

 

17.02.2018

 

Семинар 24 февраля:

Сущность эстетического и система основных категорий эстетики:

1. Сущность эстетического.

2. Прекрасное. Плюс работа Георгия Валентиновича Плеханова «Письма без адреса» Письмо первое, где говорит о генезисе чувства красоты.

3. Величественное как категория эстетики.

4. Безобразное и ужасное.

5. Комическое как категория эстетики. Плюс Юрий Борев «Эстетика» раздел «Комическое». Запастись анекдотами.

 

Сущность эстетического – взаимодействие трёх пар противоположностей. Наиболее специфическая черта – восприятие особой красоты формы.

Совершенство, благо, красота формы – прекрасное совпадает с положительными качествами сущности эстетического.

 

Модификации прекрасного в сторону предельно положительной цельности выступает величественное. В существующих учебниках эстетики такой категории нет. В обычно модели есть категория возвышенное:

1. Возвышенное в человеке. Героические личности в художественных произведениях или в жизни. И.В.: в таких примерах нет наиболее специфической черты – чувственно воспринимаемой формы явлений. Она в данном случае несущественна (можно не видеть, а только знать факт подвига). Проявления достоинств следует считать категорией этики и отнести в сферу этой науки о нравственности.

2. Возвышенное в природе. Имеется в виду чувственно воспринимаемая форма гигантских природных явлений. И.В.: эти вопросы относятся к вопросам эстетики, поэтому стоит ввести понятие эстетически величественным.

Как таковое величественное выступает как модификация прекрасного в сторону предельно положительной эстетической ценности. Так же, как прекрасное, величественное есть явление благое (способное удовлетворить комплекс потребностей). Но в отличие от прекрасного, величественное обладает ценностью блага в максимальной степени: это сверхблаго; оно превосходит обычное ожидание блага. Второе отличие от прекрасного: этой ценностью сверхблага обладает всегда именно духовное содержание. Нравственно возвышенное является содержанием эстетически величественного.

Третье отличие от прекрасного. Сверхблагое духовно возвышенное содержание облачено в гигантскую по своим масштабам и мощи материальную форму, в великую форму. Единство духовно возвышенного содержания и великой формы. Классические примеры – это то, что традиционно в природе называется возвышенным (гигантские горы, звёздное небо). Но сами по себе гигантские горные вершины никакого духовного содержания не имеют. Мы сами, глядя на великое, рождаем духовно возвышенные смыслы, достраиваем сам объект величества.

Эмоциональная реакция на величественное – преклонение, так как оно – в отличие от прекрасного, которое с нами соразмерно, – намного нас превосходит.

Бывает промежуточная модификация, когда одно явление сочетает в себе часть противоположного.

 

Противоположность прекрасного – безобразное. Оно есть зло, оно противоположно нашим потребностям и идеалам. Но не всякое зло безобразно по эстетическим смыслам. Безобразно только зло совершенное, но не всякое, а только то, которое воплощается в чувственно воспринимаемой уродливой форме.

В искусстве основным отображением выступает прекрасное – до 20-го века, когда происходит секуляризация и искусство разделяется с религией.

Модификация безобразного в сторону крайне отрицательной эстетической ценности выступает ужасное. В обычных учебниках такого тоже нет. Стандартное: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное. Низменное стоит отнести к этике (минимально нравственное), а ужасное – к эстетике (явление, несущее зло, но, в отличие от безобразного, это сверхзло, которое не просто противоположно нашим идеалам, но и угрожает нашему существованию). Но не всякое сверхзло есть эстетически ужасное, для этого оно должно быть воплощено в гигантскую по масштабам уродливую форму.

Прекрасное и величественное – безобразное и ужасное. Две крайности, которые переходят друг в друга (величественная гора и сель). Между ними находится комическое:

1. Комическое юмористическое.

2. Комическое сатирическое.

Объект юмора примыкает к прекрасному. Это благое явление, но это не совершенный представитель этого рода, в силу чего он дисгармоничен, некрасив.

Объект сатиры примыкает к безобразному. Это явление, которое несёт зло. Но данное явление есть несовершенное зло в силу чего оно характеризуется опять же нелепостью, несоразмерностью своей формы.

Отличительная черта комического – это то, что объект комического отношения уязвим и находится между двумя крайностями.

Смех –выражение духовного превосходства над несовершенством мира. В тоталитарных режимах сатира находится под большим контролем, так как она очень действенна.

Противоречивое единство двух крайностей, взаимопереходящих через комическое. Трагического в системе ценностей И.В. нет. В обычных учебниках парой комического является трагическое. Гибель или поражение явления, олицетворяющего наши идеалы; в описании нет определённой зримой формы. Нравственное, политическое, религиозное – разные виды трагического. Нужно понизить трагическое до одного из видов и одновременно повысить до целого культурного типа.

Модификации прекрасного: изящное (маленькое) и грациозное (в движении). Модификация комического: ирония (изобличение зла через его мнимое утверждение).

 

Встречаются два новых русских.

– Как дела?

– Да вот обобрали до нитки.

– А я тебе говорил: уголовные морды, а ты: все юридические лица, юридические лица.

 

 

Пьяница пил, пил и спился.

Интеллигент читал, читал и считался.

Математик считал, считал и сосчитался.

А филолог?..

А филолог, соответственно, читал, читал и спился.

 

 

Это у вас смородина красная?

– Нет, черная.

– А почему белая?

– Потому что зеленая!

 

 

Минизачёты. Преподаватель внимательно следит за учениками и время от времени выгоняет

тех, у кого заметил шпоры. В класс заглядывает завуч:

– Что, контрольную пишем? Здесь, наверное, полно любителей посписывать!

Преподаватель отвечает:

– Не, любители – за дверью. Здесь только профессионалы.

 

 

Если действительно «чего хочет женщина, того хочет Бог», значит, Бог хочет новую шубку и

замуж.


 

03.03.2018

 

(пропуск 45 минут)

1. Социально-экономический.

2. Экзистенциальный.

Они связаны, но не совпадают; могут находиться даже в разногласии.

Это о социальных истоках искусства. Синтез марксизма и экзистенциализма. Жан Поль Сартр в своих поздних работах.



2018-07-06 809 Обсуждений (0)
Сущность эстетического и система основных категорий эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность эстетического и система основных категорий эстетики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)