Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели и программы психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов



2018-06-29 381 Обсуждений (0)
Модели и программы психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок




В течение последних десятилетий в Государственных докладах, выступлениях официальных лиц страны, в средствах массовой информации отмечается кризис общественного здоровья в Российской Федерации. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая аспекты условий жизни (Т. М. Максимова, О.Н.Гаенко, 2003). Кризис общественного здоровья затрагивает лиц любой профессии, в том числе преподавателей.

Педагоги могут быть отнесены к популяционной группе лиц, работающих в условиях социальных и профессиональных фрустрирующих и стрессирующих факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на уровень психического и физического здоровья. Исследователями психического здоровья педагогов определен комплекс факторов, которые с полным основанием можно отнести к факторам риска и, которые при длительном (хроническом) действии и низком уровне защитно-приспособительных механизмов личности приводят к различным нарушениям нервно-психического и соматического здоровья (Митин Г.В. Психологические условия восстановления здоровья педагогов: Автореф…канд.психол.наук.-М., 2002г.23с.)

К числу причин относятся: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность. Учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболевания, как правило, они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребностей учеников. Эмоционально перегруженный учитель, скорее всего, предпочтет знакомый круг обстоятельств и ситуаций, в которых он хорошо разбирается и действительно может хорошо обучать, но не рисковать новшествами, где результаты непонятны и плохо прогнозируемы ( Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс…канд. психол. наук. – М., 2002. 160 с.).

Вышесказанное позволило сформулировать определение профессионального здоровья учителя, под которым мы понимаем состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности // Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития: монография. – Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2010. С. 149-177.

Современный этап развития российского образования характеризуется переходом к инновационному развитию, основные направления которого изложены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В условиях реализации данной инициативы существенно возрастают нагрузки на учителя. Это обусловлено, прежде всего, тем, что внедрение инноваций сопряжено с возникновением сопротивления со стороны педагогического коллектива, причина которого лежит в непонимании и как следствие – недовольстве учителей, особенно немолодого возраста. Это приводит к возрастанию эмоционального напряжения, следствием чего являются эмоциональная изношенность; увеличение информационной и интеллектуальной нагрузки, вследствие необходимости постоянного повышения квалификации и развитии профессиональной компетентности. Все это усугубляется консерватизмом, возникающим за долгие годы работы в школе. В итоге к концу учебного года многие педагоги ощущают психологический дискомфорт, усталость, опустошенность, раздражительность, чувство нереализованных возможностей, социально-профессиональное одиночество и т.п., что является характерными признаками изменения профессионального здоровья личности. Не удивительно, что через 10-15 лет работы у многих учителей возникают так называемые педагогические кризы, выражающиеся в неудовлетворенности своим трудом. Более того, согласно исследованиям, у трети учителей показатель степени социальной адекватности сравним или даже ниже, чем у больных неврозами.
Нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.
Согласно профосмотрам, различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,9% педагогов, две трети из них жалуются на частые головные боли, у 40% регистрируется стойкое повышение артериального давления, что свидетельствует о нарушении психоэмоционального состояния. Исследователи отмечают, что для устранения психоэмоционального напряжения более 60% педагогов курят, 26,8% употребляют алкоголь, 53,9% переедают, 32,8% принимают снотворные или успокаивающие лекарственные препараты. Только 33% педагогов занимаются профилактикой психоэмоционального перенапряжения: регулярно совершают пешие прогулки, выполняют аэробные упражнения, посещают тренажерные залы, спортивные секции и бассейн, проводят массаж, самомассаж и аутогенные тренировки, принимают адаптогены или травяные отвары успокаивающего действия. В большей степени методами коррекции стрессовых состояний владеют учителя начальных классов, преподаватели естественно-научных дисциплин и физической культуры ( Ахмерова С.Г. Профессиональные заболевания педагогов// Справочник руководителя образовательного учреждения, №8, 2012 г.- №8 Раздел: Медицинское обслуживание).

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов, по мнению Митина Г.В. (2002г.), являются формирование и развитие поведенческой гибкости, эмоциональной адекватности, оптимизация осознанной саморегуляции активности. Кроме этого, основным средством восстановления здоровья педагогов является специально организованная психоэмоциональная и двигательная активность. Митиным Г.В. была предложена «Комплексная программа восстановления психического и физического здоровья педагогов», которая доказала свою эффективность в условиях естественного эксперимента в ряде школ РФ.



2018-06-29 381 Обсуждений (0)
Модели и программы психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели и программы психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)