Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии здоровсьесбережения и здоровьеобогащения педагогов



2018-06-29 350 Обсуждений (0)
Технологии здоровсьесбережения и здоровьеобогащения педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни, могут быть основаны на:

  • организации труда с позиций эргономики
  • организации отдыха и оздоровления педагогов
  • создании социальной инфраструктуры: тренажерный и фитнесс зал, парикмахерская, театральная и музыкальная студии и т.д.

(Пример работы проекта «Экология труда. Здоровье- и жизнесберегающая среда» ГОУ СОШ № 1995)

Программа «Восхождение к успешной карьере по ступеням профессионального самоопределения», на примере ГОУ ЦО №1317, направлена на развитие ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и формирования адекватной самооценки старших школьников.

Реализуя программу «Дом дружбы» психолог осуществляет поддержку, содействие педагогам в их профессиональной деятельности, осуществляет психологическую помощь в разрешении личных проблем, повышает самооценку, формирует позитивный образ восприятия себя, самовыражения, конструктивного разрешения конфликтов:

1. Профилактика эмоционального выгорания учителей: снятие эмоционального напряжения, сохранение психического здоровья; нахождение новых стимулов для продолжения работы; выездные тренинги.

2. Создание благоприятного климата в педагогическом коллективе: тренинги по разрешению конфликтов; тренинги коммуникативных умений; тематические лекции, круглые столы, психолого-педагогические консилиумы.

3. Обучающие семинары по проблеме взаимодействия с учащимися, классом в целом, касающиеся различных проблем.

4. Андрагогическое сопровождение педагогов: тематические лекции, круглые столы, психолого-педагогические консилиумы; занятия по повышению самооценки, своего профессионального статуса; развитие умений самовыражения, самопрезентации.

В школе психолог проводит индивидуальные и совместные занятия и тренинги для расслабления и снятия усталости после учебного дня. Большое эмоциональное впечатление на учащихся и учителей производят эффектное изображение репродукций с картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах на мультимедийном экране.

Таким образом, психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Основными факторами, обусловливающими профессиональные деформации личности учителя и, как следствие, потерю им психического и физического здоровья, являются следующие: педагогическая ригидность; неадекватное эмоциональное реагирование (невротизм); стереотипность способов психологической защиты; гиподинамия и контрактура (стойкое мышечное сокращение при продолжительной статической работе).

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются:

- формирование поведенческой гибкости - разнообразных форм внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности;

- развитие эмоциональной адекватности - эмоциональной устойчивости и спонтанности, способствующих гармонизации личности, преодолению и изживанию невротических и психосоматических симптомов;

- оптимизации осознанной саморегуляции активности.

Восстановлению (реабилитации) здоровья педагогов способствует систематическая особым образом организованная двигательная и психоэмоциональная активность.

Реализация комплексной программы восстановления здоровья приводит к увеличению показателей физического и психического здоровья у абсолютного большинства обследованных педагогов.

Система рекомендаций для педагогов является эффективным вспомогательным средством сохранения и восстановления их здоровья.

"Комплексная программа восстановления психического и физического здоровья педагогов" (Митин Г.В.)

Восстановление (реабилитация) здоровья учителя - это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Данные полученные при массовом и экспериментально - психологическом изучении состояния здоровья педагогов позволяют сформировать определенное представление о системных механизмах нарушений здоровья с учетом специфики профессиональной деятельности и психологических условиях восстановления здоровья педагогов. Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является специально организованная психоэмоциональная и двигательная активность.

Комплексная программа состоит из 3-х частей.

В первой части программы "Физкультурно-оздоровительный комплекс":

- рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры;

- рекомендуется принципиальная схема содержания и проведения учительского урока здоровья;

- раскрываются вопросы методики развития основных физических качеств; укрепления и коррекции опорно-двигательного аппарата; профилактики профзаболеваний;

- содержатся более 300 рисунков-упражнений на развитие основных физических качеств, коррекцию опорно-двигательного аппарата, профилактику профзаболеваний.

Во второй части программы "Психоэмоциональный комплекс":

- рассматриваются вопросы восстановления здоровья педагогов средствами психологических воздействий;

- даются психотехники, позволяющие значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительных занятий за счет мощных резервов психики;

- предлагается система приемов, упражнений, психогимнастических игр, оптимизирующих эмоциональную сферу личности учителя (преодоление невротизирующих компонентов внутреннего мира);

- предлагается система взаимодополняющих психотехник, активизирующих личностные ресурсы в отношении развития педагогической гибкости, создания ощущения свободы и раскрепощенности, снятия некоторых психосоматических симптомов;

- предлагается программа аутогенной тренировки.

В третьей части программы "Саморегуляция движений":

- рассматриваются вопросы, связанные с культурой саморегуляции как целостной системы регуляции собственных движений, собственных усилий;

- предлагается система отработки и постановки целей двигательных усилий, сочетающихся с моделированием значимых условий, в которых приходится осуществлять усилия, и опробованием программ организации движений;

- предлагаются способы действия, оценка результатов и коррекция ошибок с опорой на собственные критерии.

Разные виды активности были интегрированы в комплексную программу в соответствии с научно-обоснованной схемой проведения занятий, особенностями женского организма и профессиональными деформациями педагогов.

Как видно из представленных результатов эффективность реализации комплексной программы доказана на статистически значимом уровне.

Проведенное исследование позволяет делать следующие выводы. Педагоги общеобразовательных школ реально могут быть отнесены к популяционной группе лиц, работающих в условиях социальных и профессиональных фрустрирующих и стрессирующих факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на уровень их психического и физического здоровья.

Комплекс выделенных факторов (ригидность, тревожность и невротизм, гиподинамия и контрактура) с полным основанием можно отнести к факторам риска, которые при длительном (хроническом) действии и низком уровне защитно-приспособительных механизмов личности приводят к различным нарушениям нервно-психического и соматического здоровья.

Наиболее эффективной для исследований здоровья педагогов является технология, включающая в себя анкетирование, тестирование с применением экспресс-диагностик и личностных опросников и последующей их обработкой с помощью компьютерных версий. Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются формирование и развитие поведенческой гибкости, эмоциональной адекватности, оптимизация осознанной саморегуляции активности. Основным средством восстановления здоровья педагогов является специально организованная психоэмоциональная и двигательная активность. Эффективность реализации "Комплексной программы восстановления психического и физического здоровья педагогов", доказанной в исследовании, позволяет ее рекомендовать для внедрения в системы непрерывного образования педагогов.

 




2018-06-29 350 Обсуждений (0)
Технологии здоровсьесбережения и здоровьеобогащения педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии здоровсьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)