Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Исключение предметов»



2018-07-06 706 Обсуждений (0)
Методика «Исключение предметов» 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельно­сти, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обоб­щений.

Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволя­ют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соот­ветственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику « Классификация пред­метов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упро­щенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие", "Осо­бенности внимания", "Гнозис".

Методики «Кубики Кооса»

Целью исследования является определения уровня сформированности простран­ственного (конструктивного ) мышления, возможностей пространственного анали­за и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты ис­следования анализируются в соответствующих разделах заключения.

11. Методика для исследования субъективных межличностных отноше­ний ребенка (СОМОР)

Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Ре­зультаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис", "Исследование эмоционально - личностных особенностей", "Межличностные отношения ребенка".

Методика «Цветовой тест отношений»

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназна­ченным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, проце­дуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонен­тов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциа­циях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделах "Исследование эмоционально - лич­ностных особенностей". "Межличностные отношения ребенка".

Диагностический альбом

Специально подобранный из материалов, включающий более 30-ти наиболее исполь­зуемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее техноло­гичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа.

 

Схема анализа результатов психологического обследования ребенка младшего школьного возраста для представления на школь­ный психолого-медико-педагогический консилиум (консультацию)

Внешний вид и поведение ребенка в процессе обследования

В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих пато­логически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспор­тному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом ро­дителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.

Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо са­мостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного от­ношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.

Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особен­ности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрос­лых).

Отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности.

Характер деятельности

Оценивается целенаправленность деятельности ребенка, возможность сосредото­чения его на конкретном задании. Отмечается импульсивность в выполнении зада­ний или наличие элементов импульсивности, неравномерность деятельности, инер­тность или ригидность выполнения того или иного задания (игры), степень ориен­тации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похва­лу. Характер деятельности соотносится с наличием двигательной расторможеннос­ти или гиперактивности.

Обязательно отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования (изменение характера деятельности в те моменты, когда "отвлекается" специалист, приходит кто-то посто­ронний, реакции родители и т.п.).

Работоспособность

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отме­чаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Отмеча­ются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного сме­ха, негативизма как результата утомления). Отмечается влияние смены мотивации на работоспособность (вместо учебной - игровая или соревновательная), а также тип мотивации, который наиболее позитивно влияет на работоспособность ребенка.

При оценке работоспособности также должно быть учтено влияние гиперактив­ности, двигательной расторможенности, если таковые особенности имеются.

Особенности внимания

Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической проце­дуры. Необходимо оценить возможности ребенка в плане сосредоточения, переклю­чения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях, в частности в за­даниях неучебного характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка. Также оценивается наличие флуктуаций внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или не­гативизма ребенка, связь параметров внимания с наличием или отсутствием такой характеристики, как гиперактивность.



2018-07-06 706 Обсуждений (0)
Методика «Исключение предметов» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика «Исключение предметов»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)