Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов



2018-06-29 484 Обсуждений (0)
Глава 4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

4.1 К проблеме разработки методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья
педагогов

 

Основные направления профилактической и реабилитационной работы:

- профилактические меры – обучение социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения;

- реабилитация уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.

Первой задачей в профилактике выгорания, которая может решаться посредством проведения семинаров-практикумов, является расширение информированности учителей и руководителей о том, что такое «синдром эмоционального выгорания» и какими общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. В рамках семинаров-сеансов педагоги получают особые возможности для профессиональной реабилитации – знакомятся с механизмами нарушений в психоэмоциональной регуляции, овладевают навыками самоконтроля и восстановления ресурсов, получают опыт релаксации, изменения личных и социальных установок.

Эмоциональная поддержка переживающих выгорание педагогов может оказываться специалистами в более продолжительных формах – в рамках 3-5-дневных тренингов профессионального и личностного роста. Современные технологии психологической работы позволяют активизировать поиск педагогами новых смыслов в своей профессии, новых целей, точек роста, актуализировать их творческий потенциал, создать условия для отработки новых поведенческих моделей и коммуникативных навыков. Психологические игры и упражнения, общие дискуссии и работа в мини-группах насыщают процесс эмоциями, помогают участникам преодолеть свои стереотипы и ограничения, способствует интенсивному развитию нового уровня их профессиональной компетентности.

Востребованной также является такая долгосрочная форма комплексной работы с педагогами как творческая лаборатория. Объединяя учителей, заинтересованных в работе над той или иной педагогической проблемой, лаборатория позволяет в течение года или двух предложить участникам и обучающие семинары, и тренинги профессионально значимых навыков, и эмоциональную реабилитацию, и активное общение и обмен опытом с коллегами, и индивидуальную помощь. Подводя итоги работы такого рода лаборатории, учителя неизменно отмечают эффект обновления, творческий импульс, желание работать по-новому, прилив сил и уверенности в себе, расширение профессиональных горизонтов.

Большой ресурс для сохранения возможностей творческого профессионального развития педагогов имеет экспериментальная деятельность, которая широко распространена в образовательных учреждениях города. Активно участвуя в реализации различных психолого-педагогических экспериментах, учителя с необходимостью изменяют свою позицию «все уже знающего» на позицию «открывающего пока неизвестное». Новый вид деятельности наполняет профессиональную жизнь педагога разнообразными эмоциями, помогает преодолеть ощущение рутины, стимулирует к построению с коллегами, детьми и родителями взаимоотношений нового – партнерского – типа.

Разнообразие предложений по содержанию, формам и продолжительности работы с педагогами должно помочь руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в развитии своих сотрудников, успешно дополнять традиционную систему повышения квалификации учителей работой по предотвращению у них «эмоционального выгорания» и развитию социально-психологической компетентности. Все это позволяет не только укрепить здоровье учителя, но и сохранить учителя в качестве ключевого фактора благополучного развития личности ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Литература:

1. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении /Под общ. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Прогресс, 1976. – 144с.

2. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: Эксмо, 2002.

3. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

4. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

5. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М., Генезис, 1997.

6. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – М.: ПЕРСЭ, 2003.

7. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В. М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119.

8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Психотерапия, 2006.

9. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

 


Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

2. Ананьев В.А. Цели и задачи психологии здоровья // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. Тезисы международной конференции, Москва, 1999. - С. 7-9.

3. Белоусова Т.Е.; Гоголева А.В.; Суханинский Ю.Н.; Евдокимов А.В.; Зарипов Р.А.; Турзин П.С. - Способ релаксации. Патент (19) RU (11) 2103038 (13) C1.

4. Бондарь А.Т. , Федотчев А.И. ,Пивоваров О.В. , Ларионова А.В. Изменения спектра ЭЭГ и субъективных характеристик состояния человека при двух типах организации суперпозированных световых воздействий // Физиология человека .- 2004. - Т.30. - № 5.- С.12 – 32.

5. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении /Под общ. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Прогресс, 1976. – 144с.

6. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Ростов-на-Дону, 2005.

7. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: Эксмо, 2002.

8. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

9. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

10. ГаврилицаО. А. Ролевой конфликт работающей женщины. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1998. 185 с.

11. Горев А.С. Динамика параметров ЭЭГ подростков при изменении функционального состояния ЦНС (релаксация) под воздействием ритмической звуковой стимуляции // Физиология человека .- 2001.- Т.27.-№ 1.-С.36 – 41

12. Горчакова В.Г. Механизмы женской конструктивной активности. - Челябинск: Информ. Центр "Содействие", 1999. - 156 с.

13. Катков А.Л. Развивающая медицина – новый этап становления науки о социальном здоровье // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. Тезисы международной конференции, Москва, 1999. - С. 97-102.

14. Коржова Е.Ю., Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. М.: Роспедагенство, 1998. - 263 с.

15. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М., Генезис, 1997.

16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2007.- 311с.

17. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. М.: Смысл, 1997.

18. Лещенко Г. Я. , Заикина Р.В. - Способ вызывания релаксации. Авторское свидетельство СССР N 571273, кл. A 61 M 21/00, 05.09.77.

19. Лихтенштейн В.А. Некоторые итоги клинико – экспериментальных исследований температурного анализа человека // Физиология человека .-1990.- Т.16.-№5.-С.158 – 160.

20. Лихтенштейн В.А. О сомногенном эффекте локальной ритмической тепловой стимуляции // Физиология человека .-1980.-Т.6.-№3.-С.557 – 560.

21. Любимова О.М. Самоотношение в структуре личности профессионала (на примере учителей общеобразовательных школ Алтайского края). Дисс. …канд психол. н. – Барнаул, 2004. С. 120.

22. Маслоу А. Психология бытия // Пер. с англ. М., 1998.

23. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологи-ческого здоровья. СПб: Питер, 1999.

24. Мельников Л.Н., Окара О.И. - Способ релаксации. Авторское свидетельство СССР N 1119700, кл. A 61 M 21/00, 23.10.84.

25. Находкин В.В., Чабыев И.П. Возрастная динамика развития психики и личности. – Якутск: Изд-во Якут ГУ, 2007. - С. 94.

26. Пахальян В. Развитие и психологическое здоровье. СПб: Питер, 2006.

27. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – М.: ПЕРСЭ, 2003.

28. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 2003.

29. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Питер, 2000.

30. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В. М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 118 – 119.

31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.:1994. С 121 – 125.

32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

33. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986. - С. 201-230.

34. Рыжов Б.Н. Системная психология .- М.: МГПУ, 1999.- 277 с.

35. Рыжов Б.Н., Ермилов Н.Н., Рац А.Я., Секликов Ю.В. Способ коррекции психофизиологического состояния человека и способ реализации используемый в нем: патент на изобретение РФ № 2311205, 27.11.2007.

36. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 3 - 11.

37. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Психотерапия, 2006.

38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.

39. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 311 с.

41. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. - С. 91 - 105.

42. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. -1998. -№ 1. -С. 37 - 46.

43. Федотчев А.И. , Бондарь А.Т. , И.Г. Акоев Резонансные ЭЭГ – реакции человека при ритмических световых воздействиях разной интенсивности и частоты //Журнал высшей нервной деятельности .- 2001.- Т.51.-№1.- С.17 – 23.

44. Фролов М.В. , Гусев М.И. , Лазарев Н.В. и др. Информационная технология диагностики ФС человека – оператора // Авиакосмическая и экологическая медицина .- 2000.- Т.34.- №2.- С.27- 42.

45. Штарк М.Б. Биоуправление в медицине и спорте : материалы четвертой Всероссийской конференции 8-9 апреля 2002 г.- Омск 2002. -147с.

46. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Наука, 1996. - 352 с.

47. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. – 2000. - № 1. - С. 54-68.

48. L. Mandigo - Biofeedback based personal entertainment system. Patent № US 6,623,427 B2.

 

 


Заключение

 

В результате исследовательской и аналитической деятельности была разработана комплексная программа сохранения психологического здоровья педагогов, разнообразие предложений по содержанию, формам и продолжительности работы с педагогами должно помочь руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в сохранении здоровья своих сотрудников. Предложенная модель и программа позволяет не только укрепить психологическое здоровье преподавателей, но и сохранить педагога в качестве ключевого фактора благополучного развития личности учащегося, сохранения и укрепления его здоровья.

Педагоги общеобразовательных школ часто работают в условиях социальных и профессиональных фрустрирующих и стрессирующих факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на уровень их психического и физического здоровья. Выделенные факторы, такие как: ригидность, тревожность и невротизм, гиподинамия и контрактура, с полным основанием можно отнести к факторам риска, которые при длительном (хроническом) действии и низком уровне защитно-приспособительных механизмов личности приводят к различным нарушениям нервно-психического и соматического здоровья. Нарушение психологического здоровья педагогов может стать фактором не благополучного развития образовательного процесса и личности учащегося, а также сохранение и укрепление его здоровья.

Вместе с тем разработанная программа позволит не только сохранить психологическое здоровье педагогов, но и повысить их психическую работоспособность, что повлечет за собой совершенствование и обновление образовательного процесса в целом.

 


Приложение 1

 



2018-06-29 484 Обсуждений (0)
Глава 4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)