Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексная программа состоит из 3-х частей.



2018-06-29 404 Обсуждений (0)
Комплексная программа состоит из 3-х частей. 0.00 из 5.00 0 оценок




В первой части программы "Физкультурно-оздоровительный комплекс":

- рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры;

- рекомендуется принципиальная схема содержания и проведения учительского урока здоровья;

- раскрываются вопросы методики развития основных физических качеств; укрепления и коррекции опорно-двигательного аппарата; профилактики профзаболеваний;

- содержатся более 300 рисунков-упражнений на развитие основных физических качеств, коррекцию опорно-двигательного аппарата, профилактику профзаболеваний.

Во второй части программы "Психоэмоциональный комплекс":

- рассматриваются вопросы восстановления здоровья педагогов средствами психологических воздействий;

- даются психотехники, позволяющие значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительных занятий за счет мощных резервов психики;

- предлагается система приемов, упражнений, психогимнастических игр, оптимизирующих эмоциональную сферу личности учителя (преодоление невротизирующих компонентов внутреннего мира);

- предлагается система взаимодополняющих психотехник, активизирующих личностные ресурсы в отношении развития педагогической гибкости, создания ощущения свободы и раскрепощенности, снятия некоторых психосоматических симптомов;

- предлагается программа аутогенной тренировки.

В третьей части программы "Саморегуляция движений":

- рассматриваются вопросы, связанные с культурой саморегуляции как целостной системы регуляции собственных движений, собственных усилий;

- предлагается система отработки и постановки целей двигательных усилий, сочетающихся с моделированием значимых условий в которых приходится осуществлять усилия, и опробованием программ организации движений;

- предлагаются способы действия, оценка результатов и коррекция ошибок с опорой на собственные критерии.

Для коррекции психо-эмоционального состояния участников образовательного процесса, включая и педагога, также можно, на наш взгляд, использовать рекомендации Куревиной О.А. (Синтез исскуств,М.-2003.с.3-31) и Никифоровой В.М., которые рассматривали возможность включения искусства в модель сохранения психического здоровья. Их суждения о том, что педагогическая психофизиология, выясняя зону оптимального функционального состояния- активности мозга в процессе обучения,, выявила, что творческая деятельность стимулирует ориентировочную готовность мозга, подавляет оборонительную реакцию и выступает в качестве антистресса, то есть творчество выступает как антистресс. Ориентация творчески ориентированного процесса обучения – смещение акцентов с репродуктивных методов обучения на практико-ориентированные, творчески познавательные, использование, адаптированных для учебной практики клинических методов арттерапии (метод творческого самовыражения, коммуникативные методы и т.п.) и готовность к принятию любых оригинальных идей, способствуют не только самореализации учащихся и педагогов, но и являются мощным профилактическим средством психо-эмоциональных срывов. Особой популярностью пользуется область музыкотерапии. И тот факт, что музыка лечит, изменяет настроение, воздействует на наш организм- не вызывает сомнения и всё это существует с тех пор, как возникла музыка. Сейчас идея лечения музыкой стала очень привлекательной, и иногда в порыве исследовательского вдохновения различные специалисты могут переходить границы компетенции.

Все это приводит к необходимости разработки и адаптации моделей психологической поддержки профессионального здоровья учителя. Среди направлений деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья педагогического коллектива можно выделить следующие: формирование знаний по сохранению и укреплению собственного психического и физического здоровья; создание благоприятных условий труда; стимулирование и вознаграждение сотрудников, заботящихся о своем здоровье; ежегодные профилактические медицинские осмотры; разработка программ физической реабилитации; физкультурно-оздоровительная деятельность с педагогами с использованием материально-технических (спортивные залы и оборудование) и кадровых (учителя физической культуры) ресурсов образовательного учреждения.

Однако, учителя и преподаватели причины своих заболеваний , в основном, связывают с так называемыми «объективными» причинами: неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране, плохими условиями труда, напряженностью профессиональной деятельности, низким уровнем материального обеспечения (С.Н.Айрапетова, А.А.Любякин, М.А.Плетнева и др.). Это свидетельствует о том, что педагоги не осознают подлинных причин негативных тенденций своего здоровья, которые напрямую связаны с их неумением правильно организовать свою жизнедеятельность, в том числе трудовую.

По мнению Г.К.Зайцева, чтобы учитель начал активнее заниматься формированием собственного здоровья надо произвести соответствующие изменения в мотивационно-смысловой сфере. В соответствии с доминирующими потребностями взрослого человека в самоопределении и самосовершенствовании, удовлетворение которых во многом связано с процессами осмысления интересующей его научной информации, построением жизненных и профессиональных планов была разработана программа психологической подготовки педагогов и ее методическое обеспечение, направленное на формирование личностно-значимого и социально-значимого аспектов их здоровья. Чтобы побудить учителей активнее заниматься своим здоровьем, была использована методика валеологического самоанализа, позволяющая определить тенденции в собственном здоровье и выявить причины этих тенденций, связанных с характером их образа жизни.

Разработанные модели направлены, во-первых, на создание у педагогов мотивации на обучение управлению собственным здоровьем, выработку индивидуального способа здорового образа жизни и умений вносить в него в процессе текущей жизнедеятельности необходимые обоснованные коррекции. Автор знакомит с заданиями и упражнениями, которые могут помочь преподавателям более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.

Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

Мы знаем, что в очень небольшом числе (как правило, столичных) школ силами психологов и социальных педагогов для учителей проводятся практические занятия, развивающие культуру педагогического общения, обучающие навыкам конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций. Кроме того, психологи помогают учителям овладеть способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.

Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах.

Преподавательским коллективом Тюменского университета (http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200700909) была разработана и внедрена комплексная программа по охране и управлению здоровьем учителя с учетом следующих положений.

С целью повышения престижности здоровья в представлениях учителей и предоставления информации об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и рекомендуемых средствах и формах его укрепления был предложен курс лекций и семинаров: «Факторы индивидуального здоровья и составляющие здорового образа жизни», «Влияние профессиональных факторов педагогической деятельности на личность педагогов», «Синдром эмоционального «выгорания» у учителей», «Рациональное и сбалансированное питание работников умственного труда», «Психогигиена и психопрофилактика» и др.

Учитывая высокую распространенность психосоматических заболеваний у педагогов, реабилитационные процедуры осуществлялись посредством гомеопатии, лечебной физкультуры, фитотерапии.

Профессиональное долголетие учителя может быть достигнуто путем гармонизации личности, понимаемой как процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышения степени аутентичности, согласованности интегральных характеристик личности, поэтому обучающие семинары включали элементы психогигиены, психопрофилактики и психопедагогики.

Коллектив исходил из представления о многоуровневости здоровья учителя, в соответствии с которым высший уровень индивидуального здоровья, отвечающий за определение общего смысла жизни, отношение к другим, к себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, при этом все уровни взаимосвязаны.

Поэтому помощь педагогам была нацелена не столько на снятие, купирование соматических и психических расстройств учителя, сколько на обращение к более высоким уровням саморегуляции: инструментальному, смысловому, экзистенциальному. Указанные направления воздействия отвечают задачам развития конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и т.д.), что, несомненно, позитивно влияет на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие. Высший экзистенциальный уровень обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития, становится ведущим фактором развития зрелой личности. Недостаточная сформированность регуляторных механизмов высшего уровня приводит к тому, что учитель остается объектом внешних воздействий, поэтому не способен превратиться в субъект собственной жизни. Мы убеждены, что нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становятся причинами многих соматических и психосоматических заболеваний учителей.
Таким образом, работа с учителем, направленная на активизацию механизмов личностной саморегуляции, обусловливает повышение уровня профессионального здоровья учителя как способности выступать активным и ответственным субъектом собственной жизнедеятельности.
Значимым фактором в формировании культуры здоровья педагога выступает поддержка этого процесса администрацией школы и педагогическим коллективом. В частности, на уровне административных структур школы можно дать общие рекомендации для улучшения работы педагогического коллектива:

– поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, установка на сотрудничество, своевременное и конструктивное разрешение конфликтов;

– обеспечение возможности профессионального роста, повышения квалификации, обучения, обмена опытом, общения с коллегами из других школ, регионов, так как это благотворно влияет на личностный рост и эмоциональное здоровье работников;

– организация психологической поддержки педагогов по вопросам профессионального роста в виде просветительской, консультационной, тренинговой работы;

– обучение педагогов навыкам рационального планирования и использованиярабочего времени;

– выполнение санитарно-­гигиенических и валеологических требований к организации труда учителя: оптимальное цветовое решение и освещенность классов, возможность горячего питания и пр.;

– регулярное поощрение работников с целью поддержания у них чувства справедливости, рациональное распределение обязанностей и ответственности между коллегами;

– активное привлечение к делам школы родителей с целью освобождения учителей от лишних функций и обязанностей.

Достаточный уровень культуры здоровья педагога важен не только для самих учителей – отдельных представителей педагогической профессии, но и для развития всей страны, так как эффективность работы педагога – это будущая эффективность и продуктивность его учеников, основа созидания и процветания нации.

Поэтому работа по формированию культуры здоровья педагогов должна проводиться на всех уровнях системы образования – от управленческих, государственных до уровня отдельного педагога.

Еще одной из наиболее успешных программ, используемых в образовательных учреждениях является Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания (Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.). Она представляет интерес, т.к. в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.
Специалистами Центра ПМСС разработана программа по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.

Цели программы:Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса; освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

Факторы, определяющие содержание работы: Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения; внешнее проявление; способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.

Формы работы: основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом формируется новое научное направление — психология здоровья. Психология здоровья имеет широкое поле теоретических и практических задач и включает в себя не только предупреждение развития психической и соматической патологии. Задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. Здоровье сохраняет в любом виде трудовой деятельности профессионально высокий уровень, оно определяет стабильность достигнутых результатов путем выработки психологических установок на поддержание здоровья. В условиях труда и обучения здоровье становится не только состоянием организма, но и субъективной самоценностью для работающего человека. В этом случае здоровье может стать «экономическим механизмом повышения результативности и качества труда» (Гридин А.А.,2001). Актуальность исследования психологического здоровья учителей обусловлена тем, что его нарушение составляет существенную проблему психологической службы в образовании. Для успешной реализации профессиональной деятельности учителя без ущерба для его здоровья, психологическая служба нуждается в понятийном аппарате, который раскрывал бы особенности сложных феноменов психологического неблагополучия и позволял бы их фиксировать, а также проектировать результативные профилактические мероприятия, направленные на поддержание психологического здоровья учителей. Последнее требует учета ряда факторов, провоцирующих нарушение психологического здоровья, среди которых - возраст и стаж работы. Психологическое здоровье является характеристикой личностного благополучия, включающей когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического и социального уровней его проявления при доминирующей роли психологического уровня.

Исходя из вышесказанного следует, что необхдимо создание системы информационной и психолого-педагогической поддержки педагогов, направленной на формирование здоровьесберегающего пространства школы, обучение и воспитание у них культуры здоровья для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья. Для реализации этой цели необходимо: формирование чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих; развитие ценностной мотивации по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ.

Формирование и поддержание профессионального здоровья учителя в условиях нестабильного развития общества является приоритетным направлением социальной политики государства. Однако существуют противоречия между провозглашенными обществом ориентирами обеспечения жизнедеятельности учителя и реальностью, между необходимостью поддержания профессионального здоровья учителя, стремящегося выполнить социальный заказ общества по воспитанию и обучению детей, и отсутствием реальной возможности осознавать необходимость его сохранения.



2018-06-29 404 Обсуждений (0)
Комплексная программа состоит из 3-х частей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексная программа состоит из 3-х частей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)