Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характер латерализации



2018-07-06 1781 Обсуждений (0)
Характер латерализации 0.00 из 5.00 0 оценок




При анализе характера латерализации оценивается тип латерализации (право-сторонняя, левосторонняя или смешанная латерализация), наличие элементов левшества или левшеских тенденций (знаков). Важным параметром анализа является :анализа взаимосочетания доминирующих органов (например, ведущая левая рука и левый глаз или ведущая правая рука и ухо при доминировании левого глаза и т.п.). Психологу в своем анализе необходимо учитывать все особенности деятельности ребенка, в той или иной степени связанные с особенностями латерализации. Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике "Установление последовательности событий", с какого угла начинает рисовать и в каком направлении рисует, движения взора ребенка при описании им сюжетных картин, какой рукой берет карточки или кубики, а какой рукой помогает, какой рукой перелистывает книгу (и даже — какой рукой ковы­ряет в носу или чешет за ухом при условии, что обе руки свободны!).

Также необходимо проанализировать теснейшим образом связанные с этими особенности моторного развития.

Моторная ловкость

Оценивается общая "уклюжесть" ребенка, характер его движений в замкнутом и"занятом" пространстве (между партами, между стулом и столом), как ребенок тянется за каким-либо предметом, сбивает ли при этом другие находящиеся на сто­ле вещи, часто ли роняет карандаши, карточки, кубики. Анализируется способность делать ритмические и координированные движения (например, марширование или бег на месте), развитие графической деятельности (рисунок, письмо). Здесь необхо­димо отметить такие важные особенности, как сформированность рисунка, правиль­ные (или неправильные) соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и "твердость". Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движе­ния пальцев, манипуляции с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности; рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.). В том же ключе анализируются и продукты деятельности ребенка (школьные тетради, домашние рисунки и т.д.).

Оценка речи ребенка

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрез­мерная), качество звукопроизношения, словарный запас, объем активного и пассив­ного словаря и разница между этими объемами. Анализируется степень разверну­тости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называ­емых "детских" слов. Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режиме "вопрос - ответ", степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность и интонирование высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом макросоциальной речевой среды, в которой растет ребё­нок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи роди­телей, людей, проживающих с ребенком).

Необходимо оценить наличие специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи.

Поскольку специального исследования речи, как уже говорилось, проводить нецелесообразно, анализ речевых особенностей проводится по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. Особенное внимание уделяется трудностям понимания речи, в том числе пониманию сложных речевых конструкций, (см. раздел Сформированность пространственных и пространственно-временных отношений)

Сформированность социально-бытовой ориентировки

В соответствии с конкретными педагогическими требованиями к определенно­му возрасту, программой обучения и с учетом уровня социокультурного окружения ребенка определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняют­ся знания ребенка о настоящем (возраст, адрес, место проживания, имя, отчество педагога и т.п.).

Примечание. Трудности в определении последовательности времен года, месяцев и дней недели (а не признаков времен года) часто не являются признаком несформированности социально-бытовой ориентировки, как это обычно оценивает­ся педагогами и психологами. Эти особенности мыслительной деятельности ребен­ка необходимо анализировать с точки зрения сформированности пространственно-временных представлений (см. раздел Сформированность пространственных и про­странственно-временных отношений).



2018-07-06 1781 Обсуждений (0)
Характер латерализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характер латерализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)