Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеллектуальное развитие



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Интеллектуальное развитие 0.00 из 5.00 0 оценок




При условии сформированности зрительного гнозиса, наличии достаточного объема слухоречевой памяти и отсутствии интерферирующих влияний выявление уровня актуального интеллектуального развития и анализ результатов работы с методиками производится стандартным способом, в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методи­ки. Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образ­ного, логического мышления, понимание рассказов со "скрытым" смыслом, осозна­ние причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать и т.п. Отмечаются такие характеристики мышления, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность.

Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка, критичность мышления, возможность опосредования, изменение динамики мыслительной деятельности (скачки, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.)

В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний, специфики зрительного восприятия (отсутствия целостности) делаются соответствующие поправки использовании стимульных материалов и подаче инструкций. Последние даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень

уровень. Это позволяет дифференцировать реальные нарушения интеллектуальной деятельности от влияния вышеуказанных особенностей. Помимо этого, основной упор делается на оценку выполнения заданий невербального характера.

Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрез­мерная), качество звукопроизношения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами. Анализируется степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых "детских" слов ("бибика" и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режиме "вопрос — ответ", степень развернутости ответов, а так­же трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) отве­тов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, про­живающих с ребенком).

Развитие графической деятельности, рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятель­ности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка, степени овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка (ри­суночная, дорисуночная и т.п.), возраст возникновения содержательного рисунка. Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализиро­ваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаимораспо­ложения, а также наличия зачеркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубо­кий проективный анализ в данном случае не предусматривается.

Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка

В этом разделе необходимо отметить такие особенности ребенка, как характер его привязанности к матери и другим членам семьи, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, в особенности если в семье имеются другие дети или один из родителей вступил в новый брак. Особенно внимательно анализируются отноше­ния с братьями или сестрами. Отмечаются отношения со сверстниками, в том чис­ле характер этих отношений (конфликтность или излишняя конформность, ведомость или явные лидерские тенденции). Описывается его отношение к воспитателям и дру­гим взрослым. Выявляется наличие страхов, опасений, состояние эмоционального напряжения и ситуаций, вызывающих указанные феномены. Необходимо вернуть­ся к характеру игры ребенка, проанализировать роли, выбираемые им, и т.п. Не­обходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия; "что-либо съесть", "поиметь"), эго­истические тенденции, в том числе желание быть опекаемым или, наоборот, опекать.

Определяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, элементы критичности.

Для детей предшкольного возраста определяется наличие мотивации к школьному обучению, наличие стойких познавательных интересов. Необходимо отметить такие неспецифические для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки.

Заключение психолога и рекомендации

В заключении резюмируются наиболее важные сведения полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально – личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности его к обучению. С учетом амнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития (Это происходит потому, что…). По возможности, делается прогноз дальнейшего развития, предполагаемые виды программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.

В рекомендациях определяются основные направления коррекционной работы с ребенком. В краткой форме описывается возможная работа по коррекции выявленной несформированности высших психических функций. Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. При этом необходимо учитывать игровые интересы ребенка и строить рекомендации в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка, опираясь не ведущую роль игры в дошкольном возрасте. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и исследования. Родителям (лицам их заменяющим) даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем ребенка.

 



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Интеллектуальное развитие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интеллектуальное развитие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)