Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС.



2018-06-29 432 Обсуждений (0)
Факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС. 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение факторов и средств построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС, способствующей обеспечению высокого качества образования, целесообразно начать с изучения основных аспектов, влияющих на образовательные достижения учащихся

Для изучения влияния социального фона на состояние образовательных достижений учащихся можно наметить обзор и анализ информации, получаемой в процессе анкетирования учащихся, учителей и администрации образовательных учреждений. Опыт проведения массовых проверок показывает, что эти факторы обычно характеризуют особенности: школы; класса; личности учителя; личности ученика. Так, для характеристики особенностей школы чаще всего выделяются: расположение и социальное окружение (город или село, состав населения и др.); тип школы (неполная средняя или полная средняя, профиль и др.); наполняемость (число классов, число учащихся); кадровое и материально-техническое обеспечение школы и др. Для характеристики класса обычно выделяют следующие факторы: профиль класса; число учебных часов в неделю на изучение всех предметов и конкретного предмета; учебники, по которым обучаются учащиеся; число учащихся в классе и др.

Важно отметить, что на качество образования существенное влияние оказывают методы и средства обучения. Поэтому в рамках мониторинга целесообразно получить информацию о влиянии методов обучения и материально-технического обеспечения класса. Например, об использовании учителем традиционных и передовых методов обучения: лекция, демонстрация опытов, фронтальная работа со всем классом, самостоятельная работа учащихся на уроках (выполнение упражнений, опытов, самостоятельных и контрольных работ и др.), совместная работа учащихся в малых группах (решение некоторой проблемы, работа над долговременным проектом и др.). При оценке влияния материально-технического обеспечения учитывается наличие в классе необходимого количества учебников, задачников, дидактических материалов, приборов, калькуляторов, компьютеров и др.

Важными факторами в процессе обучения являются особенности личности учителя. Традиционно представляет интерес профессиональная подготовка учителя: наличие специального педагогического образования по предмету, число учебных предметов, которые ведет учитель; квалификация, педагогический стаж и недельная нагрузка и др.

Выделяется группа факторов, связанных с особенностями личности ученика. Здесь часто изучается зависимость результатов обучения от следующих факторов: интерес к предмету; самооценка своих знаний; оценка успеваемости (по четвертям, за год). Значительный интерес представляют факторы, связанные с домашними условиями и деятельностью учащихся вне школы: размеры семьи; отношение родителей к получению образования, к тому или иному учебному предмету; количество книг дома; время, которое уходит у ученика на подготовку домашних заданий (в среднем за день, за неделю), на дополнительные учебные занятия, чтение книг, просмотр телепередач и др.

Следует иметь в виду, что факторы различаются по возможности воздействия на них со стороны учителя, школы или органов народного образования. Они явно распределяются на три группы. К первой из них относятся те факторы, на которые можно оказывать воздействие, то есть управлять ими. Например, обнаруживается явная зависимость состояния обязательной подготовки учащихся от знакомства учителя с обязательными государственными требованиями и его отношения к ним. Так, например, в ряде случаев требования учителя к учащимся без учета уровня их возможностей и интересов явно выходят за рамки обязательных, что нередко приводит к низким результатам обучения. При соответствующих мерах со стороны органов народного образования это положение может быть скорректировано.

Ко второй группе относятся те факторы, которые поддаются внешнему воздействию, но требуют для этого значительных финансовых или трудовых затрат, возможность обеспечить которые зависит от средств, выделяемых государством на нужды народного образования. Например, такой фактор, как обеспеченность школ учебниками, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.п.

К третьей группе относятся факторы, которые объективно либо не поддаются управлению, либо поддаются только до определенной степени. К ним можно отнести, например, такой фактор, как квалификация учителя, способности учащихся к тому или иному учебному предмету.

Информация о влиянии факторов может служить основой для принятия обоснованных управленческих решений в области народного образования. Так, например, поставить цель разработать систему воздействия на состояние факторов, которые относятся к первой группе, спланировать долговременную финансовую политику в отношении факторов второй группы, а также при оценке и прогнозировании состояния образования учитывать постоянное воздействие, которое оказывают факторы третьей группы.

Очевидно, что сохранение всех первичных данных мониторинга (выполнение проверочных работ каждым учеником, ответы на все анкеты), а затем их набор (или сканирование) и обработка значительно увеличивают стоимость исследования. Однако только при этом условии можно получить объективную информацию о достижении конкретных обязательных требований и уровня обязательной подготовки в целом, а также установить зависимость между состоянием подготовки учащихся (результатами выполнения проверочной работы) и состоянием социального фона (результатами анкетирования). Это позволит получить более достоверные данные о достижениях учащихся и влиянии выделенных факторов и на этой основе принять более обоснованные решения по проведению эксперимента, необходимости внесения соответствующих коррективов, что оправдает затраты на проведение мониторинга.

В заключение необходимо отметить, что материалы мониторинга образовательных достижений учащихся рассчитаны на долговременное, многократное использование работниками органов народного образования, методистами, научными работниками, администрацией школ, учителями. Поэтому инструментарий проверок, откорректированный при их проведении, таблицы с результатами, справки о состоянии подготовки учащихся должны храниться не только в Федеральном Центре мониторинга, но и в других центрах (региональных, городских и др.). Это позволит сделать данную информацию доступной для ознакомления упомянутым выше лицам. Работники органов народного образования, учителя могут их использовать для сравнения успехов своих учащихся со средними результатами по стране или региону, определить тенденции изменения состояния подготовки учащихся в своих регионах, школах, классах.


ГЛАВА 2.



2018-06-29 432 Обсуждений (0)
Факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы и средства построения интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)