Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доклады и рефераты для самостоятельной работы



2018-07-06 492 Обсуждений (0)
Доклады и рефераты для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации как ценность и цель белорусского общества и государства.

2. Особенности государственного устройства Республики Беларусь.

3. Белорусский народ – единственный источник государственной власти и носитель суверенитета в Республике Беларусь.

4. Разделение властей в системе институтов государственной власти Республики Беларусь

5. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

6. Символы государственного суверенитета Республики Беларусь.

7. Права человека в системе идеологии белорусского государства.

8. Идеология в системе образования

9. Идеологическая работа в процессе совершенствования государственного управления.

10. Идеология и идея прав и свобод человека.

11. Правовая пропаганда: ее средства и формы.

12. Обеспечение системы в изучении Конституции, законов, иных основополагающих актов государства.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

Идеология государства и национальная система права.

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала.

Республика – форма организации государственной власти в Беларуси.

Демократия – важнейшая ценность белорусского народа.

Белорусский народ – единственный источник государственной власти и носитель суверенитета в Республике Беларусь.

Республика Беларусь – социальное правовое государство.

Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь.

Государственный герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) Минск, 2006.

2. Государство для народа: докл. и материалы Третьего Всебелорусского народного собрания (2 – 3 марта 2006 г.) /редколл: А.Н. Рубинов (и др.) – Минск: Беларусь 2006 .

3. За сильную и процветающую Беларусь: материалы Второго Всебелорусского народного собрания (18 мая 2001 г.). – Минск.: 2001.

4. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Минск: 2003.

5. Основы идеологии белорусского государства /под ред. В.В. Шинкарева. – Минск, 2004 (2-е изд. 2005).

6. В.В. Шинкарев. Л.В. Вартанова. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь – Минск: 2003.

7. В.В. Шынкароў, С.П. Раманава. Палітыка і ідэалогія: табліцы, схемы і дэфініцыі. – Мінск, 2006.

8. В.В. Шинкарев. Идеология белорусского государства: проблемы межпредметного исследования. – Минск, 2007.

9. Основы идеологии белорусского государства /под ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск, 2005.

 

Модуль 8.

Государственная политика

В идеологической сфере.

Ключевые термины и понятия для усвоения

 

Белорусская политическая система, белорусская экономическая модель, устойчивое развитие государства, системная организация государства, демократическая политическая система, авторитарная политическая система, тоталитарная политическая система, политические институты, политические правовые нормы, политические отношения, компоненты политической культуры (институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический), функции политической системы (артикуляции, агрегирования, политической коммуникации, разделения функций власти, политического рекрутирования и др.), элементы гражданского общества, базовая основа идеологии, эффективное государство, сильная эффективная социальная политика, социальная сфера, средний класс, группы интересов, лоббизм, корпаративизм, неокарпоративизм.

 

Политическая система в контексте идеологии

Государства.

Политическая система – часть политической сферы, система органов государственной власти, политических институтов, объединений и организаций граждан, политических идей, взглядов, духовных и правовых норм, традиций, ценностей, поведения индивидов и социальных групп, которые принимают участие в процессах управления делами общества, регулирования взаимоотношений между классами, нациями, государствами, ведут борьбу за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней.

В политических системах разных стран есть много общего. Прежде всего, это их структура. Вместе с тем каждая из них имеет свои специфические черты, свою историю, экономику, климатические условия, геополитическое положение, культуру, свое гражданское общество, свою систему государственной власти, соответствующий режим управления. Эти факторы оказывают существенное влияние на функционирование политической системы.

Выделяют несколько типологий политических ситем. Среди них наиболее известными и распространенными являются: демократическая, авторитарная и тоталитарная

Особенностями демократической политической системы являются:

· наличие в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их разрешения и реализации;

· границы власти определяются обществом, все сферы жизнедеятельности которого, в том числе и политической оппозиции, если не нарушаются законы, находятся за пределами прямого контроля со стороны власти;

· всеобщее избирательное право, которое дает возможность гражданам принимать участие в формировании органов власти, обеспечивая при этом принцип преемственности;

· контроль представительных институтов за деятельностью правительства и органов власти;

· гарантированный доступ групп общества к политическим институтам;

· согласие большинства общества с политическими нормами и процедурами;

· признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства;

· решение конфликтов мирным путем;

· наличие официальной идеологии при сохранении плюрализма мнений;

· средства массовой информации свободные и независимые;

· обеспечиваются права и свободы граждан;

· наличие многопартийной системы, множества общественных объединений и движений, свободных выборов, разграничения властей;

· разрешено все, что не запрещено законом.

 

Особенностями авторитарнойполитической системы являются:

· зацентрализованная структура власти;

· отсутствие преемственности власти;

· формализм и заорганизованность выборов;

· отсутствие контроля со стороны народа за деятельностью властей;

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции. Отсутствие конкуренции при формировании элиты;

· ограничение деятельности политической оппозиции;

· опора на силу, возможность репрессий, использование силовых структур для удержания власти;

· сохраняется идеология, но она частично контролируется;

· частичный контроль за СМИ;

· права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере;

· главная власть принадлежит исполнительным органам;

· ограничена деятельность политических партий, общественные объединения не носят политический характер.

 

 

При тоталитарнойполитической системе:

· в сфере власти господствует всеобщий контроль и бюрократическое управление всеми сторонами жизнедеятельности общества, все подчинено политическим целям;

· формирование номенклатурного господствующего слоя идет по закрытым каналам, властные структуры неподконтрольны народу;

· монополия одной партии, сращивание ее с государством, отсутствие политической оппозиции;

· господство тоталитарной идеологии;

· безальтернативные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки режима;

· наличие сильного аппарата социального принуждения;

· права и свободы граждан носят декларированный, формальный характер и др.

 

При всех обстоятельствах главными элементами политической системы являются:

· политические институты и организации;

· политические нормы;

· политические отношения;

· политические взгляды;

· политическая культура.

 

Что касается Беларуси, то элементами ее политической системы являются:

· Республика Беларусь как суверенное государство;

· народ Республики Беларусь;

· нации, народности;

· органы государственной власти (местные, центральные);

· политические партии, общественные объединения и движения;

· трудовые коллективы;

· граждане.

 

В структуру политической системы входят следующие компоненты:

· институциональный. Он включает разные социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные объединения, органы непосредственной и представительной демократии, СМИ, церковь и др.);

· функциональный, который состоит из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и иные);

· регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и иных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и иные);

· коммуникативный, представляющий собой совокупность различных отношений между субъектами политической системы в отношении власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

· идеологический, представляющий собой совокупность политических идей, теорий, концепций (политическая мысль, политическая и правовая культура, политическая социализация).

 

Политическая система общества имеет ряд отличительных черт, а именно:

· наличие множества активных участников;

· определенная формализация участников по особенностям их организации и функционирования;

· наличие у каждого из участников своих целей и стремления осуществить эти цели как внутри политической системы, так и при помощи государства во внешней среде;

· наличие определенного перечня возможных для достижения этих целей действий и соответствующих правил поведения, пригодных для их реализации;

· наличие критериев для сравнения полученного результата с иными возможными результатами, определение успешности достижения целей;

· наличие процедур обмена информацией;

· сочетание конфронтации и взаимопомощи между элементами системы;

· относительная замкнутость системы на целях и наличие внутрисистемной рефлексии – самоопределение системы в ее деятельности, результатах, средствах их достижения.

 

Главными функциями политической системы выступают:

· артикуляция(выражение) индивидуальных и групповых интересов, означающих разграничение интересов, с помощью которых индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения;

· агрегирование(обобщение) интересов;

· выработка правил политической деятельности, применение этих правил и контроль за их выполнением;

· разграничение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности:

а) выработка политического курса, стратегии общественного развития (Президент, Парламент, Правительство),

б) реализация принятых решений (институты исполнительной власти);

в) контроль, оценка реализации политических решений (органы судебной власти и государственного контроля);

· политическая коммуникация, обеспечивающая распространение, передачу политической информации между руководителями и руководимыми, а также между разными составляющими элементами политической системы;

· политическое рекрутирование – процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, способный взять на себя главные роли в политике;

· политическая социализация – функция, с помощью которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) овладевают мыслями и передаются индивидам, усваивающим эти ценности и ориентиры в отношении политической системы;

· адаптация – приспособление политической системы к новым условиям социальной среды (например, смены отношений политических сил);

· сохранение системы – совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы в отношении к любым, в том числе неблагоприятным воздействиям на нее.

 

В политической системе государства важная роль отводится политическим институтам – устойчивому виду социального взаимодействия, который регулирует определенный сегмент отношений в обществе. К политическим институтам в условиях Беларуси относятся:

· институт Главы государства;

· институт парламентаризма;

· институт исполнительной власти;

· институт судебной власти;

· институт государственной службы;

· институт гражданства;

· институт избирательного права;

· средства массовой информации;

· правовая база государства.

 

В Беларуси имеется 15 политических партий, входящих в политическую систему страны. Это:

· Аграрная партия;

· Белорусская патриотическая партия;

· Белорусская социально-спортивная партия;

· Белорусская партия «Зеленые»;

· Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ»;

· Белорусская социал-демократическая Громада;

· Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)

· Коммунистическая партия Беларуси;

· Консервативно-Христианская партия – БНФ;

· Либерально-демократическая партия;

· Объединенная гражданская партия;

· Партия Народного Согласия (социал-демократическая);

· Партия Белорусского Народного Фронта;

· Республиканская партия труда и справедливости;

· Республиканская партия.

Политические партии – это специализированные, организационно оформленные и упорядоченные группы, которые объединяют соратников тех или иных целей и служат целям борьбы за завоевание и использование политической власти.

В Беларуси имеется весьма разветвленная система общественных и общественно – политических объединений граждан. Это объединения, которые имеют внутреннюю организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Среди них в стране имеется:

· профсоюзов – 38;

· национальных общественных объединений – 25;

· молодежных общественных объединений – 58;

· женских общественных объединений – 17;

· общественных объединений по охране природы, памятников истории и культуры – 36;

· физкультурно – спортивных общественных объединений – 145;

· творческих союзов – 19;

· просветительских, культурно – просветительских, воспитательных общественных объединений – 192:

· научно – технических общественных объединений – 91

· благотворительных общественных организаций – 144;

· общественных объединений инвалидов войны и труда, ветеранов - 87;

· союзов общественных объединений – 14.

 

Задачами политической системы являются:

· разработка программ жизнедеятельности общества;

· мобилизация ресурсов общества на выполнение экономических, социальных, политических целей и задач;

· легитимация, достижение максимально необходимой ступени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

 



2018-07-06 492 Обсуждений (0)
Доклады и рефераты для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доклады и рефераты для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)