Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания.



2018-07-06 422 Обсуждений (0)
Методические указания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм защиты прав потребителей занимает важное место в системе социальной и экономической политики любого современного государства.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством, а государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.

Государственную защиту и контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей осуществляют государственные органы в рамках своей компетенции.

В статье 42 Закона «О защите прав потребителей» определены особыеполномочияименно Министерство торговли Республики Беларусь в области защиты прав потребителей.

В соответствии с которыми Министерство торговли Республики Беларусь направляет:

- предложения в органы государственного управления об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей;

- предписания к виновным о прекращении нарушений прав потребителей;

- предписания о приостановлении или прекращении производства, реализации потребителям товаров (работ, услуг):

без предоставления необходимой и достоверной информации;

с истекшими сроками годности;

с истекшими сроками хранения;

с истекшими сроками службы;

без указания таких сроков.

- материалы для составления протоколов об административных правонарушениях и (или) возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителя;

- в суд с иск о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения их прав;

- материалы о нарушении прав потребителя для решения вопроса о приостановлении либо о прекращении действия специального разрешения (лицензии);

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет контроль в области защиты прав потребителей. Поэтому должностные лица данного Министерства при исполнении своих должностных обязанностей в области защиты прав потребителей имеют право беспрепятственно посещать государственные органы и иные организации, а также индивидуальных предпринимателей с учетом режима их работы.

Государственные органы и иные организации, а также индивидуальные предприниматели обязаны по требованию Министерства торговли Республики Беларусь предоставлять информацию, необходимую для осуществления этим министерством своих полномочий в сфере защиты прав потребителей.

Решения о защите прав потребителя, принимаемые Министерством торговли Республики Беларусь являются обязательными для всех государственных органов, а также организаций, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В то же время следующие государственные органы в рамках своих полномочий закрепленных и иных нормативно правовыхактах уполномочены также осуществлять контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей:

-Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

-Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;

-Министерство здравоохранения Республики Беларусь;

-Министерство торговли Республики

-Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент по ценовой политике)

-иные республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.

На областном и районном уровнях государственного управления (обл-, горисполкомы) функции защиты прав потребителей выполняют уполномоченные по защите прав потребителей.

Правовая основа деятельности уполномоченных установлена в Постановлении Совета
Министров Республики Беларусь от 13.11.1998 N 1745 (ред. от 02.08.2006) "О мерах по защите прав потребителей". При этом функции уполномоченного по защите прав потребителей закреплены следующие:

осуществление контроля за выполнением на территории района (города) Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", за соблюдением правил торгового, бытового и других видов обслуживания населения;

рассмотрение в установленном порядке обращений, заявлений и жалоб потребителей, а также консультирование населения по вопросам защиты прав потребителей;

Права уполномоченного по защите прав потребителей:

на получение от соответствующих отделов и служб исполкомов, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории города (района), сведений, документов, не ограниченных в праве пользования, иных необходимых материалов для осуществления мер по защите прав потребителей;

на приостановление реализации товаров (работ, услуг) либо прекращение реализации товаров (работ, услуг);

на привлечение к проведению проверок и экспертизы квалифицированных специалистов из других учреждений и организаций, включая работников контрольных и правоохранительных органов.

В связи с этим и руководствуясь статьей 43 Закона «О защите прав потребителей» местные исполнительные и распорядительные органы (обл-, гор- и райисполкомы) обязаны:

- рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (в течение 15 дней либо 30 дней);

- организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителей;

- при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы);

-направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;

- направлять предписания о приостановлении или прекращении производства, реализации потребителям товаров (работ, услуг):

без предоставления необходимой и достоверной информации;

с истекшими сроками годности;

с истекшими сроками хранения;

с истекшими сроками службы;

без указания таких сроков.

-направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителя;

-обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

-осуществлять иные функции по защите прав потребителей.

В то же время в соответствии со статьей 44 Закона «О защите прав потребителей» потребители имеют право на судебную защиту своих прав.

Судебная защита является разновидностью и одной из форм государственной защиты и осуществляется судебными органами.

Обращаться в суд с исковым заявлением может:

-сам потребитель, права которого нарушены;

-его (потребителя) представитель, действующий на основании доверенности;

-уполномоченные государственные органы по защите прав потребителей;

-органы прокуратуры;

-местные исполнительные и распорядительные органы (обл-, гор- и райисполкомы);

-общественные объединения потребителей.

При этом местные исполнительные и распорядительные органы (обл-, гор- и райисполкомы) и общественные организации потребителей могут предъявлять иски не только в защиту прав конкретного одиночного потребителя, но и в интересах неопределенного круга потребителей.

От уплаты государственной пошлины освобождаются потребители – по всем искам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, а также местные исполнительные и распорядительные органы и общественные организации потребителей – по искам, предъявленным от своего имени, о защите неопределенного круга потребителей.

Если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступает местный исполнительный и распорядительный орган, общественное объединение потребителей, то за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с виновной стороны суд взыскивает:

- в местный бюджет штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с иском в защиту прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, указанному объединению перечисляется десять процентов суммы штрафа.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав неопределенного круга потребителей, суд обязывает изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) довести до сведения потребителей решение суда в определенный срок через средства массовой информации или иным способом.

Наряду с системой государственных органов по защите прав потребителей действует система общественной защиты прав потребителей.

Потребители вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.

При этом общественные объединения потребителей имеют право:

- участвовать в разработке проектов нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- изучать потребительские свойства товаров (работ, услуг), спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве;

- проводить экспертизу товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя или в интересах неопределенного круга потребителей, а также участвовать в проведении таких экспертиз;

- вносить в предложения:

- о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг)

-соблюдению правил ценообразования

-снятию с производства опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды

-изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды;

-о запрете ненадлежащей рекламы и информации, водящих в заблуждение потребителя;

-о прекращении реализации потребителям товаров (работ, услуг) по неправомерно завышенным ценам.

-осуществлять информационно-просветительскую деятельность в области защиты прав потребителей;

- давать на безвозмездной основе консультации потребителю по вопросам защиты его прав;

- направлять материалы для составления протоколов об административных правонарушениях и (или) возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителя;

- обращаться в органы прокуратуры с предложениями о принесении протестов на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;

- обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;

- обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя (неопределенного круга потребителей);

- предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Общественное объединение потребителей обращается по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об:

- устранении нарушений

-о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков

Общественное объединение потребителей обращается по поручению потребителя обращается в суд с иском о защите прав потребителя, представляет и защищает в суде права и законные интересы потребителя.

Указанное поручение потребителя о защите своих прав и полномочия объединения должны быть оформлены договором безвозмездного оказания услуг, заключаемого в письменной форме.

Примерная форма договора безвозмездного оказания услуг, состав расходов общественного объединения потребителей, подлежащих возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией), устанавливаются Министерством торговли Республики Беларусь

Расходы, связанные с исполнением поручения потребителя, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией):

1) по письменному требованию общественного объединения потребителей:

- после удовлетворения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) претензии, с которой обратились;

- после принятия судом решения в пользу потребителя, если общественное объединение потребителей не заявляло такое требование при обращении в суд с иском о защите прав потребителя;

Расходы общественного объединения потребителей подлежат возмещению, если потребитель до обращения в общественное объединение потребителей предъявлял изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) требование о восстановлении своего нарушенного права и имеется подтверждение отказа в удовлетворении этого требования.

Подтверждением отказа в удовлетворении требования потребителя являются:

письменный ответ, содержащий отказ в удовлетворении требования потребителя;

копия письменного обращения потребителя с уведомлением о вручении письменного обращения либо с отметкой о получении этого письменного обращения, если такое письменное обращение не рассмотрено в установленные сроки;

отметка о причинах отказа в удовлетворении замечаний и (или) предложений потребителя, изложенных в книге замечаний и предложений;

замечание и (или) предложение потребителя в книге замечаний и предложений, если такие замечание и (или) предложение не рассмотрены в установленные сроки;

иное подтверждение отказа в удовлетворении требования потребителя.

2) по решению суда, вынесенному по иску о защите прав потребителя, с которым обращалось общественное объединение потребителей.

В данном случае изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) обязан удовлетворить требование общественного объединения потребителей о возмещении расходов в течение четырнадцати дней со дня его получения.

Общественное объединение потребителей вправе осуществлять вышеперечисленные действия по защите прав потребителей при условии наличия у работника общественного объединения потребителей, реализующего указанные права этого общественного объединения, свидетельства об аттестации.

Аттестация работника общественного объединения потребителей проводится на предмет проверки знания законодательства о защите прав потребителей.

Итак, некоторые общественные организации защиты прав потребителей:

- ОО "Белорусское общество защиты потребителей";

- ОО "Минское общество потребителей";

- ОО "Защита потребителя".

Законом«О защите прав потребителей» установлена и регламентирована гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя.

Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя

За нарушение прав потребителя продавец и исполнитель несут ответственность в соответствии с законодательством и (или) условиями договора.

Во-первых, ответственность продавцов и исполнителей за нарушение прав потребителей установлена законодательством о защите прав потребителей:

- Гражданским кодексом Республики Беларусь;

-Законом«О защите прав потребителей».

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон) за нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью, наследственности или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором.

В соответствии со ст. 14 Гражданского Кодекса Республики Беларусь лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику).

Кроме того, необходимо помнить, что продавец и исполнитель несут гражданско-правовую ответственность, установленную статьей 16 Закона «О защите прав потребителей», за непредоставление полной и достоверной информации потребителю, который вправе:

1) потребовать от продавца либо исполнителя:

- незамедлительного получения в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге);

- возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора;

- в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора;

- возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы, а также возмещения других убытков (часть первая п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»);

2) предъявить продавцу либо исполнителю, не предоставившим ему возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре либо работе (услуге), требования.

Законодательством о защите прав потребителей не установлены способы предъявления требований

Законодательством о защите прав потребителей не установлены способы предъявления требований в отношении товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе заявить свои требования как в устной, так и в письменной форме.

В случае, если продавец (изготовитель, поставщик) при устном обращении сразу отказывается удовлетворить требование в отношении некачественного товара, то лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии, которая должна содержать:

1) наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия;

2) фамилию, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства (желательно оставить номер телефона);

3) изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; сведения о недостатках товара);

4) требования, предъявляемые продавцу;

5) дату, подпись.

При необходимости к претензии потребитель может приложить копии документов, оригиналы лучше всего оставить у себя.

Целесообразно претензию составлять в двух экземплярах, при этом первый отдать субъекту хозяйствования, а второй оставить у себя на тот случай, если продавец (изготовитель, ремонтная организация, поставщик) не удовлетворит заявленные требования, либо удовлетворит их частично. Второй экземпляр претензии и документы, подтверждающие факт получения продавцом претензии, а также отказ субъекта хозяйствования в удовлетворении требования, понадобятся в случае, если потребитель решит обратиться за защитой своих прав в государственные органы, общественные объединения потребителей либо суд.

Потребитель может вручить претензию продавцу одним из следующих способов:

1) отдать непосредственно продавцу (изготовителю, поставщику, ремонтной организации) заранее подготовленную претензию с просьбой сделать отметку на своем экземпляре о том, кто именно принял претензию (фамилия, имя, отчество, должность), и указать дату принятия претензии;

2) оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом объекте хозяйствования и выдаваться по первому требованию потребителя;

3) отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (желательно с описью вложения) на юридический адрес субъекта хозяйствования. Для этого необходимо точно знать наименование той организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридический адрес.



2018-07-06 422 Обсуждений (0)
Методические указания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)