Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие государственности, ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии.



2018-07-06 1068 Обсуждений (0)
Понятие государственности, ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Концепция идеологии и дальнейшее развитие белорусской государственности рождаются на базе богатых исторических, демократических, духовных традиций. На этот счет следует привести слова Огюста Конта, который говорил, что три четверти, если не четыре пятых современной цивилизации созданы не нами, а покойниками; наша культура –это культура наших предков, мысли и порядки которых мы сохраняем по традиции. Опыт живших до нас поколений надо глубже изучать и полнеее использовать. В сложные переходные периоды развития общества нельзя отказываться от испытанных временем общественно-политических институтов, морально-нравственных ценностей, идеалов, правовых норм.

Сегодня в мире популярны консервативные настроения, которые базируются на вековых традициях развития того или иного государства, нации, народа, сформировавшихся здесь обычаях и духовных ценностях независимо от смены правительства и политической ситуации. В развитых странах именно приверженцы такого подхода добиваются значительных успехов в общественном развитии.

В жизни всякий прогресс, всякое поступательное движения начинается, как правило, в условиях изменения установившегося в обществе и государстве равновесия, с приспособлением к новым условиям и достижением на основе этого относительной гармонии. Процесс выхода из того, что стало привычным и приобрело устойчивость, но перешло в разряд то ли детской, то ли старческой стадии самосознания, перстало обеспечивать потребности нового исторического возраста, не всегда простой, может оказаться и болезненным. Но его надо пройти, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное развитие.

Современная историческая наука, многие ее представители, различного уровня политики, нередко сосредоточивая внимание на отрицательных явлениях, на мелочных политических распрях и социальных антагонизмах, не всегда дают соответствующие им оценки применительно к современной практике, не всегда видят перспективы развития. В нынешних условиях нужен иной подход, диктуемый необходимостью выведения страны на новые рубежи мирового прогресса, обеспечения ей достойного места на планете.

Необходимо, прежде всего, проанализировать пройденный исторический путь, чтобы лучше видеть перспективу развития. «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли» – писал русский историк В.О.Ключевской,- прежде всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше». Это верный методологический подход при определении концепции дальнейшего развития страны.

Из прежнего опыта, как положительного, так и негативного, лучше всего извлекать уроки ради будущего прогресса. Это мудрость, истытанная столетиями. Ответ на вопрос, в каком направлении будет развиваться общество, способно дать лишь знание как прошлых, так и нынешней стадии развития. Настоящее всегда несет в себе заряд прошлого. В нем также зародыш будущего.

Отсюда и государственная идеология в условиях Беларуси – это не родившаяся только в головах отдельных людей схема, а атрибут, присущий конкретному государству, независимо от того, какие силы им управляют, какая политическая конъюнктура влияет на общее направление развития общества. Идеология базируется и выстраивается на конкретном фундаменте государства, прежде всего в рамках его собственной исторической и культурной традиции. Именно собственные традиции, цели, идеалы, ценности и установки, не умозрительно придуманные, а выстраданные в результате многовекового развития, должны составлять ее основу, становой хребет.

Становление и развитие идеологии государства идентично комплексу представлений о государственности его народа, которая во все времена являлась предметом идейного противоборства. История белорусского народа с ее сложнейшими переломными периодами и моментами в этом отношении не является исключением. Между идейно-теоретической интерпретацией государственности Беларуси и идейными установками ее народа существует прямая взаимосвязь.

Для идеологии в целом сегодня в высшей степени важной является необходимость ответить на вопросы, каковы истоки, корни нашей государственности, на какой ступени общественного развития мы находимся, что необходимо сделать, чтобы обеспечить достойное место страны на планете. Надо глубже осмыслить нынешнюю и прошлую практику, чтобы четче видеть будущее нашего государства.

Термин государственности понимается современной наукой в двух смыслах:

1) особый признак исторического развития стран(наций, союзов племен и других образований), которые смогли создать собственное государство. Существует ряд символических признаков автономной государственности – использование официального государственного языка, государственной символики (герб, гимн, флаг), наличие определенной системы органов власти (государственного аппарата), формы правления (монархия, парламентская республика, президентская республика), формы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формы политического режима (демократический, авторитарный, тоталитарный, военный, гражданский, теократический и др.) Национальная государственность выражает реальную способность олицетворять и защищать суверенитет нации или другого этноса, использовать политическую власть для укрепления демократии и роста жизненного уровня народа, развития его культуры и языка, защиты прав и свобод человека, законных интересов национальных меньшинств и всех жителей данного национально-государственного образования;

2) свойство власти, ее политики, которая выражает их силу, независимость, могущество и способность оказывать влияние на развитие событий в мире, определяется политическим, экономическим и духовно-идеологическим авторитетом страны в мире или регионе, ее масштабом и количеством населения, характером и воздействием ее политики и другими факторами. Абсолютизация этих принципов, представления об исключительности и особой роли своей страны, нации на практике приводят к великодержавности, игнорированию воли и интересов других стран и народов, внешней экспансии.

Понятие государственности невозможно рассматривать в отрыве от общего понимания государства, которое является главным средством политической власти, институтом, который организует, направляет и контролирует взаимотношения и совместную деятельность людей, социальных общностей, слоев, классов и ассоциаций.

Становление белорусской государственности, а равно и оформление в среде белорусского народа национальной идеи, осознание себя как национальной общности прошло чрезвычайно сложный исторический путь. Историки начало становления белорусского этноса и его государственности связывают с появлением в VІ - VІІІ веках на территории нынешней Беларуси славянских общностей, таких, как дреговичи, радимичи, кривичи, волыняне, древляне, северяне . В это время славяне жили компактно только в самых южных районах современной территории Беларуси, в бассейне реки Припять, преимущественно на юг от нее. Славянскими являются археологические памятники Хатомель, Хильчицы, Сямурадцы, Городище, Пинск, Петриков, которые относятся к этому периоду.

В это же время началось проникновение славян в балтийский ареол. Большими группами они сначала поселялись в районах севернее реки Припять – в верховьях рек Случь и Оресса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. Именно тогда произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории нынешней Беларуси, большие группы славян продвинулись и осели во всех ее регионах. Они устанавливали тесные контакты с проживающим здесь балтским населением. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. В результате славяно-балтского синтеза к ІХ – Х векам сформировались новые славянские этнические общности, которые неоднократно упоминаются в средневековых письменных памятниках.

В конце ІХ – начале Х веков усилились процессы нивелирования этнокультурных особенностей восточных славян. Это было обусловлено экономической, политической и культурной деятельностью и особенно распространением православного христианства. Центром собирания восточных славян стало среднее Поднепровье, где находился город Киев, который стал столицей нового государства – Древней Руси или Киевской Руси. Новое государство – Русь играло важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель, формировании новой восточнославянской общности – древнерусской народности. Среднее Поднепровье стало называться Русской землей, киевкие князья – русскими князьями. В составе Древнерусского государства, несмотря на то, что оно оставалось «лоскутной империей Рюриковичей», была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, созданы необходимые условия для всех славянских народов.

Несмотря на наличие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, решительно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культуру восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря. Следовательно, древнерусская народность – важный этап в формировании трех братских народов - русского, белорусского и украинского.

В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в ХІV-ХVІ веках, сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Белорусская народность – это этносоциальная общность белорусов в феодальный период.

Термин «Белая Русь возник еще до сформирования белорусского этноса, в общевосточнославянскую эпоху (не позже, чем в ХІІІ веке) и обозначал одну из частей общевосточнославянской территории, один из ее регионов в северной половине (примерно между верховьем Западной Двины и верховьем Волги, с одной стороны, и верховьем Немана – с другой). Восточнославянское население этого региона тогда имело ряд особенностей языка и культуры в сравнении с полесским регионом в южной половине восточнославянской этнической территории.

Со второй половины ХVІ века значение термина «Белая Русь» шло с двух сторон. С одной стороны, им постепенно перестали называть территорию Псковщины, Тверского края, а потом и Смоленщины. В ХV – ХVІ веках эти земли вошли в состав Московского государства и стали составной частью ареала, в котором сформировалась новая система языка и культуры, новый восточнославянский этнос – великорусский. Синонимом, эквивалентом этнонима «Россия» в этот период (середина ХVІ века) стал термин «Великая Русь».

Как и наименование «Великая Русь», которое стало названием этнической территории великорусского народа, наименование «Белая Русь» в ХV – ХVІ веках стало названием этнической территории восточнославянского народа, который сформировался к этому времени - белорусского, чья этническая территория включала южную зону бывшего подвинского-поднепровского региона, центральный регион и северную зону бывшего припятского региона.

В ХVІ веке (особенно с последней его четверти) термином «Белая Русь» постепенно стали обозначать также территорию центрального региона (Минщину, Гродненщину), а потом и северную зону бывшего поприпятского региона до реки Припять. Начало общебелорусского значения термина «Белая Русь» можно отнести ко второй половине ХVІ века, ко времени Люблинской унии 1569 г. С изменением смысла названия «Белая Русь» меняется и значение производного от ее термина «беларусцы» («беларусец», «беларуска»).

В ХІІІ-ХVІ веках земли нынешней Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ). Некоторые белорусские исследователи считают ВКЛ чисто белорусским государством. В действительности это государство до Люблинской унии было государством четырех народов: белорусского, литовского, украинского и русского, а после Люблинской унии – государством, главным образом, двух народов – белорусов и литовцев. Таким образом, после 1569 года ВКЛ можно считать Белорусско-Литовским или Литовско-Белорусским государством.

Ядром ВКЛ при его образовании в середине ХІІІ века были земли верхнего и среднего Понемонья и земли по верхнему течению реки Вили. Включение восточнославянских земель в состав новосозданного государства носило преимущественно добровольный характер, осуществлялось путем соглашений великих князей литовских с местными феодалами при сохранении льгот, привилегий и определенного самоуправления.

Белорусские земли не претерпели нашествия татар и в составе ВКЛ пользовались совершенной самостоятельностью. Это был наиболее бурный период становления и развития белорусской культуры, этноса и государственности.

С 1569 по 1795гг. нынешняя белорусская территория входила в состав Речи Посполитой. В это время государство было слабо сориентировано на развитие белорусского этноса. Шел процесс полного ополячивания и окатоличивания коренного населения, который усилил внутреннее сопротивление белорусов, вынудил правовславное население сплотиться и искать себе защиты за пределами Речи Посполитой, прежде всего в лице Российского государства.

В результате разделов Речи Посполитой обе страны в ее составе - ВКЛ и Польша – прекратили свое государственное существование; почти вся территория Беларуси была присоединена к Российской империи. Белорусскому народу, в отличие от других присоединенных к России народов не была предоставлена государственность, хотя бы в виде автономии или любого другого государственного образования в пределах компактного проживания коренного населения. Нация была расчленена по многим российским губерниям, что вызвало недовольство ее образованной части.

В то же время этот период имел безусловно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Была устранена угроза денационализации белорусов, утраты ими своей славянско – русской сущности, подготовлены этнические, социальные, экономические, политические и духовные предпосылки для реального становления белорусской национальной государственности.

Не смотря на то, что многое из белорусского в условиях Российской империи ущемлялось, подавлялось, не находило должного ему становления и развития, нельзя забывать, что в великой России белорусы видели и находили единственную гарантию национального выживания, сохранения своих исторических корней. Именно вместе с Россией росло и укреплялось могущество нации, гарантировалась ее безопасность.

Не только к России, но и в равной степени к Беларуси следует отнести слова известного русского философа Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954): «Нам как будто на роду было написано – всю жизнь видеть разгром, горе и разочарования; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде. Века тревоги, века бранного напряжения, века неудачи, ухода, собирания сил и нового непрекращающегося ратного напряжения – вот наша история» (Ильин И.А. О России. М., 1991. С.11) «Все сводилось к тому, чтобы вообще как – нибудь выжить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» (Там же, С.13).

Особое место в становлении белорусской государственности и формировании национального самосознания белорусского народа отводится послеоктябрьскому 1917 года периоду нашей истории. Девятого марта 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика. Впервые в своей истории белорусы сделали попытку создать независимое государство. Говорить о том, что БНР – государство в его классическом понимании, конечно, не приходится. У нее не было ни собственных вооруженных сил, ни собственной судебной системы. Не было даже собственной структуры власти на местах, которую можно было назвать органом государственной власти. БНР не была реальным государственным образованием. У нее вообще реальной власти на территории Беларуси не было.

Тем не менее, провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. С освобождением большей части Беларуси от германских оккупантов встал вопрос о создании белорусской государственности на советской основе. 31 декабря 1918 был утвержден рекомендованный ЦК КП(б)Б персональный состав Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии во главе с Д.Ф.Жилуновичем. Опубликованный 1 января 1919 года Манифест Временного правительства провозглашал образование Социалистической Советской республики Белоруссии и основные положениия ее государственного статуса, согласно которым ССРБ становилась республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, где все трудящиеся, независимо от национальности, получали равные права. С провозглашением ССРБ был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

В конце февраля 1919 года произошло создание Литовско-Белорусской ССР (Литбела). В основу решения о создании этой республики была положена идея создания в условиях нарастания польской военной угрозы более устойчивого буферного государства, существование которого позволило бы избежать в этот период прямой войны между Польшей и РСФСР.

31 июля 1920 года после освобождения Беларуси от белополяков была принята «Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», которая провозглашала независимость БССР в этнических границах проживания белорусов. БССР была одной из учредительниц СССР 30 декабря 1922 года.

Семидесятилетний период истории БССР в составе Союза ССР был периодом бурного экономического и политического развития страны, накопления ее духовного и культурного потенциала. Беларусь в годы Великой Отечественной войны всему миру продемонстрировала свое неуклонное стремление к независимости, защите своих суверенных прав, свободы населяющих ее народов. В кратчайшие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство. Своей героической борьбой и упорным трудом она снискала безупречный авторитет среди республик СССР и стран мирового содружества.

Путь к дальнейшему суверенитету государства был сложным и неоднозначным. Произошедшие в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в обществе серьезные издержки, вызванные перестройкой, неудачными реформами и неспособностью центра решать сложные проблемы, привели к усилению центробежных тенденций в союзных республиках, их стремлению к суверенитету.

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. Тем самым он провозгласил верховенство на территории республики Конституции БССР и ее законов. В этой Декларации говорилось: «Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики…торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних сношениях и заявляет о решительности создать правовое государство». В статье 1 Декларации были такие строки: «Белорусская Советская Социалистическая Республика – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы».

Провал выступления ГКЧП привел к тому, что правительства и Верховные Советы союзных республик окончательно взяли курс на независимость. Внеочередная сессия Верховного Совета БССР 25-26 августа 1991 года приняла Закон о «Придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической республики» и постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР.

Верховный Совет страны 19 сентября 1991 года принял Закон о названии Белорусской ССР, изменив его на новое – Республика Беларусь. Одновременно была введена и новая государственная символика.

Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 года, ратифицировал соглашение о создании СНГ, которое было подписано 8 декабря 1991 года и денонсировал Договор о создании СССР. Республика Беларусь получила реальную возможность строить свою собственную государственность.

 



2018-07-06 1068 Обсуждений (0)
Понятие государственности, ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие государственности, ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)