Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социодинамика советского искусства



2018-07-06 294 Обсуждений (0)
Социодинамика советского искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Три основных этапа:

1. Послереволюционное 10-летие (1917-1927).

2. Сталинский период (1928-1955).

3. 1956-1985.

Дальше началась перестройка, которая фактически превратилась в буржуазную контрреволюцию, итог которой подвёл расстрел парламента в 1993 году. Этап социалистического развития России на этом закончился.

Первый период. В экономике это 10-летие имеет два внутренних этапа:

Гражданская война и экономика т.н. военного коммунизма. Экономические отношения регулировались административно-политическим путём, когда на крестьян была наложена продразвёрстка, согласного которой директивно изымались их плоды труда и направлялись в голодающие города. Кончилось бунтами, Антоновским мятежом, (…) мятежом. Ленин осознаёт эту проблему и вводит НЭП, которая представляла собой частичную рекапитализацию экономика – установление смешанной экономики, где сочетается государственное планирование и рыночное регулирование экономических отношений, государственная и частная собственность. Это позволило восстановить послевоенную разруху. Справились за 6 лет. В конце 70-х (вроде 1978) лидер китайских коммунистов Сяо Пин взял нэповские наработки. Китай занял то место, которое раньше принадлежало СССР. Для нас всё закончилось возвратом к классическому капитализму.

Переход от принципов диктатуры пролетариата к диктатуре государственной бюрократии партии большевиков со всё усиливающимся влиянием лично Сталина. Как искусство реагировало на эту действительность? Казарменное пело гимн и воспевало послереволюционную действительность. Гениальные художники: Маяковский («Хорошо», 1927), Шостакович (Симфония №2 «Посвящение Октябрю», 1927), Эйзенштейн («Октябрь», 1927). Многие авангардисты приняли октябрьскую революцию и социалистические идеалы: Малевич, Шагал, начальный Кандинский, Родченко.

Те художники, которые не принимали н идеалы… (дописать) – Булгаков «Белая гвардия (20-е) – «Революция – это некая трагическая стихия, которая надвигается с севера и разрушит мир интеллигентского кружка». «Собачье сердце» - тоже здесь же. Доминанта трагедии и фарса очень характерно. Другой автор этого периода – роман «Мы» Замятина. Он выступает родоначальником жанра антиутопии. Советское общество – находящееся под тотальным контролем у государства, где личность контролируема, манипулируема и счастлива в своей несвободе. Продолжил английский писатель Оруэлл в «1984». К современной реальности с тотальным техническим контролем. Люди свободны в своей несвободе – этот прогноз Замятина подтвердился.

Из-под царя попали к генсеку, демократия была всего полгода (с февраля по октябрь).

Казарменное пело антисоциалистический гимн в 20-е, а третье течение, исходящее из идеалов демократизма, выражало драму столкновения реального и идеального. Блок, Есенин, Клюев, Клычков (два крестьянских поэта): «Давно не смотрит Спас с божницы, давно погас лампады глаз». Платонов в 20-е создаёт повесть «Город Градов», в которой в 1926 зафиксировал суть происходящих социально-политических изменений в советском обществе (перерождение в общество диктатуры партийных государственных чиновников). Главный герой Шмаков – один из советских служащих, который пригласил своих приятелей (новых советских бюрократов_) отметить очередную годовщину октябрьской революции. После того, как они выпили, один из них произносит речь, в которой Платонов фиксирует самую суть. Шмаков поёт гимн революции. Схвачена суть перерождения общества.

Ещё одно произведение Платонова «Черенгур» - трагический фарс на насильственную коллективизацию крестьянского труда. Булгаков сотрудничал с белым, Платонов – с красными, но по отношению к советской реальности во многом описывают её как трагедию и фарс. Но И.В. видит и различия: в «Собачьем сердце» чувствуется снобизм Булгакова по отношению к рабочим, к пролетарию. Платонов же издевается над наивностью героев: «Сеять не надо, потому что к осени будет коммунизм».

Три течения:

1. Гимн советской действительности.

2. Казарменно-уравнительный идеал.

3. Трагедия и фарс советской действительности в творчестве анти- и социалистов.

При этом все произведения этих лет издавались, ставились исполнялись, хотя критиковались и нередко очень остро.

 

Следующий сталинский период, начало которого можно вести от 28-го года (несколько лет после смерти Ленина ушло на внутрипартийную борьбу), кардинально отличался (1928-1955). Для него характерно ускоренная и насильственная модернизация общества. Сталин отменил принципы ленинского НЭПа. Практически под запретом оказалась частная собственность и вопросы рыночной экономикой. Тотальное огусарствление собственности. Крестьяне оказалось государственными крепостными: у них не было паспортов, не могли сменять место жительства. Не было никакой коллективизации, часто изымался весь необходимый минимум для жизни. Но средства, изымавшиеся у деревни, шли на промышленность. Покупались иностранные станки и технологии. Резкий скачок в развитии за каких-то 10-12 лет. Одновременно – культурная революция (ликбез, выращивание научных кадров). Без этого СССР не смог бы победить Гитлера, а в послевоенный период, как сказал Черчилль, «Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». Но какой ценой? Очень жёсткая система рефеодализированного общества; это новое издание самодержавия. НЭП – рывок, Сталин – откат, но из-за которого резкий скачок вперёд. Сталин: «У нас есть только 10 лет, и если мы за это время не модернизируем страну, нас сомнут».

 

 

05.05.2018

 

Вопросы для семинара 12 мая:

1. Социальная обусловленность искусств

2. Социодинамика искусства

3. Социальная типология советского искусства.

4. Основные этапы истории советского искусства

19 мая – лекция

26 мая – подведение итогов и консультация

 

Рефеодализация сталинского общества. Уже не рыночный путь, а административно-командный. Глава бюрократии: личная сласть Сталина. Единоличная власть Сталина и () – черты феодального строя.

Жёсткое подавление любой возможной оппозиции, возможного инакомыслия. ГУЛаг (государственное управление лагерей) – следствие; он имел даже экономическую функцию.

Безусловно господствующее и по сути единственно возможное искусство в этой ситуации – это было искусство т.н. социалистического реализма. Все авангардные течения 20-х годов оказались под запретом. Все объединения распались образовался один союз художников, один союз писателей. Уравнительно-казарменный социализм. Директивно было зафиксировано требование правдивого изображения жизни в её революционном развитии (демагогия!). Отсюда требование идеализации действительности. Требовалась партийность искусства – требование образного воплощения идеологии правящей коммунистической партии. Ещё одно требование – народности искусства, под которой понималась доступность искусства широкой массе народа. Искусство приближалось не к реализму, а к нормам классицизма (которому соответствовала форма феодальных отношений). Театр киноактёра в начале Поварской (архитектура), живопись (парадный классицистский портрет воспроизводится в парадных портретах И.В. Сталина), скульптура образуется к античным образцам (в Парке Горького Девушка с веслом), даже в музыке (после Скрябина) возвращается сонатное аллегро. Через голову романтизма обращаются назад в классицизму, но всё пропитано идеологией правящей партии.

В 1928 году госпремия (высшая материальная награда) была присуждена трём кантатам (жанр связан со словом!, можно выразить государственную идеологию). Сталин повторяет Платона, который с подозрением относился к инструментальной музыке. «Лучшие песни о Сталине» муз. Александрова, слова Илюшкина. Музыка Захарова, слова Исаковского «В мире нет человека добрее, роднее». Прокофьев: здравица Сталину, кантата на тексты Маркса, Энгельса и Сталина. Живопись Егломской (в 1948) – картина, на которой в блестящей технике импрессионизма изображено изобилие (а время послевоенное, когда был голод).

В 1948 Сталинская премия была присуждена кантате о Сталине латышского композитора Талан Кемпша на слова Соломеи Нерис и даны подробные комментарии, за какое содержание. Другая схема – казахскому композитору.

Демократический гуманный социализм и () оказались в оппозиции существующему сталинскому режиму. Трагический или траги-фарсовый характер. Изменяется эмоциональная тональность музыки Шостаковича, балет «Светлый ручей» (совершенно неожиданный Ш.: яркий мелодист, оформление в традиционных ярко-импрессионистических тонах). В передовой колхоз приезжают столичные артисты. Праздник искусства в передовом колхозе. Симфония №4 – сгусток трагического экспрессионизма (исполняли только один раз), симфония №5 – некоторое просветление, написанное после критики «Катерины Измайловой» (ответ советского артиста на критику); получается какое-то подавляющее торжество.

Писатели. Платонов и Булгаков практически исключаются из популярной художественной культуры. Лишь во время войны Платонов стал военным корреспондентом, но не был известен. Легенда о том, как Платонов работал дворником в литературном институте.Сталин Булгакова приспособил литсотрудником МХАТа. Этих двоих не репрессировали, а их коллега Мандельштам нарвался и умер по дороге в ссылку в пересыльном лагере. Клюев, Тобидзе погибли.

Третий период советского искусства начался в 1956-58 с исторического 20-го съезда КПСС, где Хрущёв отмежевался от сталинских репрессий, коммунизма, культа Сталина, что выразилось в относительной либерализации жизни в СССР со 2-1 половины 50-х годов. Были выпущены политзаключённые из концлагерей, раскрепощены крестьяне (вернули паспорта, и они получили право выбора места жительства и перемещения). Началось массовое домостроение. Произошла относительная гуманизация социализма (по отношению к сталинизму). Но недолго музыка играла. В конце концов Хрущёв подверг резкой критике поэзию шестидесятников (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский… проза Василия Аксёнова этого периода), живописцев.

«Оттепель» получила своеобразное отражение в творчестве. Симфонии №№11 и 12 Шостаковича (революционные): 11-я посвящена 1905-му, 12-я – 1917-го. Относительная либерализация жизни подала надежду, что социализм может быть гуманным и демократическим. Поэтому симфония воспевает революцию в гимническом ключе. Свиридов «Патетическая» оратория на слова Маяковского.

В это время выходит из подполья антисоциалистическое искусство. Начинается период легального творчества Солженицына («Один день Ивана Денисовича» о заключённом сталинского концлагеря). В это время Пастернак издаёт своего «Доктора Живаго» (в Италии). Тройственность культуры. Доминировало всё равно искусство социалистического реализма, только вместо портретов Сталина были лики Хрущёва. Вышел даже широкоформатный цветной фильм «Наш дорогой Никита Сергеевич».

Инструментальные концерты Т.Н. Хренникова, где хеппи-энд был гарантирован. Александр Прокофьев «Как лучом сердец согрета» про партию.

После снятия Хрущёва (с 1964) в политической сфере начинается некоторый откат, ресталинизация, что проявилось в политических процессах над диссидентами. Заканчивалось тоже заключением в лагеря. «Чужие» не репрессировались, а выдавливались из СССР. Лучшие фильмы Тарковского сняты под давлением цензуры, а в условиях полной свободы самовыражения (когда его выдавили) значительно уступал предыдущему своему творчеству.

Многие живописцы, которые были выдавлены из СССР, говорили, что там мало кому повезло. Пробились единицы. «Бульдозерная выставка» - не укладывающимся в рамки художникам не давали выставки, они показались в поле, и их сравняли бульдозером. Подавляющее большинство не рвалось на Запад, были связаны с народом, но понимали мир как западники, а не так, как нужно было партии.

Квартирные выставки – особый жанр, который показывался приятелям. Тамиздат – подпольное издательство из-за рубежа, «Архипелаг ГУЛаг» Солженицына издан именно так, И.В. читал (из квартиры хозяев не выпускали).Самиздат – тоже той поры термин (несколько экземпляров на тонкой бумаге). Венечка Ерофеев («Москва-Петушки») – характерный пример андеграундной литературы. Судьба полубомжа и алкаша, который покупал бутылку за свои картины – музей Андрея Зверева.

Господствует соцреализм который не обратил внимание на что, что общество загнивает и назревают элементы кризиса. Очень показательно, что в 1985 (когда советская система была на грани разрушения) в Манеже проходила всесоюзная выставка «Мы строим коммунизм» (эскапизм, игнор происходящих процессов). Требовался гимн, и те художники, которые не укладывались, вытеснялись на обочину культуры. Друг И.В. художник Алексей Константинов.

«Датская музыка» – музыка к датам.

К 80-м наступил застой: прирост внутреннего валового продукта ограничивался, как сейчас, 1,5%. Накапливалось отчуждение власти и народа. Руководство само дискредитировало идею. Дефицит по советским понятиям. Отношение подрывало фундамент власти. Альтовая соната Шостаковича – это эмоция безмятежного пессимизма (И.В.). Эмоция уныния и разочарования становится доминирующей. Тут известен Высоцкий.

Дальше контрреволюция, начало 90-х, новая экономическая система, установился классический капитализм, в котором мы сейчас и живём. Характерны две субкультуры: почвенников (Никита Михалков) и либералов-западников (Дмитрий Быков, «Эхо Москвы»).

Почвенники – обращение к традициям до советского периода, рубежа 19-20 веков, периода Александра III (за веру, царя и отечества или .., самодержавие и народность). Проявилось в виде памятников в Александровском саду – стили академизма в живописи (Илья Глазунов, Василий Нестеренко). Академическая живопись конца 19 века, стиль хорошо знаем по оформлению ХХС. Культура базируется на возрождении религиозности и Русской православной церкви, ориентируется на сильную политическую власть и на жёсткую вертикаль этой власти (на Путина).

Западники-либералы – против Путина в том числе. Ориентируются на западно-европейскую и американскую культуры. Постэкспрессионизм (?). Артефакты постмодернизма в жанре инсталляций реди-мейд, перформанса. Театр – оперный режиссёр Черняков, Серебрянников. Деконструктивный комментарий к классическому произведению. В политике ориентируются на индивидуальную свободу слова (мат или голые).

 

 

19.05.2018

 

(пропуск 10 минут)

Ориентировалось на пролетариев, а выражало буржуа. Характеристики, социальные цели-функции этого искусства:

1. Коммерческое искусство. Минимальное вложение, максимальная прибыль.

2. Ориентируясь на широкие трудящиеся массы, это искусство обслуживало, обеспечивало восстановление рабочей силы в пострабочее время. Искусство, которое рассматривает человека как колёсико-винтик, добывающего прибыль. Отсюда доминирующие функции: развлекательно-компенсаторные, крайне упрощённый художественный язык, что обеспечивает максимальную доступность этого творчества и функцию релаксации после рабочего дня. Очень важно понимание адресата как рабочей силы.

3. Идеологическая функция состоит во внедрении ложного, иллюзорного сознания в эти массы. Очень характерный архетип этой массовой культуры – Золушка. («Красотка» с Ричардом Гиром).

Предельно упрощённый язык, внедрение мифов – дебилизация массового сознания как конечная цель этой субкультуры. Прямая противоположность – элитарное искусство, ориентированное на интеллектуальную элиту западного общества, которая не принимает штампы массовой буржуазной пропаганды, но не видит и социальной альтернативы для современного западного общества потребления. По сути оказывается, что существующие идеологические штампы не приемлемы, а альтернатива не видна, и это искусство занимание позицию эскапизма (бегство от социальной реальности). Наиболее массовая форма ухода – формализм, когда не за что бороться, нет идеалов для веры и борьбы художника через своё творчества, он уходит в формотворчество (создание эстетически значимой формы). В течение 2 века складывается множество направлений в западном искусстве, каждое из который демонстрирует то или иное формальное открытые, которым и исчерпывается всё содержание этого творчества.

Фазы такого ухода с конца 19-го – начала 20-го века: движение от реализма (Миле Курбе – середина 19-го), импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм. Всё увеличивающаяся доля субъективно-эмоционального и всё уменьшающаяся доля (…). Две модификации:

1. Экспрессивный формализм. Родоначальник – Василий Кандинский, продолжатель – живопись действия (Джейсон Полак, который размазывал краски по полотнам, лежащим на полу). Кандинский работал над цветопластикой в отрыве от содержания своего творчества. Но он открыл лишь один вид, вызвал откат маятника к гиперреализму. Полотна Манделиана представляют полотна, разделённые на квадратики с разным оттенком. Он и Кандинский – практически одновременно. Ещё одно направление – кинетическое искусство.

Клемин Гринберг – теоретик модернизма: «История живописи от Мане и Матисса была историей постепенного освобождения от функции репрезентации реальности. Живопись всё более погружалась в решение собственный формальных проблем. Абстракционизма знаменует собой апогей этого процесса. Согласованность форм между собой (как нечто самоцельное – прим. И.В.), а не их отношение к внешнему миру, является главной проблемой искусства». Это касается искусства в целом.

Ждад Дональд: «Картина есть прежде всего плоский прикреплённый к стене прямоугольник, который сам является формой, в следствие чего все формы, находящиеся внутри этого прямоугольника, должны соответствовать этой главной форме».

Третье течение. Оправдывает западное искусство 20-го века. Это искусство, которое, не приемля существующую реальность капиталистического общества, критически не бежит от этой реальности, а её критически анализирует, критически осмысливает в свете своих идеалов, которые носят демократический или даже социалистический характер. И.В.: это находится на периферии, а во главе – массовое искусство. Пример – потрясающее итальянское кино, начиная после реализма (Менсика, Дисконти, Федерико Феллини), это пример реальности капиталистического мира. «Репетиция оркестра» - отношение искусства и действительности. Оркестранты уходят в далёкий мир базилики, но далеко уйти невозможно, потому что отношения между оркестрантами и дирижёром те же, что и вне этого.

Через сопереживание герою проходит смысл (символическая сцена: актёры мимического театра в финале этого фильма на площадке для большого тенниса изображают, как они ударяют по мячу, отвечают – метафора иллюзорного массового сознания).

Френсис фон Копполо «Апокалипсис сегодня». Про американскую войну в Индокитае. Всё сделано через картинку, не через прямой текст.

Хемингуэй воевал. Альберто Морави (Италия), Генрих Бёлле (Германия) – антифашистское искусство которое оправдывает западное искусство перед человечеством будущего. Ринато Бутузо – итальянский художник-коммунизм. Даже Пикассо при всех своих формальных экспериментах, используя этот язык, выражал реальность. Жан-Поль Сартр – писатель, драматург, участник антифашистского движения во Франции.

Именно это 3-е направление, которое использовало формальные открытия и инновации как средство критического осмысления и выражения реальности капиталистического мира. И именно это, а не массовое буржуазное искусство составляет основной вклад западной культуры 20 века.

Но это при синхронном подходе. При диахронном – в начале 20-го история включае два этапа истории западной художественной культуры:

1. Этап модернизма (начало века – конец 50-х).

2. Этап постмодернизма (с 60-х до сегодняшнего дня).

Для первого этапа в социальном плане (для социально реальности) характерен глобальный кризис капитализма, проявлением которого были две мировые войны. С одной стороны, попытки социалистических революций (это не только Россия: Германия 18 год, Испания 36 год), а с другой – фашистские антикоммунистические перевороты и режимы и мировой экономический кризис конца 20-х – начало 30-х. Фашизм был не только в Германии, антикоммунистические режимы были в Финляндии, Польше, Эстонии, Латвии, Испании, Румынии, Болгарии (тоталитарные режимы).

Как мир реагировал на кризис? Формализм (бегство от социальной реальности), движение к крайнему субъективизму содержания художественного образа, невербализуемость содержания художественных произведений (непересказуемость). Новаторство (изобретение нового) как синоним ценности, это отрицание традиций, устремлённость в будущее, которое виделось преодолением этой катастрофической ситуации настоящего.

Направление, которое зарождается в 10-х годах, - футуризм. Родоначальник – итальянский поэт Моринетти. Хлебников, Маяковский, Бурдюк.Экспрессионизми сюрреализм – ещё одни характерные направления для этого времени. Экспрессионизм после Первой мировой войны приобретает очень определённую антифашистскую и антимилитаристскую позицию. Целая плеяда художников-экспрессионистов: Эмиль Нольде, Кетте Кёллидж, Отто Дикс. Не укладывающие в фашистское мировоззрение произведения искусства уничтожадись.

Для первого периода (модернизм) характерен сюрреализм как особая форма бегства и ухода в подсознание. Сальвадоре Дали. Первоначально это был протест против стандартов буржуазной массовой культуры, но быстро произошла ассимиляция. «Предчувствие Гражданской войны» - Дали быстро сынтуичил тенденцию и агрессию надвигающейся войны. Сюрреализм может выразить предчувствие. Дали: «Метод ассоциации элементов бреда» (в книге «Дневник одного гения»). Осмысленный анализ действительности был невозможен.

(это было про первую половину 20-го века).

С начала 60-х начинается новый этап социальной реальности капиталистического общества. После войны западный капитализм выходит из кризиса первой половины двумя способами:

1. Новые достижения в технической промышленности. Осваивается научно-технический прогресс, повышается эффективность производства.

2. Новое распределение произведённых богатств.

Вывод: «Надо делиться», и вводится целая продуманная система перераспределения богатства. Вводится система прогрессивного налогообложения, бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Возникает устойчивый средний класс обеспеченного человека, который составляет 2/3 общества и устойчивость социальной пирамиды. Возникает феномен общества потребления, когда для основного слоя населения западного общества доступны блага, производимые для населения.

Как на эту ситуацию реагирует культура западного общества? Она двойственна. В массовом сознании формируется мироощущение оптимистического консерватизма. Теоретически это мироощущение выразил американский социолог японского происхождения Фукуяма. «Конец истории» (сначала статья в конце 70-х, затем книга). Ставил знак вопроса и подводил к мысли, точ современное общества развитых социалистических стран – это и есть венец творения, а всё остальное – это приближение стран второго и третьего мира к состоянию западного миллиарда (западноевропейского и североамериканского). Выразителем этого ощущения в пластике стал поп-арт. Энди () – поэт общества потребления: «Банка супа Кэндл», панно из банок кока-колы. Если человек ориентируется на потребление, то продукт потребление поэтизируется, он окутан ореолом возвышенного смысла. Отсюда рождение таких жанров, как инсталляция с использованием приёма реди-мейд. Поэтизация вещи. В большинстве случаев это демонстрация обыденности художественного сознания. Это качение маятника в крайний объективизм. Готовые вещи как символ общества потребления.

Другая форма этого движения к крайней условности – это гиперреализм и перформанс (когда некая акция претендует на форму художественности). Павленский (двери ФСБ). Запад: классик немецкого постмодернизма Йозеф Бойс: видеоарт «Я люблю Америку, Америка любит меня» (поместил себя в вольер с койотом на трое суток), первомайская демонстрация в Берлине 1978 года (?). Возникает целое направление, которое ставит под сомнение вопрос о единой сущности искусства (художественно-образное содержание, выраженное в художественно оправданной форме). Возникает асоциализм, который считает, что единой сущности у искусства нет, и искусство м является то что таковым называется (художником или институцией). И.В.: эта концепция ведёт к эстетическому суициду, вырождается в эмпирическую () – описание, а не анализ. И.В.: особый вид творчества в культуре, направленный на выражение обыденного сознания.



2018-07-06 294 Обсуждений (0)
Социодинамика советского искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социодинамика советского искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)