IV. Сенсорное развитие.
1. Сроки формирования. 1) Фиксация взгляда (до 2 мес). 2) Прослеживание игрушки: а)горизонтальное (до 3,5 мес); б) вертикальное (до3,5 мес); г) круговое (до 4,5 мес). 3) Прослеживание взглядом невидимой траектории (3-4 мес). 4) Локализация звука (до 3,5 мес). 5) Реакция на звуки: а) норма (прислушивается, вздрагивает, ищет источник звука); б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность; г) парадоксальность. 6) Узнавание накомых лиц (до 6 мес). 7) Дифференцирование тона говорящих (до 8 мес). 8) Узнавание формы предметов (к 1,5 годам). 9) Различение цветов (к 2,5 годам). 2. Патологические феномены. 1) Нарушение узнавания знакомых людей, предметов. 2) Иллюзии (зрительные, слуховые). 3) Галлюцинации. 4) Дереализация, деперсонализация. V. Эмоциональная сфера. 1. Комплекс оживления. 1) Сроки появления: а) норма (3-3,5 мес); б) появляется с задержкой; в) отсутствует; г) редуцирован. 2) Характеристика: а) содержит 3 компонента (двигательный, эмоциональный, голосовой); б) отсутствует двигательный компонент (может отсутствовать в норме); в) отсутствует голосовой компонент; г)отсутствует улыбка; д) все элементы слабо выражены. Динамика комплекса оживления (от 3 до 6 мес усиливается голосовой и эмоциональный компонент и постепенно исчезает двигательный). 2. Мимика как отражение эмоционального состояния: а) живая; б) бедная; в) парамимии; г) вычурная. 3. Общая характеристика эмоций. 1) Контроль отрицательных эмоций (4,5 мес). 2) Становление сложных эмоций — обида, гнев, удивление (8-9 мес). 3) Полярность эмоциональных реакций: а) преобладание положительного полюса; б) преобладание отрицательного полюса; в) биполярность эмоций; г) общая «несформированность» внешнего проявления эмоций. 4) Трудность вызывания эмоциональных реакций. 5) Трудность переключения эмоций. 6) Эмоциональная лабильность (для детей — норма). 7) «Истощаемость» (эмоциональная реакция возникает, но тут же исчезает). 8) Синтонность (способность к сопереживанию). 9) Адекватность. 10) Парадоксальность. 11) Диссоциированность. 4. Суточный ритм настроения: а) ровный; б) повышенное беспокойство: утром — в вечернее время — при пробуждении и засыпании («эндогенный» суточный ритм для детей раннего возраста — беспокойство особенно выражено после дневного сна) — ночью. 5. Улыбка. 1) Сроки формирования: а) на комплексное воздействие: лицо взрослого плюс тактильное воздействие (1-1,5 мес); б) на «говорящее лицо» (1,5-2,5 мес); в) на «неговорящее лицо» (3-3,5 мес); г) на игрушку (3,5-4 мес). 2) Характеристика: а) норма; б) отсутствие улыбки; в) несформированность улыбки; г) редкость появления. 6. Психопатологические феномены. 1) Дистимии (перемежающиеся состояния капризности, недовольства, плача, «нытья», часто с отталкиванием и избеганием взрослых). 2) Дисфории (неожиданно возникающие состояния плохого настроения, сопровождающиеся агрессивными тенденциями в виде агрессии, направленной на окружающих или аутоагрессии, чаще всего со стремлением укусить, ущипнуть, оцарапать, плюнуть или больно удариться). 3) Гипомании (нехарактерное для ребенка в обычное время появление положительного эмоционального полюса с повышенной отвлекаемостью, переключаемостью, часто усилением речевой активности; у детей старше 2 лет – с дурашливостью, клоунадой, навязчивостью и отсутствием чувства дистанции в общении со взрослым) 4) Депрессия (более или менее устойчивая двигательная заторможенность, неулыбчивость, плач, иногда тревога, ажитация). 5) Тревога (иногда сопровождается акатизией, неспособностью сколько-нибудь продолжительное время находиться в неизменном положении, у маленьких детей часто сопровождается желанием собирать всех близких около себя). 6. Страхи (описать особенности). 7) Другие эмоциональные состояния. Динамика эмоционального состояния на протяжении жизни. VI. Сфера общения 1. Сроки формирования. 1) Фиксация взора на взрослом (1-2 мес). 2) Предпочтение фиксации на человеческим лице (2 мес). 3) Откликаемость (со 2-месяца). 4) Прислушивание к речи (с 3-го месяца). 5) Поворачивает голову на человеческий голос (3-4 мес.) 6) Требует внимания (1-3 мес). 7) Отрицательная реакция на маску, динамика «формального» общения (3-6 мес). 8) Контроль отрицательных эмоий (4,5 мес). 9) Появление страха перед посторонними (к 9-12 мес). 2. Характеристика общения. 1) Избегание человеческого взгляда. 2) Феномены «псевдоглухоты» и «псевдослепоты». 3) Протодиакризис (отношение к людям как к неодушевленным предметам). 4) Отношение к матери: а) узнает и выделяет мать среди других людей (к 5 мес.) б) симбиотическая привязанность; в) отвергает мать; г) относится индифферентно. Динамика функции. 5) Отношение к другим членам семьи (описать особенности). 6) Дифференциация окружающих. 7) Отношение к пребыванию в одиночестве: а) предпочитает; б) не переносит; в) острый страх; г) реакция отсутствует; д) как может находиться один. 8) Отношение к посторонним детям. 9) Отношение к посторонним взрослым. 10)»Уходы в себя». 11) Отсутствие дистанции в отношениях со взрослыми. 12) Сверхобщительность. 13) Плохо переносит коррекцию извне. 3. Динамика общения. Описать все особенности, периоды регресса. VII. Речь 1. Сроки появления. 1) Появление первых звуков (2 мес). 2) Ответные звуки (до 3,5 мес). 3) Гуление (3 мес). 4) Разнообразные звуки (6-8 мес). 5) «Период молчания» (5-6 мес, может не быть). 6) Первые слоги (8 мес). 7) Вокализация при манипуляциях (7-8 мес). 8) Первые слова (до 1 года). 9) Фразовая речь (к 2 годам). 2. Характеристика речи. 1) Наличие импрессивной речи (понимания обращенной к ребенку речи). 2) Наличие экспрессивной речи (пользование речью с коммуникативной функцией включая вокализации). 3) Словотворчество: слова- метки или сокращения; неологизмы; в) рифмование. 4) Модулированная речь. 5) Немодулированная речь. 6) Вычурные интонации. 7) Тахилалия. 8) Брадилалия. 9) Шепотная речь. 10) Излишне громкая речь. 11) Эхолалия. 12) Заикание и запинки (описать особенности). 13) «Взрослая» речь с употреблением фраз-штампов. 14) Мутизм: а) элективный; б) тотальный. Динамика развития: а) соответствующая возрастным нормам; б) асинхронная; в)регрессивная.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |