Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками.



2018-07-06 841 Обсуждений (0)
Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТиМФК - создает условия для всесторон­него гармоничного развития человека, воспитания соци­ально активной личности, содействует эффективному использованию и умножению ценностей физической куль­туры. Предмет исследования ФВ – различные группы населения с точки зрения их подготовленности.

Теория физической культуры, ее общие основы и отрасли связаны со многими гуманитарными и есте­ственными науками. С культуроведением (общей тео­рией культуры), социологией, теорией управления со­циальными процессами и общей теорией воспитания (педагогикой). Они рассматривают физическую культуру в социологическом, организационно-управлен­ческом и педагогическом аспектах, - социология фи­зической культуры, теория организации и управления физкультурным движением, теория и методика физи­ческого воспитания (как отрасль теории физической культуры, имеющая в основном педагогическое содер­жание). ТФК широко пользуется материалами этих дисциплин и, в свою оче­редь, обогащает их. Существенное значение для ТФК имеют также материалы психо­логического изучения физкультурной практики (социальная психология и психопе­дагогика физкультурного движения).Вместе с тем теория физической культуры связана с естественными науками, т.к. в пред­мет ее входит выяснение закономерностей направлен­ного оптимизирующего воздействия на естественные свойства человека, на функции и структуры его орга­низма, на процесс их развития. Поэтому разработка на­учной ТФК не мыслится без широкой опоры на исследовательские материалы биоло­гических наук, изучающих человека, закономерности его функционирования и развития (теория индиви­дуального развития и развития в процессе смены поколений), теория адаптации к факторам внеш­ней среды, физиологический, биохимический, биофи­зический и другие естественнонаучные аспекты изуче­ния двигательной деятельности и ее воздействия на че­ловека. То же самое надо сказать о гигиенических и медицинских аспектах рационализации физкультурной деятельности.

Трудно назвать отрасль науки, касающуюся человека, с которой не была бы так или иначе связана ТиМФК. Она использует достиже­ния многих пограничных наук, выделяет и синтезирует общее, соот­ветствующее ее собственному смыслу. ТФК - интегративная научная дисциплина. В ней все боль­ше накапливается конкретных исследовательских мате­риалов и обобщений, позволяющих продвигаться вперед по трудному пути познания общих закономерностей функ­ционирования, структурирования и развития физической культуры в современном мире.

В качестве образовательной (учебной) дисциплины ТиМФК - ос­новной общепрофилирующий предмет профессиональ­ного образования специалистов по физической культуре и спорту. Поскольку в учебные планы институтов физи­ческой культуры этот предмет введен сравнительно не­давно (в отечественных вузах с 1979 г.), он является в настоящее время как бы переходным курсом от ТФВ к более полной системе знаний о физической культуре. В своем современном виде ТиМФК как учебная дисциплина вклю­чает четыре крупных раздела:

1.Введение в теорию ФК (исходные категории (понятия), составляющие основной понятийный аппарат теории физической куль­туры, предмет, методы исследования; основные социальные функции и формы физической культуры, тенденции ее развития в обществе).

2.Общие основы ТиМФВ (общие черты и закономерности физического воспитания как педагогически на­правленного процесса, использование факторов физиче­ской культуры в образовательно-воспитательных целях, основные задачи, решаемые в процессе физического вос­питания, средства и методы, принципы построения занятий и управления их эффек­том и т. д.).

3.Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе (особенности различных направ­лений и соответствующих им форм целесообразного использования физической культуры в структуре образа жизни людей, особенно в основных сферах жизнедеятельности). Рассматриваются особенности физической культуры в системе общего об­разования, в образе жизни основного контингента насе­ления и в рамках профессионально-прикладной подго­товки, в системе научной организации труда и в сфере повседневного быта. Анализируется и спорт, как один из основных компонентов физической культуры, и специфические формы спортивной деятель­ности (спортивная тренировка, состязания).

4.Научно-прикладные основы дифференцированного использования физической культуры в возрастном аспекте (проблемы целесообразного применения факторов физической культуры рассматриваются применительно к особенностям основных этапов возрастного развития че­ловека, характеризуются особенности физ­культурных занятий, связанные с изменением конкретных условий жизнедеятельности в процессе жизни).Курс ТФК включает обширный комплекс знаний, входящих в тео­ретический фундамент профессионального образования специалистов. Он дает возможность будущему специалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности во всей сфере фи­зической культуры, обогащает его кругозор, содействует формированию широкого профессио­нального мировоззрения, обеспечивает необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности, раскрывает в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации задач ФВ.

 



2018-07-06 841 Обсуждений (0)
Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)