Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеологии белорусского государства.



2018-07-06 368 Обсуждений (0)
Идеологии белорусского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-политическое бытие людей осуществляется посредством представлений обыденного сознания, без учета которого не может быть эффективным участие широких масс людей в политическом действии. Идеология стремится задействовать те основные качества и свойства, которые складывались в народной среде, стали для нас в высшей степени привычными, определяющими сознание людей, их быт и поведение. Важное место в ряду таких компонентов отводится национальному самосознанию, которое еще в недавней социальной мысли идентифицировалось с понятием национализма.

Следует отметить, что движение к национальному самосознанию - далеко не прямолинейный процесс, не всегда характеризующийся закономерными, качественными или количественными показателями. Для него характерны процессы возрастания и падения. В переломные периоды истории государства, когда происходит глубокая ломка общественных отношений, эта проблема приобретает особую актуальность; возрастает потребность в осмыслении прошлого опыта, его движения в истории, в системном формировании перспектив развития. В это время обостряется необходимость в построении социально-исторических систем в виде целостных образований, сведении их к внутреннему единству, установлении соотношения между ними в пространственно-временной перспективе, т.е. в том, что определяет сущность идеологии государства.

При определении стратегии и тактики любого современного государства нельзя не учитывать, что в нынешних условиях происходит постоянное и непрерывное усложнение процессов его жизнедеятельности и развития, разнообразнее становятся общественные структуры, в рамках которых протекает жизнь человека, ширится вариативность развития человеческой цивилизации, распространяются возможности политического и идейного выбора народа. В одном и том же обществе одновременно находят проявление элементы индивидуального и общечеловеческого, древнего и современного, старого и нового. Но в то же время приоритетным является самобытность народа, его право на такую самобытность.

Что касается общецивилизационных проблем в условиях отдельного государства, то они всегда решались и впредь будут успешно решаться лишь тогда, когда в этом будет заинтересован народ именно этого государства. Общечеловеческие ценности нельзя искусственно выхватывать из реального контекста национальных, геополитических и народных интересов общества. В противном случае они могут стать не столько созидающими, сколько разрушающими как в области социально – экономических отношений, так и в идеологической сфере. Необдуманно внедряемые в конце прошлого столетия в общественное сознание идеи перестройки, ускорение, искусственное выпячивание человеческого фактора и бездумное навязывание общечеловеческих ценностей и т.д. на практике явились лишь иллюзиями мировоззренческого обновления и сыграли разрушительную роль. Отсюда весьма важной является задача объективного осмысления нынешней цивилизации, формирования конструктивного, созидательного мировоззрения, но, прежде всего, на базе духовных основ своего народа, всестороннего анализа и синтеза особенностей его исторического развития, характера проблем, принципов становления и развития, содержания стоящих перед ним целей.

Весьма важно усвоить самую структуру мировоззрения, определить слагаемые, которые характеризуют отношение человека к определяющей действительности и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Эти слагаемые не могут не учитываться и при определении содержания идеологии белорусского государства.

Идеология белорусского государства определяется совокупностью многих факторов, подобных почве, на которой способны произрастать семена нового, сохранившего свою природу, но соответствующего новым реалиям. Важно в дальнейшем четко определить, что возможно высевать на эту почву, чем и как подкармливать, чтобы она стала более благодатной и плодоносящей. При этом следует, подобно удобрению почвы, соблюсти рациональные пропорции ее полезных, живительных компонентов, дабы не допустить нежелательных перекосов, когда недостаток или излишество одних элементов при недостатке иных приводит к негативному результату.

При организации идеологической работы важно как можно более полно учитывать особенности менталитета белорусов, который активно влияет на ситуацию в государстве.

Одним из таких движущих факторов является отношение белорусов к государству. Глубокий анализ, обобщение результатов многочисленных социологических исследований и многолетних наблюдений позволяет сделать вывод, что значительная часть белорусов не всегда отождествляет себя с государством. Государственная власть для большинства их как бы внешняя, в не внутренняя потребность. Государство для них – это «они». Белорусы слабо еще воспринимают тезис, что государство – это «мы».

Такие настроения особенно проявляются в период предвыборных кампаний. Без преувеличения можно сказать, что без серьезной организационной и агитационной работы результаты этих кампаний могли бы оказаться малопредсказуемыми.

В то же время у белорусов отчетливо проявляется надежда на государственную власть, ожидание от нее защиты от неурядиц, конфликтов и несправедливости. Об этом свидетельствуют многочисленные письма и иные обращения граждан в различные государственные органы.

У белорусов есть дар дисциплинированности, ответственности перед коллективом, способность и желание жить в коллективе, интересами коллектива, подчиняться ему, быть от него зависимым, получать поддержку. Коллективизм – это, можно сказать, национальное, то, что в крови белорусов. Это то, что следует сохранять и укреплять. Исключительная роль здесь принадлежит идеологии. В коллективе – учебном, трудовом, производственном – должен быть центр идеологической работы. Именно коллектив должен стать главным объектом идеологического, пропагандистского воздействия. Здесь, в первую очередь, каждый гражданин должен получать достаточную и наиболее полную информацию о государственной политике, ощутить себя полноправной частицей государства и общества, сознательно, по убеждению выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности.

Есть еще определенная часть белорусов, которые порой излишне уповают и надеются на что-то внешнее, что должно их материально обеспечивать, поднимать и спасать, делать все для воспитания и нравственного здоровья людей. С одной стороны, государство не должно уходить от проблем конкретного человека, но одновременно призвано нацеливать людей на то, что решение их личных проблем всецело зависит от их самих, от их инициативы и предприимчивости.

У значительной части белорусов отсутствует выпячивание собственного «я», стремление поставить себя над другими, себе подобными. В трудах отдельных литераторов и политиков это качество белорусских граждан нередко трактуется как безыдейность, беспринципность, равнодушие к добру и злу. Это глубокое заблуждение, основанное на незнании и неспособности понять внутреннее содержание и истоки характера белоруса, на неумении видеть эти качества в комплексе, в динамике.

Наше несомненное преимущество в том, что в Беларуси, в отличие от многих западных стран, не растрачена традиционность, сохранилась мораль аскетичности, материального ограничения в интересах общества и человечества. С другой стороны, важна также сохранившаяся и активно подпитываемая настроенность самой власти видеть в народе не объект извлечения для себя выгоды, а исторический суверен, объект своей благотворительной воли, преломленной через ответственность перед народом, что является одним из важнейших достижений прежней системы.

В обществе удалось сохранить идеи патриотизма, преданности людей своей Родине. Сегодня это качество также необходимо как мощное оружие на пути системной трансформации страны, укрепления позиций ее экономики, науки, образования, культуры, нравственного и духовного исцеления народа.

В натуре белоруса проявляется сочетание дисциплины со стремлением к свободе. Личную свободу он чаще всего воспринимает как осознанную необходимость. В трактовке ее весьма неприхотлив, чаще всего замыкает в рамки семейных отношений. Жалуясь на ограничение свободы, в то же время внутренне считает себя свободным, даже перед лицом высшей власти. Здесь он весьма консервативен, предпочитает скорее идею механического равенства, чем необузданной свободы.

Ограничение свободы для него всегда промежуточно. Он не приемлет свободу как проявление анархии и своеволия, всегда практичен, расчетлив и рассудителен. Для него предпочтительны тот руководитель и та власть, которые способны поддерживать в коллективе атмосферу дисциплины и ответсвенности, должный порядок, добиваться хороших конечных результатов даже весьма жесткими методами, даже если это связано с временным ограничением его личного интереса. В этом он видит гарантию своего материального интереса и удовлетворения.

В то же время у него явно проявляется недоверие к долговременным законам, на обязательность которых он чаще смотрит с точки зрения личной целесообразности, Об этом убедительно свидетельствует содержание обращений в Администрацию Президента. Часто обращаются туда даже в случаях, когда личный интерес входит в противоречие с законом. Настаивают на встрече с Президентом по вопросам отмены судебных решений, законов, решений органов общественных объединений и т.д., т.е. по вопросам, которые не входят в компетенцию Главы государства.

Белорус в основном не всегда поддерживает и понимает идею разделения функций ветвей государственной власти, по-своему выстраивает ее пирамиду. В его суждениях не просматриваются три ветви государственной власти. Для него власть едина, и иное он не всегда приемлет. К примеру, к депутатам Палаты представителей и местных представительных органов готов предъявлять требования, которые входят в компетенцию органов исполнительной власти, а от исполкомов требует наведения порядка в судах и профсоюзах.

Средний белорус считает себя религиозным, ограниченным в поведении и своих действиях определенными канонами; но в целом он свободен от религии, склонен к ее ироничному восприятию. Верующий белорус думает, что за него все сделает Бог, неверующий – больше надеется на себя и на социальную среду. Если можно так выразиться, белорус ленив в своей религиозности. В нем больше от язычества, чем от христианства. Подобно лучшим языческим традициям, он ищет, что должен сделать сам, чтобы и ему смог помочь Бог. Он склонен научиться познавать себя и природу; во взаимоотношении с ней, без посторонней, внешней помощи решать свои проблемы.

В его репертуаре множество анекдотов о Боге, попах, дьяках, монахах и прочих священнослужителях; но он свято чтит поддерживаемые человечеством религиозные каноны и традиции, уважительно относится к христианским ценностям, празднованиям, приметам.

Белорус в то же время настроен против модничанья в отношении религии, решителен, когда дело касается разжигания религиозной враждебности, противостояния или выпячивания интересов различных конфессий. Чисто человеческие отношения для него выше божественных, тем более чисто церковных наставлений.

В своей жизненной ориентации он лично не стремится к святости, в то же время благоговеет перед ней. Не в этом ли причина того, что он в большей своей массе не хочет властвовать, брать на себя бремя власти, а отдает себя во властвование другим. Конечно, не проявляя при этом безразличия. Весьма категоричен в оценках личных качеств и способностей руководителя, какую бы нишу в государстве тот не занимал.

Для белоруса одинаково неприемлемы как излишняя ангельская святость, так и крайняя низость, звериная жестокость и грубость. Он всегда на стороне справедливости.

Белорус по натуре своей стремится к тому, чтобы его будущее было предсказуемым, а общество – гарантированно стабильным. Он всегда будет поддерживать ту власть, которая не допустит крайностей в политике, даст ему устойчивую возможность самому решать свои проблемы – экономические, социальные, воспитательные, межличностные. Но он способен отделить зерна от плевел, проявляет достаточно твердую позицию, когда у руководителя слова расходятся с делом, когда тот не оправдывает надежд и не способен реализовать данные однажды обещания.

Душа белоруса не отравлена золотым тельцом. Он поэтому по – своему отрицательно воспринимает буржуазность. Отсюда в основном негативное отношение белорусов к процессам приватизации и излишнему обогащению отдельных личностей. Тем более, если это обогащение сопряжено с обнищанием, горем и страданиями других людей. В нем органически заложено одобрение общества равных возможностей, стремление к нему. В его натуре нет власти буржуазных условностей, семейного мещанства, зацикленности на местных жизненных нормативах.

В то же время белорус редко когда бывает удовлетворен настоящим. Он, скорее, странник, искатель, мечтатель до прожектерства. Он гуманист, в то же время неспособный повторить западный гуманизм, так как он ушел дальше его Гуманизм белоруса выше и чище. И это качество нельзя не учитывать.

Средний белорус чаще всего отождествляет себя с русским. В национальной стихии его есть российское бескорыстие и бесшабашность натуры. Не для него русофобия, прикрываемая необходимостью защиты белорусского языка, и разглагольствования и возможности потери суверенитета.

В основной своей массе у него нет проблем с выбором языка общения. Его особенность в том, что в нем заложена внутренняя белорусскость, которой он и не пытается противостоять. Он думает по - белоруски. Говорит в основном русскими словами, но по – белоруски. В речи его органически заложены белорусские черточки, неповторимые и неподражаемые. Отсюда очевидно, что тот из белорусов, кто переходит в общении на белорусский язык, делает это безупречно, так как это в основном диктуется его внутренней природой.

В то же время свою белорусскость наш гражданин никогда не будет выпячивать. Национализма гнушается, агрессивно его отвергает. Однако он не приемлет и попыток со стороны зарубежных «варягов» учить его и поучать. В своих проблемах он намерен разбираться сам.

Испытав горе и страдания военного лихолетья, он не «замкнулся в свою скорлупу», не «закусил удила», готов поддерживать нормальные человеческие отношения с народами тех стран, от которых исходила война. Он с пониманием относится к предложениям об упорядочении захоронений бывших немецких солдат, готов оказать в этом необходимое содействие.

В то же время он ни под каким предлогом не может воспринять военную агрессию против стран и народов, будь то бомбардировки в Югославии, вторжение в Ирак, или угрозы Ирану, напряжение ситуации в любой иной точке планеты. Решение военным путем любых проблем вызывает в нем внутреннее отторжение. Это, конечно, не касается вопросов защиты государства и внутренних государственных интересов. Недальновидно поступает та часть внутренней оппозиции, которая думает и действует в ином направлении, пытается навязать белорусскому народу иное мнение.

Белорус – мистически чуткий, способный прислушиваться не только к своему внутреннему голосу, но и к тем, кто идет к нему с открытой душой. Он хорошо понимает себе подобных и готов в любую минуту прийти им на помощь. Соборность – его отличительная черта. Человеческое в нем господствует над природным и внешним, а не наоборот. В нем легко воплощается дух новой жизни и новых откровений. Он всегда готов поддержать независимую государственную политику, органически против тех, кто унизительно толкает страну на сомнительный путь развития, чаще всего по западным рецептам.

Однако нельзя исключать и возможность белоруса переходить на крайности. В экстремальных условиях он способен быть грубым, становиться бесконтрольным и неудержимым, переходить грань и выходить на необузданное подчинение внешним факторам, за рамки присущей ему самобытности, духовной независимости. Важно целенаправленно делать все необходимое, чтобы стряхнуть с него пассивность, разбудить в нем мужественные силы и способность действовать в соответствии с логикой жизни.

Он ревностно относится к вопросам социальной справедливости, равенства всех перед законом независимо от положения в обществе, финансового, материального состояния. Для него неприемлемы и трудно воспринимаемы всякие ущемления и даже нововведения в вопросах платной медицины, образования, необоснованной поддержки отдельных категорий граждан, тем более, если для этого нет веских оснований.

Важно также иметь в виду, что сегодня в составе белорусского народа есть люди и иных национальностей, которые хорошо понимают и воспринимают государственную идеологию, находят свою достойную нишу среди белорусов; поэтому идеология, в которой нуждается общество, белорусский народ, не может замыкаться в национальные рамки.

В целом ныне необходимы глубокое осмысление происходящего, вера в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личности на разумных началах, в перспективу своей страны, в светлое будущее своих детей и внуков, в примирение человечества на разумной и взаимоприемлемой основе.

Вопросы семинара.

Понятие государственности и ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии.

1. Социокультурные идеалы и базисные ценности – важнейшая составляющая идеологии белорусского государства.

2. Белорусская национальная идея – духовная основа идеологии государства.

3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства.

 



2018-07-06 368 Обсуждений (0)
Идеологии белорусского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеологии белорусского государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)