Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III этап. Психолого-педагогическая диагностика для оценки динамики развития учащегося



2018-06-29 387 Обсуждений (0)
III этап. Психолого-педагогическая диагностика для оценки динамики развития учащегося 0.00 из 5.00 0 оценок




Мониторинг развития представляет собой фиксацию различных показателей сформированности высших психических функций и УУД в разные периоды обучения. По результатам первичной и повторной диагностики составляется сводная таблица результатов учащегося.

 

Характеристики Данные на начало учебного года Мониторинг развития
    Данные промежуточного анализа Данные на конец года Характер динамики
1. Особенности психических процессов        
1.1. Память        
1.2. Внимание        
1.3. Восприятие        
1.4. Мышление        
1.5. Особенности речевой деятельности        
2. Особенности моторики (координация, мелкая моторика и др.)        
3. Сформированность временных и пространственных представлений        
4. Характеристика общения        
4.1. Общение со взрослыми:        
ведущие реакции        
Доминирование        
Активность        
Адекватность        
Умения        
4.2. Общение со сверстниками:        
ведущие реакции        
Доминирование        
Активность        
Адекватность        
Умения        
4.3. Общение с группой:        
ведущие реакции        
Доминирование        
Активность        
Адекватность        
Умения        
5. Эмоции:        
Яркость        
Инертность        
Адекватность        
Мимические навыки        
6. Самооценка:        
Неадекватно высокая или неадекватно низкая        
Адекватная        
7. Уровень притязаний (завышенный, адекватный, сниженный)        
8. Социальная адаптированность        
9. Интересы, предпочтения        
10. Прогноз темпов развития        

 

 

Дополнительно оценивается динамика формирования отдельных учебных навыков и усвоения знаний по каждому предмету.

Например, оценку сформированности учебных навыков чтения можно представить в виде таблицы:

Дата Способ чтения Правильное чтение Темп чтения Вырази-тельность чтения Понимание прочитанного

 

слог слог+ слово целыми словами без ошибок виды ошибок ниже нормы в норме выше нормы Осознан ность пересказ

 

                         

Аналогичным образом оценивается динамика усвоения знаний и учебных навыков по другим предметам.

Коррекционную деятельность психолого-педагогической службы с целью обеспечения внедрения стандартов ФГОС можно считать успешной, если наблюдается положительная динамика в изменениях следующих показателей:

1. Снижается уровень тревожности обучающихся в образовательном процессе.

2. Повышается мотивации к обучению детей.

3. Улучшается качество усвоения предметных программ.

4. Формируются социальные и коммуникативные компетенции.

5. Растёт адаптация обучающихся в классном коллективе, их вовлечение в общественную жизнь.

6. Повышается уровень самоорганизации и воспитанности.

Особое значение придается проблемам взаимодействия нейропсихолога с другими специалистами в рамках внедрения ФГОС в коррекционной школе

Современная детская нейропсихология характеризуется значительным и прогрессирующим расширением сферы применения. Специалисты-нейропсихологи работают не только с детьми, имеющими трудностями обучения или задержки психического развития, но и с детьми, имеющими генетические заболевания, тяжёлые формы ДЦП, аутизм.

Накопленный опыт показывает, что нейропсихологический подход в диагностике и коррекции является адекватным для самых сложных нарушений развития. Однако чем тяжелее симптомы поражения ЦНС или недоразвития высших психических функций, тем острее ощущается проблема взаимодействия нейропсихолога с другими специалистами - логопедом и дефектологом. Основными проблемами в диагностике психического развития детей с тяжёлыми нарушениями развития являются:

1. Невозможность проведения полного, традиционного нейропсихологического обследования вследствие недоступности детям многих заданий.

2. Ограничения во времени из-за сниженной работоспособности и дефицита внимания, наблюдающихся у большинства «особых» детей.

3. Отсутствие как познавательной, так и формальной мотивации к обследованию.

4. Более выраженное, по сравнению со здоровыми детьми, влияние качества эмоционального контакта специалиста с ребёнком на эффективность выполнения заданий.

Указанные трудности приводят к тому, что любая дополнительная информация о ребёнке приобретает высокую ценность. Часто нельзя сделать вывод о состоянии ребёнка после первой встречи. Он может не продемонстрировать все свои возможности или специалист может не увидеть всех существующих проблем. Необходимо провести несколько встреч для того, чтобы составить ясное представление о картине нарушений. Так, ребёнок может не справиться с заданием как из-за снижения общей активности, не позволяющей сконцентрироваться на задании или из-за нарушения слухового восприятия, приводящего к плохому пониманию обращённой речи.

Традиционное обследование в детской поликлинике включает последовательное посещение специалистов: например, сначала ребёнок проходит консультацию психолога, потом логопеда, затем нейропсихолога. Лишь некоторые коммерческие медицинские и психологические центры используют командный подход в диагностике, когда специалисты разных профилей совместно обсуждают проблемы ребёнка и вырабатывают единую коррекционно-развивающую программу. В то же время, опыт стран Западной Европы показывает высокую эффективность командного подхода [3, 4]. Так, в медицинских центрах Великобритании существует такая должность как «нейрореабилитолог», которую занимает и логопед, и нейропсихолог, и невролог, и дефектолог.

Командный подход имеет ряд преимуществ:

- уменьшается риск того, что какая-то проблема в развитии ребёнка будет пропущена;

- уменьшается риск гипердиагностики;

- родителям не приходится соотносить между собой рекомендации разных специалистов, часто противоречащих друг другу.

- исключается ситуация дублирования диагностических заданий, проб, утомляющих ребёнка или снижающих его мотивацию к общению со специалистами.

К сожалению, в ходе реализации коррекционных мероприятий даже в тех учреждениях, которые декларируют командную работу специалистов, данный подход существует лишь номинально. На практике можно наблюдать выход специалистов за пределы своей компетенции, что негативно отражается на эффективности коррекционной работы. Так, многие логопеды, кроме развития фонематического слуха, коррекции произношения звуков, расширения словарного запаса и грамматического построения фразы, используют в занятиях методики на развитие зрительно-пространственного восприятия или функций регуляции, планирования и контроля, что, безусловно, относится к сфере деятельности нейропсихологии. В то же время, дефектологи часто дублируют работу и нейропсихолога, и логопеда.

Согласование коррекционно-развивающих программ разных специалистов, независимо от места их работы, значительно облегчило бы процесс взаимодействия с родителями ребёнка, наблюдение динамики в его состоянии и повысило бы результативность занятий. Учитывая описанные трудности, представляется целесообразной разработка единого бланка протокола динамического наблюдения ребёнка, в который были бы включены не только результаты диагностики его состояния, проведённой каждым из специалистов, но и фиксировались составленные ими программы коррекционных мероприятий. Такой протокол облегчил бы взаимодействие нейропсихологов, дефектологов, логопедов, инструкторов ЛФК и других специалистов, занимающихся коррекцией психического развития ребёнка, по следующим направлениям:

- выстраивать единую стратегию коррекционно-развивающего обучения, определяя приоритетные задачи.

- составлять плана занятий с учётом деятельности других специалистов, параллельно занимающихся с ребёнком. Это исключит ситуацию, при которой ребёнок, например, вынужден собирать пирамидку как на занятиях с нейропсихологом, так и на занятиях с логопедом, подчиняясь при этом отличающимся требованиям.

- не допускать переутомления ребёнка различными занятиями, дозируя нагрузку в зависимости от его занятости у других специалистов.

- согласовывать терминологию и формулировки, делая их доступными для понимания родителями.

- обмениваться замечаниями и предложениями, возникающими в процессе занятий.

- учитывать положительный и отрицательный опыт использования тех или иных приёмов для установления эмоционального контакта с ребёнком и повышения его мотивации к занятиям.

Обязательным условием комплексного сопровождения ребёнка является наличие в открытом доступе контактной информации о различных специалистах, позволяющей им обмениваться мнениями.

В протоколе динамического наблюдения необходимо зафиксировать перечень диагностических и коррекционных методик, используемых каждым специалистом: психологом, нейропсихологом, дефектологом, логопедом и врачом ЛФК.

Также необходимо уделить большое внимание количественной оценке нарушений, наблюдаемых у ребёнка, используя унифицированную шкалу от 0 до 3 баллов, где баллов означает правильное выполнение задания, а 3 балла - невозможность его самостоятельного выполнения. Поскольку многие традиционные нейропсихологические или логопедические методики представляют значительные трудности для детей со сложными нарушениями развития, представляется целесообразным дополнить балльную оценку шкалу градуированных подсказок - систему помощи, оказываемой специалистом ребёнку в процессе выполнения задания. Так, минимальный объём помощи будет состоять в дополнительной стимуляции внимания ребёнка, а максимальный - в совместном выполнении диагностической методики.

Внедрение в повседневную работу протоколов динамического наблюдения ребёнка создало бы благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности специалистов различных направлений и использования в их работе междисциплинарного подхода.

 



2018-06-29 387 Обсуждений (0)
III этап. Психолого-педагогическая диагностика для оценки динамики развития учащегося 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III этап. Психолого-педагогическая диагностика для оценки динамики развития учащегося

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)