Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 13.Историческое время и исторический субъект



2018-07-06 519 Обсуждений (0)
Вопрос 13.Историческое время и исторический субъект 0.00 из 5.00 0 оценок




Время – одна из форм существования материи. Развитие общества, все явления окружающего мира, все поступки и действия людей – все протекает во времени. Время – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого со всем тем, что к нему относится. Время в истории имеет свое начало: оно начинается вместе с появлением человеческого общества.

Типология времени Существует три точки зрения, три ответа на этот вопрос.

Первая точка зрения: 1)Объективное время (измеряется отрезками пути небесных тел: день-ночь; весна, лето и т.д.) 2)Субъективное время (на осознании времени: «на это у меня нет времени» и т.д.

Вторая точка зрения: 1)Геологическое время (охватывает несколько миллиардов лет) 2) Предысторическое время (охватывает несколько сот тысячелетий) 3)Историческое время (примерно 6 тыс.лет) 4)Космическое время (оно бесконечно)

Третья точка зрения: 1)Календарное время (оно бесконечно и абсолютно, течет равномерно) 2)Историческое время (течет неравномерно; его ход с изломами, может возвращаться назад и даже «сбрасываться»

Историческое время – это форма существования и движения мира человеческой истории. История как процесс осуществляется в историческом времени, это время памяти народа и человечества о своей жизни, о своей истории. Оно невелико: не более 6 тысяч лет. В этом времени народ действовал как творец своей жизни.

 

Историческое время требует от исследователя глубоко проникнуть именно «в историческое время», т.е. понять и осознать, как и о чем думали люди в то историческое – далекое или не очень далекое время, что их волновало и что для них было обычным, к чему они относились равнодушно, а что их очень волновало и т.д. Для настоящего историка, важно выполнять три действия: 1)всегда, при любых обстоятельствах, стремится лишь к объективной правде, быть честным как в своих стремлениях, так и в методах исследования. 2)накопить как можно больше информации о времени, в котором совершались события. 3)Все найденное сравнивать, сопоставлять, исследовать, аргументировать, доказывать положения и оценки ТОЛЬКО вытекающие из этих самых разных свидетельств.

Такие свидетельства следует иметь прежде всего об исторических субъектах, коими являются: человек, народ (нация), класс, социальные группы (в том числе и политические партии), в истории не совершается ни одного объективного процесса без участия людей и их деятельности. Только одни совершают эту деятельность в интересах собственной власти, а другие в интересах народа.

14 вопрос. Основные теории о роли личности и народных масс в истории( исключая синтезную теорию Н.И.Кареева)

По поводу роли народных масс в истории сказали свое веское и еще никем не опровергнутое слово К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин: народ - подлинный и единственный творец своей истории.

О роли личности в истории существует несколько теорий.

Томас Карлейль- английский публицист, историк и философ (1795-1881) в целой серии книг, главной из которых является монография «Герои, почитание героев и героическое в истории» (впервые на английском языке была издана в 1840 г., русск. перевод - 1862 и 1994);

Его историко-философская концепция положена в основу «Писем и речей Оливера Кромвеля» (1845-1846). По ней - «история мира - биография великих людей», а массы - это «толпа, орудие в их руках». Карлейль создал «теорию культа героев».

Основное кредо Т. Карлейля - великие люди - творцы истории, а народные массы какой-либо самостоятельной роли (они целиком зависят от героев) в истории не играют и играть не могут.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- граф, великий русский писатель, публицист и философ. в эпопеи «Война и мир» (1863-1869);

Автор исторической теории «роевой силы». По теории Л.Н. Толстого, историю творит «роевая сила» народа, и так называемые великие люди - это ни что иное, как «ярлыки ее событий». Именно так представлен в романе гениальный русский полководец М.И. Кутузов. Теория Толстого, - это две крайности решения сложной проблемы о движителе исторического процесса.

Эти крайности попытался примирить оригинальнейший русский мыслитель Петр Лаврович Лавров (1823-1900). В его знаменитых «Исторических письмах» (1868-1869) эта концепция закрепилась в истории, как теория «Героев и толпы». Так что, по Лаврову, движителями истории являются и «герои» и «просветленная» их деятельностью «толпа», народ. П.Л. Лавров уповал на «просвещенческий» путь исторического движения человеческих обществ вперед. Он отрицал по сути революции в истории и их ускоряющую роль на «большой дороге» истории.

К. Марксом, Г.В. Плехановым и В.И. Лениным и их последователями была разработана вполне стройная материалистическая теория о роли народа и личности в истории:

Народ – истинный творец истории. С возникновением частной собственности он распадается на классы, в новое время – на капиталистов и пролетариев. Между ними идет постоянная борьба – то тихая, то открытая, то мирная, то кровавая. В процессе классообразования образуются политические партии, стоящие во главе общественных классов. Партии руководятся выборными органами – Центральными комитетами. Ими руководят вожди, лидеры. Вот вождь, стоящий во главе партии, представляющий класс с прогрессивным вектором развития (пролетариат) может ускорять ход истории своей страны в том случае, если он своей деятельностью старается реализовать его устремления, и, наоборот, замедлять, если вождь, что называется, станет поперек его дороги. Подо всем этим имеется экономическая основа.

Рассмотренными нами теории – это учения о роли народа и личности, главным образом, в политической истории. Они вовсе не затрагивают (или мало затрагивают) вопрос о том, какова же роль упомянутых субъектов в «культурной истории» – литературе, искусстве, науке и т.д.

 



2018-07-06 519 Обсуждений (0)
Вопрос 13.Историческое время и исторический субъект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 13.Историческое время и исторический субъект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)