Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО



2018-06-29 601 Обсуждений (0)
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение ФГОС НОО во всех школах Российской Федерации стало главным инновационным вызовом для системы психологического обеспечения образования. Инновационность ситуации задается императивной установкой на создание условий для воспитания и развития субъекта учебной деятельности. Содержательная характеристика субъекта представлена системой УУД, которая является психологической составляющей фундаментального ядра. С позиции «психологизации» образовательного процесса просматривается круг проблем психолого-педагогического сопровождения в школе. Не зависимо от того, имеет ли ОУ психологическую службу, учителям необходимо предпринять следующие шаги: Научиться обнаруживать у учащегося и удерживать в целях педагогического воздействия собственно универсальные учебные действия. Включить деятельность психолого-педагогического сопровождения учащихся в контекст деятельности педагога с учетом концептуальных и этических требований. Организовать и провести объективное наблюдение и оценку успешности обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. Использовать результаты наблюдений и экспертной оценки для определения психолого-педагогического статуса учащегося с целью выработки индивидуального подхода к его обучению и развитию. Решение вышеуказанных проблем не требует радикальной перестройки работы школьного психолога, т.к. осуществляется в предметном поле его профессиональной деятельности. Более того, личностный аспект развития учащихся становится реальным объектом взаимодействия не только для психолога, но и педагога. Психологу предоставляется возможность повлиять на психологическую компетенцию всех участников образовательного процесса. В просветительской работе психолог может помочь увидеть целостную (в единстве внутренней и внешней сторон) психологическую структуру учебной деятельности, на ее основе перевести номенклатуру УУД в функционирующую (работающую) систему, опираясь на систему УУД, с учетом возрастных нормативов, создать портрет «хорошего ученика» класса, параллели, школы. Понятые и принятые учителями, родителями и учениками психолого-педагогические требования и будут решением первой задачи. При решении второй задачи необходимо учесть нормативное, научное и этическое основания деятельности школьного психолога. Деятельность психологической службы школы нормативно регламентируется Приказом Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования» (с. 32-37). Научной основой психолого-педагогического сопровождения выступает концептуальная модель, которая обеспечивает единство нормативных требований и научно-теоретических подходов к психологической службе. Наиболее распространенной является модель организации психологической службы «Сопровождение», разработанная М. Битяновой. Модель можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба. Для этого на основе нормативных, концептуальных положений и этических требований разрабатывается и принимается Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения, которое обеспечит корректное включение в деятельность учителей действий, характерных для педагога-психолога. Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения ориентирует учителей в области цели, объекта, предмета, условий «психологического» взаимодействия с учащимися. Цель деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся определяется как создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом психолого-педагогического сопровождения выступают обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Предмет психолого-педагогического сопровождения – это собственно социальные и психологические условия успешного обучения и развития. При осуществлении психолого-педагогического сопровождения возникает объективная необходимость в определении 2-х важнейших показателей, которые конституируют эту деятельность: психолого-педагогические требования (ППТ или портрет «хорошего ученика») и психолого-педагогический статус (ППС). Смысл и главная функция психолого-педагогических требований и психолого-педагогического статуса в ориентации всех участников образовательного процесса. Система требований к учащимся начальной ступени основана на современных (прежде всего, отечественных) научных представлениях о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе, нашедших отражение в Концепции формирования универсальных учебных действий. Согласно Концепции и ФГОС наиболее определенные требования предъявляются к личностному развитию детей в виде самоопределения, учебной мотивации и смыслообразования, нравственному развитию, произвольности и коммуникативности. В соответствии с Требованиями к результатам освоения ООП портрет «хорошего», успешного ученика (например, первоклассника) должен включать такие, по сути психологические, критерии как уровень сформированности внутренней позиции школьника (ВПШ), уровень самооценки и степень её дифференцированности, характер учебной мотивации, уровень нравственного развития, оценку произвольности учебной деятельности и поведения, уровень развития мышления и коммуникативной компетентности. Все перечисленные критерии составляют предмет профессиональной деятельности школьного психолога и достаточно давно используются в практике психологического сопровождения. Возникающая в этом случае проблема использования диагностического инструментария неспециалистами решается путем применения метода объективного наблюдения и экспертной оценки. Элементы поведения, наиболее полно характеризующие личностное свойство или состояние, могут быть подвергнуты количественной оценке несколькими наблюдателями (педагогами, родителями) с последующей качественной обработкой, что придаст оценке сформированности УУД экспертный характер. Методическая помощь учителям в этом случае сводится к обоснованному выбору и представлению поведенческих индикаторов, указывающих на уровень сформированности того или иного универсального учебного действия. Законченный план объективного наблюдения будет представлять вариант хорошо известной школьным психологам Психолого-педагогической карты (ППК). В предлагаемой ППК, критерии, заданные ФГОС, дополнены поведенческими критериями, позволяющими по совокупности данных оценить не только уровень развития школьника как субъекта учебной деятельности, но и первично (на уровне диагностического минимума) определить статус ученика либо как благополучного, либо как имеющего проблемы в обучении и развитии. Это, прежде всего, поведенческие показатели эмоционального благополучия, работоспособности, темпа деятельности. В названиях (формулировках) критериев следует отразить «высокую норму» развития того или иного действия, не вносить формулировки параметров, отражающих низкую возрастную норму. Это делается в интересах защиты благоприятного психологического статуса ребенка. При оценке сформированности УУД в качестве заключительного суждения относительно оценённого действия желательно указать уровень или форму выполнения действия; полноту (развернутость); осознанность; обобщенность; критичность и освоенность (с. 31). Индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося является объективным основанием: 1) для оценки сформированности УУД; 2) для уточнения психолого-педагогического статуса учащегося; 3) для выстраивания или корректировки индивидуальной программы обучения. В исключительных случаях карта также может послужить факультативным основанием для обращения в психолого-медико-педагогический консилиум (комиссию) с целью углубленной диагностики особенностей развития ребенка. Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения учащихся в связи с задачами формирования и оценки УУД может решаться на основе ассимиляции этой деятельности педагогами. Конструктивность ассимиляции обеспечивается компетенциями учителя в области универсальных учебных действий, в вопросах психолого-педагогического сопровождения (Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения), разработкой и использованием психолого-педагогических требований (портрет «хорошего ученика»), психолого-педагогического статуса (индивидуальная психолого-педагогическая карта развития субъекта деятельности).

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников – адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

· профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

· содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

· развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождениясостоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

· индивидуальное;

· групповое;

· на уровне класса;

· на уровне школы.

Формы сопровождения:

· консультирование;

· диагностика;

· коррекционно-развивающая работа;

· профилактика;

· просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

§ Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

§ Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

§ Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

§ Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

§ Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

§ Выявление и поддержка одарённых детей.

§ Дифференциация и индивидуализация обучения.

§ Сохранение и укрепление психологического здоровья.

§ Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

· дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

· психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

· специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);

· здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

1. Работа по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС НОО может проводиться поэтапно в 1 классе, например:

I этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября.

В рамках этого этапа осуществляется:

1. Развивающая, психо-коррекционная работа педагога-психолога с будущими первоклассниками в рамках деятельности адаптационной школы для детей шестилетнего возраста «Умка».

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися).

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

4. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

5. Выработка и реализация подхода к комплектованию классов.

II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) осуществляются следующие виды работ:

1. Исследование уровня актуального развития, мотивационной направленности, эмоционального состояния обучающихся первых классов.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации).

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

4. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании МО учителей начальных классов).

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

 

2. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период может проводиться в 5-ом классе следующим образом:

§ Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.

§ Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.

§ Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.

§ Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

§ Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.

§ Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

3. В контексте общей цели может быть организован мониторинг возможностей и способностей обучающихся по следующим направлениям:

§ Проведение лонгитюдных исследований.

§ Диагностический минимум.

§ Углубленная психодиагностика:

§ исследование особенностей познавательной деятельности;

§ изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.



2018-06-29 601 Обсуждений (0)
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)