Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среднее время ретроспекции и антиципации событий



2018-06-29 720 Обсуждений (0)
Среднее время ретроспекции и антиципации событий 0.00 из 5.00 0 оценок




Группы учителей по стажу Среднее время ретроспекции Среднее время антиципации
М σ М σ
3,76 2,47 4,03 3,73
5,81 4,06 2,51 2,17
6,99 5,05 3,96 5,40
13,39 7,42 3,18 3,56
13,7 6,5 2,48 1,8

 

Рис. 6.Среднее время ретроспекции и антиципации событий

Примечание: 1 – 5 - группы учителей, распределенных по стажу.

 

Важный диагностический показатель – удаленность называемых событий в прошлое: чем она меньше, тем больше человек открыт опыту настоящего, тем больше степень реализованности прошлых событий. Соответственно, чем больше удаленность событий в будущее, тем больше степень их потенциальности, чем больше потенциальность и меньше реализованность событий, тем «психологически моложе» человек. Наибольшую удаленность в прошлое показали учителя-наставники (13,7 лет), наименьшую – учителя-стажеры (3,76). Т.е. события стажеров характеризуются большей потенциальностью и меньшей реализованностью, чем события группы наставников. Они мало что ожидают и сосредоточены на прошлом.

При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что существует склонность называть более отда­ленные прошедшие события и более близкие будущие. Возможно, это связано со значимостью прошлого опыта и сложностью предсказаний будущего. В любом случае, в ответах начинающих учителя начальных классов, прошедших этап стажерства, временная перспектива представлена гораздо скромнее, чем ретроспектива. Данные результаты сопоставимы с результатами других исследований, в которых обосновывается мысль о том, что «образ будущего» может определять стратегию жизненного пути[14].

Особенностью переживания будущего в зрелом и пожилом возрасте заключается в отсутствии собственных планов на будущее, планов на себя. В зрелом возрасте будущее как ресурс значительно недооценивается. Значимость, приписываемая настоящему, остается относительно стабильной в течение жизни, в то время как меняется значимость прошлого и будущего. С течением времени люди оценивают прошлое более позитивно, будущее менее позитивно по сравнению с оценкой в молодые годы [Raff, 1991, Стрижицкая О.Ю., 2006].

Наши результаты подтверждают: будущее имеет различное значение в разные возрастные и профессиональные периоды. С увеличением стажа значительно уменьшается количество будущих событий в представлениях женщин-учителей. В период поздней взрослости будущее неопределенно и сопровождается страхом изменений к худшему и приближающейся смерти. Будущее переживается как «оставшееся» время.

Когда время ограниченно, цели, связанные с эмоциональной регуляцией становятся более значимыми. В результате зрелые и пожилые люди концентрируются более на семейных отношениях, которые обеспечивают социальную и эмоциональную поддержку, чем на функциональных отношениях, служащих долгосрочным целям.

На тот факт, что педагоги менее устремлены в будущее, чувствуют себя старше, чем, например, инженерно-технические работники, отличаются меньшим вниманием к себе как к личности, обращают внимание и другие исследователи. Данные особенности могут объясняться тем, что профессия педагога связана с передачей своего опыта, для нее характерна необходимость профессиональной концентрации на взаимоотношениях с другими людьми, что требует значительной душевной отдачи и способствует поглощенности проблемами других людей[15].

Еще на одну важную, на наш взгляд, темпоральную информацию указывают результаты анализа жизненного пути: первая дата, отправная точка, с которой начинается описание биографии, постепенно смещается во времени: учителя-стажеры в подавляющем большинстве свое описание начинают с момента своего рождения, для учителей – мастеров и наставников - эта точка находится уже в начале профессиональной деятельности. Условно говоря, точка отсчета жизненного пути изменяется с возрастанием стажа.

Измерения указанных средних временных отрезков и количества событий, помещенных в них, позволило высчитать, с какой периодичностью в среднем ситуации сменяют друг друга – условный ритм жизни, представленный в сознании. Ритм учителя начальных классов изменяется с возрастом и стажем – события происходят реже, временной промежуток между ними удлиняется. Если у стажеров ритмический промежуток составляет 0,53 года, т.е. события происходят с периодичностью чуть больше 6 мес., у начинающих педагогическую деятельность учителей – 0,61 года, у мастеров – 0,8, то у профессионалов и наставников соответственно 1,3 и 1,26 года, т.е. отмеченные события происходят с периодичностью 15 мес.

Итак, анализ временных параметров событий позволяет заключить, что темпоральность учителя начальных классов специфична. В самосознании стажеров представлен весь временной отрезок жизни, наставников – ее часть; ритм событий более быстрый, чем ритм профессионалов и наставников; темпоральность стажеров перспективна и несет информацию о потенциальности, темпоральность наставников информирует об ощущениях реализованности и бесперспективности.

Итак,исследование пространства и времени жизни учителя начальных классов позволяет сделать определенные заключения о специфике их гендерного самосознания. Пространство и время гендерного самосознания учителя начальных классов насыщено событиями определенного качества, включенными во все периоды жизнедеятельности.

Плотность и значимость событий в пространстве самосознания учителя начальных классов представлены в зависимости от возраста и стажа респондентов. Фактически, чем меньше стаж (и моложе возраст) учителя, тем больше он вербализует событий жизни и выше их оценивает, тем больше он называет радостных событий и считает их более ценными, чем грустные, тем больше он планирует будущих событий, но их ценность ниже прошедших событий.

Пространство самосознания учителя начальных классов заполняют личностно-психологи­ческие, биологические и социальные события. События, относящиеся к изменениям в физической среде практически не значимы.

В пространстве самосознания учителя начальных классов представлены события, связанные с детьми, работой, родительской семьей, браком, собственным Я, учебой, повышением квалификации. Анализ показывает, что наименее значимы события, связанные с природой, здоровьем, общественными изменениями, редкими также являются события, изменяющие материальное положение, место жительства.

Иерархия событий в пространстве гендерного самосознания с возрастом и стажем изменяется: на первый план выходят события, связанные с собственными детьми, события сферы Я, межличностных отношений и профессиональной деятельности постепенно отходят на второй план.

Анализ временных параметров событий позволяет заключить, что темпоральность учителя начальных классов - стажеров перспективна и несет информацию о потенциальности, темпоральность наставников информирует об ощущениях реализованности и бесперспективности. Самосознание стажеров охватывает весь временной отрезок жизни, наставников – ее часть. Ритм репрезентации событий с возрастом и стажем замедляется.

Анализ содержания пространства самосознания. Результаты сопоставления данных обследованных групп по вербализации типов событий позволили наметить логику дальнейшего анализа, направленного на исследование уровней самосознания учителей.

В процессе автобиографического письма в тексте осмысляется и репрезентируется содержание всех звеньев структуры самосознания. Анализ содержания текста автобиографии дает богатый материал для изучения когнитивных и аффективных особенностей самосознания личности. Диагностическим критерием здесь являются семантические особенности речи, частота встречаемости в речи тех или иных категорий. Содержательный анализ текста направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов определенного содержания.

Описанные учителями события типичны для всех выделенных групп. Приведем некоторые экспрессивные примеры. Для учителей-стажеров значимыми событиями в прошлом, являются «знакомства/встречи», «настоящие, серьезные отношения», «изменения лич­ностных взглядов», «любовь, понимание, доверие с мужем», для начинающих учителей прошлый период – это «детский сад/школьные годы», «подарок – кукла Барби», «признания в любви», «желание стать женой», «предательство мужа», «ссоры/примирения», «увлечения». Учителя-мастера вспоминают «переживания», «первый сексуальный опыт», учителя-профессионалы – «несправедливость», учителя- наставники - «проблемы в семье». Представления о будущих событиях у стажеров выглядят следующим образом: это «уход от родителей», «создание домашнего очага», «стремление стать самостоятельной, состоятельной, самодостаточной», «прожить до 90 лет» и другое. Начинающие педагогическую деятельность учителя планируют «быть всегда привлекательной», «завести любовника», «иметь любящего мужа», «научиться не принимать все близко к сердцу» и другое. Учителя–мастера думают, что в будущем их ждет «жизнь с любимым», «любовник», «лечение», «старость»; для учителей– профессионалов будущее – это «реализация себя в браке», «любовник», «внуки», «выход на пенсию» и другое, для учителей-наставников будущее развитие связано с «нахождением психологической совместимости с мужем», «внуками», «заботой о здоровье» и другое.

Описание инструментальных событий в первую очередь связано с профессиональной деятельностью учителей. Автобиография зачастую представляется в виде перечня формальных событий, дефинициями являются понятия «работа», «устройство», «школа», «разряд» при описании прошедших событий, «работа», «устройство», «аттестация», «школа», «место работы», «выслуга» при описании будущих событий. Тезаурус эмоционально - насыщенных высказываний определяет профессиональное развитие гораздо шире, несмотря на то, что представлены такие высказывания в меньшем количестве. Их содержательный анализ показал, что профессиональное развитие в прошлом – это «деятельность педагогическая, трудовая», «реализация», «класс», «получение разряда», «набор детей», «участие в конкурсе», «любимая школа», «профессиональный рост», в будущем – это «любимая, интересная работа», «дело», «должность», «обеспечение», «деятельность педагогическая, профессиональная», «реализация», «урок», «класс», «разряд», «рост», «должность», «школа», «опыт и знания», «профессионализм», «методика преподавания», «значимый человек», «заслуженный учитель».

Обращает внимание значительное сокращение количества содержательных, эмоционально-насыщенных высказываний с увеличением стажа работы, обращенных как прошлое, так и в будущее. Возможно, что для выборки учителей со стажем педагогической деятель­ности свыше 10 лет характерны проявления эмоционального сгорания.

Дальнейший анализ содержания основывался на анализе единичных слов или словосочетаний. Слова категоризировались в соответствии с системой кодификации, выработанные на основании теории самосознания личности и содержащие следующие категории. Первый класс категорий включал в себя направленность на объект, которая затем дифференцировалась на направленность на себя (события, связанные с Я) или направленность на других людей (события, связанные с другими людьми). Второй класс категорий был выделен в соответствии с представлениями об уровневой структуре самосознания личности, где первый выделяют как самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (Я физическое); второй уровень самосознания связан с осознанием себя как личности (Я психологическое); следующий уровень самосознания – сознание Я как совершенно социального образования, в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе[16].

Содержательный анализ полученного текста состоял в соотнесении суждения к заданным темам, затем проводился подсчет частоты встречаемости интересующих тем. Вывод об актуальности тем делался на основании сопоставления этих частот. Положение об том, что наибольшая частотность темы свидетельствует о большей актуальности содержания, имеет определенные исключения, связанные с сознательным сокрытием содержания от интервьюера и с психологической защитой от травмирующего содержания. Применение данного анализа обусловлено тем, что установлены заранее темы и определены четкие критерии отнесения суждений к этим темам.

Значимость определяется спонтанным обращением к темам. Каждому высказыванию приписывался один балл. Затем подсчитывалось общее количество баллов по каждой категории и вычислялось их соотношение к общему объему текста. Для этого была использована формула Готтшалка[17]. Общие результаты частотности упоминания событий сведены в таблицу №8 и отражены на рисунке 7.

 

Таблица №8



2018-06-29 720 Обсуждений (0)
Среднее время ретроспекции и антиципации событий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Среднее время ретроспекции и антиципации событий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)