Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


вопрос. А.Тойнби и его труд «Постижение истории». Эволюция взглядов анг. ученого на историю цивилизации.



2018-07-06 803 Обсуждений (0)
вопрос. А.Тойнби и его труд «Постижение истории». Эволюция взглядов анг. ученого на историю цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.): английский историк и социолог, , изложивший свои взгляды в 12-томном «Постижении истории» (1934–1961). Согласно ему, всемирная история есть не что иное, как сумма историй локальных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (первоначально Тойнби насчитывал 21 цивилизацию, но затем выделил 13 основных). Определяющее воздействие на генезис цивилизаций оказывают раса, среда и энергия, которая передается цивилизации от своего рода «божественного толчка». На их судьбу также влияют такие факторы, как «вызов и ответ», «уход и возвращение», контакты между цивилизациями, способность «творческого меньшинства» находить решение проблем и увлекать за собой «инертное большинство». Тойнби высоко оценивал роль религиозной веры и предсказал появление единой синкретической религии. Все эти факторы определяют жизненные ценности цивилизации, ее социальные характеристики и концепцию смысла жизни. Цивилизации, успешно отвечавшие на «вызовы истории» и находившие в себе силы вернуть утраченные позиции, продолжали историческое существование, неспособные к ре- шению своих проблем деградировали и умирали. Выявление, опытным путем, закономерностей в развитии локальных цивилизаций, согласно Тойнби, позволяет вывести некие формальные законы повторяемости исторического развития, но не более того.

 

Основные идеи концепции:

1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающие как относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация- это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях.

Всемирная история- это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Анализируя сначала 21 цивилизацию, далее Тойнби сократил их до 13, а чуть позже до пяти. До нашего времени дожили пять цивилизаций:

- западнохристианская цивилизация;

- восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская);

- исламская (арабская) цивилизация;

- индийская цивилизация;

- китайская цивилизация.

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

- возникновение- общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает);

- рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

- надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:

· недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;

· отказ большинства от подражания меньшинству;

· утрата обществом социального единства.

Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации;

- гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)).

Таким о., по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства. Для Тойнби поначалу оказалось важным показать действие «открытых» им законов и связанные с этим перспективы развития человечества, а не тот контекст, в котором конкретная ситуация «вызова» или «ухода» осознавалась в той или иной культуре. Универсальное явно затмевало конкретно-историческое. Мифопоэтическое, как и у Шпенглера, оттесняло научное. Для Тойнби были важны не явления, а интерпретации, нормативные списки цивили- заций, которые он создавал, проявляя свои персональные предпочтения. За это его критиковали коллеги-историки. Критика дала свои результаты. В послевоенный период Тойнби обратился к анализу локальных особенностей исторического сознания и образам Запада, создававшимся в незападных странах. Он тонко чувствовал слабость колониальной системы и проблемы глобализации: экологические, национальные, духовные; старательно учился мыслить глобально, смотреть на западный мир «чужими глазами». Он первым приравнял всеобщую историю Запада к всеобщим историям, созданным в Китае или арабо-мусульманском мире, стал учитывать те претензии, которые предъявляли Западу неевропейские страны, ввел понятие «постмодернизм».

 

42 вопрос

 

43 вопрос

 

44 вопрос. Как написать научное исследование

«Современные установки для исследования» - это то, что мы называем принципами исследования, а «технический аппарат науки» - это «технология» проведения исследования.

Выполнение любой работы человеком происходит в форме процесса, то есть взаимодействия его руки, ума, орудия труда с объектом, на который направлен, обобщенно говоря, его труд. Причем любой процесс работы имеет начало, этапы и окончание, т.е. материализованный результат труда.

1 этап работы. Сомнение, скептицизм заставляет историка искать информацию по вопросам, проблемам, которые вызывают у него сомнение в беспристрастном их освещении, оценках (перед исследователем стоит вопрос: А верны ли эти оценки, выводы?).

Начинает он работу с изучения справочных и энциклопедических изданий.

Отыскав, собрав и изучив информацию из энциклопедических изданий, исследователь приходит к историографическим изданиям.

Продолжаем поиск материалов в многотомных и монографических изданиях, а также в специальных исторических журналах.

Итак, первый этап вашей работы закончен. Вы просмотрели справочники, энциклопедии, историографические труды, многотомные издания, монографии, исторические журналы, ежегодники. Все, что прямо или косвенно написано по вашей теме, выписано на библиографические карточки, а объемные цитаты на карточки большего формата. Указаны издания, их авторы, выходные данные (год и место издания), страницы, на которой или которых они напечатаны. Все материалы собраны в стопки, разложены на письменном столе.

Второй этап «технологии» труда историка - осмысление собранного материала и выделение рабочей гипотезы. Она может быть короткой (перечень формулировок глав задуманного исследования, включая введение и заключение) или пространной. В последней названия глав расшифровываются формулировками параграфов, из которых, по мнению автора, она должна состоять. Как названия глав, так и заголовки параграфов рабочей гипотезы должны не выдумываться, а исходить из выявленного литературного и источникового материала. Проблематика введения расположена классически (актуальность темы, ее историография, краткая, но выразительная характеристика используемых источников, теоретико-методологические основы задуманного исследования, его цели и задачи, структура). Рабочая гипотеза заканчивается одним словом «заключение». Вы, конечно, не забыли в нем отметить главное - в заключение, кроме обобщенных выводов, соответствующих структуре задуманной работы, - должны быть даны четкие и внятные ответы на то, как автор предполагает выполнить цели и задачи, сформулированные им во введении.

Третий этап исследовательской «технологии» историка. Ваш письменный стол пуст и чист. На левую его сторону вы положили набранную на одном листе рабочую гипотезу. Этот лист, пока вы пишите текст исследования, должен быть у вас перед глазами. Правую часть стола занимают стопки карточек с выписками. На верхней карточке каждой стопки название главы, параграфов, подпараграфов. Стопки расположены на столе в соответствии с заголовками частей рабочей гипотезы. мыслью). Первая фраза она должна быть оригинальной и по содержанию, и в особенности по словесному оформлению. Потом Вы берете первую стопку карточек На лицевой стороне первой карточки цитаты из источника, а на ее оборотной стороне - текст ваших размышлений, замечаний, написанный в то время, когда вы работали над источником. На лист вы вписываете цитату, сопроводив ее своими словами

Закончив обработку первой карточки, берете из стопки вторую, третью и т.д. до конца. Сразу же оформляйте надлежащим образом сноски Наконец, написана заключительная фраза. Но не считайте, что работа над текстом закончена. Положите написанный текст в стол на несколько дней. А через несколько дней откройте папку, прочитайте текст, внесите поправки. Вот, кажется, текст глав усовершенствован, добротен. Он готов. Вы его положили на правую часть стола. Теперь вы беретесь за текст введения. Не забывайте о его структуре. Введение - самый трудный жанр для автора. Он потребует от вас больших интеллектуальных усилий, мастерства, стиля. Особое внимание следует обратить на связки структур введения. Надо мобилизовать свои знания по теории и методологии истории (обоснование темы и теоретико-методологические основы исследования), историографии (историографическая часть введения), источниковедению (градация и характеристика источников), логики, социологии.

Заключение - это выводы высокого уровня обобщения, вытекающие из конкретно-теоретического содержания исследованного объекта В процессе написания заключения к работе у автора должны бать перед глазами краткие итоговые выводы по главам и даже параграфам. Какие-то выводы к главам потребуют их переписания в общее заключение, а что-то из него следует отнести в выводы к главам. Не забывайте о структуре заключения: актуальность темы, историография, источники, теоретико-методологические основы проделанной работы, главные и новые выводы, вытекающие из фактуры глав, решения целей и задач работы, перспективы дальнейшего изучения проблемы.

 

 


[1] Избранные философские сочинения. Т.2. 1956. С. 636

[2] Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории // Сочинения в 24 т. Т. 24. М.- Л., 1927. С. 367-368.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 58.

[4] Ленин В.И. Т. 2. С. 178.



2018-07-06 803 Обсуждений (0)
вопрос. А.Тойнби и его труд «Постижение истории». Эволюция взглядов анг. ученого на историю цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: вопрос. А.Тойнби и его труд «Постижение истории». Эволюция взглядов анг. ученого на историю цивилизации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)