Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Об исследовательской лаборатории В.О. Ключевского (1841-1911)



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Об исследовательской лаборатории В.О. Ключевского (1841-1911) 0.00 из 5.00 0 оценок




Ключевский рано и глубоко осознал: факты – воздух науки. Без них наука задыхается. Никогда не жалел ни времени, ни сил на поиски фактов.

Они же были для Ключевского тем, что составляли объект его работ, который им всегда очень коротко и четко формулировался–«Сказание иностранцев о Московском государстве» (М., 1866). «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1872), «Боярская Дума Древней Руси» (М., 1882). и почти через двадцать лет очередное бессмертное творение – 5-томный «Курс русской истории».

Как можно ярче и короче определив предмет исследования, Ключевский тут же начинал факты анализировать, расчленяя их на составные части, подыскивая им сходные факты, соединяя факты в системы, а их в единое стройное целое. «Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления», – таков один из афоризмов русского историка. Ученики Ключевского дружно отмечали, что он «был не подражаем в искусстве комбинировать факты и восходить от мелких, частных фактов и отношений к общим и крупным, строить системы…», из которых и было создано им общее построение русской истории, отличающееся от концепций и Н.М. Карамзина, и С.М. Соловьева. Если сказать коротко, то главное отличие состоит в проблемно-хронологической комбинации фактов Ключевским, тогда как его предшественники строили свои «Истории», строго руководствуясь хронологическим принципом, который они реализовывали, группируя факты по княжениям и царствованиям. Необходимо при этом сказать, что С.М. Соловьев и в своей «Большой истории» и особенно в «Учебной книге русской истории» отступал от хронологического правила освещения событий, вводил и проблемно-тематическое изложение фактов.

Описывая факты жизни людских обществ, анализируя и оценивая их, Ключевский выработал в себе удивительное и редкое умение понимать людей прошлого, мыслить так, как они мыслили, чувствовать вместе с ними.

Брал же информацию Ключевский из исторических источников, причем многочисленных и разнообразных. И к каждому из них относился максимально критически. «Нет исторического источника, - констатировал ученый в пору своей научной зрелости, - который бы не нуждался в критической проверке». Полученную информацию он всегда связывал с исторической жизнью возникновения источника: «Мы должны быть привязаны к исторической действительности», – вот основное правило, которому наш историк неотступно следовал в своем творчестве.

Во вступительной лекции на ВЖК в 1872 г. Ключевский осознанно реализовывал свое понимание извечной проблемы «история – современность». «Характер времени, в котором мы живем, впечатления, под которыми мы выросли, не должны действовать на выводы исторического изучения; но нет беды, если они частью определяют его программу, подсказывают вопросы, не подсказывая их решение».

Но самой яркой особенностью исследовательской лаборатории Ключевского является стиль его исторических трудов. М.М. Богословский в своих воспоминаниях отмечал: «Особенностью его стиля надо признать необыкновенно счастливое сочетание трех качеств: точности, силы и образности.

Точности, силы и образности слога своих научных исследований Ключевский добивался неустанной работой над словом.

«Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело»,- писал он. В наше время небрежного отношения к русскому языку слова великого мастера звучат своевременно. Ведь заслуга Ключевского как тончайшего исследователя прошлого русского народа и как непревзойденного его описания были признаны высшим научным учреждением – Академией наук – дважды: в 1900 г. он был избран действительным ее членом по историческим наукам, а в 1908 г. – почетным членом по разряду изящной словесности.

Следующей особенностью исследовательской лаборатории историка является использование в его исследованиях исторических источников. Ключевский был виртуозом в технике использования документов.

Еще об одной особенности исследовательской лаборатории историка. Она проистекает из его общего взгляда на теорию истории, который он продемонстрировал в своих лекциях 1884-1885 учебного года в Московском университете и изданных почти сотню лет спустя под названием «Методология русской истории».. Первую часть которой можно назвать теорией исторического процесса, вторую – теорией исторического познания (собственно методология истории). Достоинством взгляда историка является то, что он обе части рассматривал в органической связи, не отрывая одну от другой. К сожалению, последующее поколение теоретиков истории не удержалось на высоте Ключевского (кроме Н.И. Кареева) и рассматривало одну часть вне связи с другой, что, разумеется, неверно, поскольку выбор технологии познания обусловлен пониманием исследователем объекта познания.

 

30 вопрос. Общая теория истории в понимании Кареева

 

31 вопрос.Синтезная теория Кареева о роли личности и народных масс в истории

Концепции о роли личности в истории изложена Н.И.Кареевым( Николай Иванович Кареев (1850-1931),великий русский историк, специалист по истории стран Западной Европы в новое и новейшее время, один из самых известных русских философов истории, теоретик исторического познания.) в его работах «Основные вопросы философии истории» (Т. 1-2. М., 1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (СПб., 1890) и ряде других философско-исторических сочинений, последней из которых является книга «По большой дороге» (Сыктывкар, 2004).

Он исходил из традиционного деления истории на прагматическую (историю былевую) и культурную (историю бытийную). Ученый полагал, что в этих историях (хотя и не расторжимых, составляющих одну историю) механизм действия личности и результаты ее действования весьма различны и неодинаковы. Вместе с тем историк соглашался с великим писателем – в истории действуют все (одни активно, другие менее активно, третьи пассивно, а четвертые – как могут мешают действующим). Кареев мысленно располагал действующих лиц на своего рода пирамидальной лестнице. На самом ее верху он помещал инициаторов – людей новой идеи, понимающих жизнь лучше других, ранее других предугадывающих конечные результаты общего движения, призывающих своих соплеменников решительно идти за ними.

Задача инноваторов - призвать как можно больше в свой лагерь сторонников, сделать из них твердых последователей и активных деятелей. На самых нижних ступенях этой мысленной лестницы - пассивная масса, которой нет никакого дела до всяких новых идей и до инноваторов. В этих трех людских группах есть и противники, которые изо всех сил стремятся мешать движению по пути прогресса.

Пружиной былевой истории, по мысли Кареева, является социальная борьба. Без нее - социальной борьбы - «исторический процесс, - образно писал Кареев, - застыл бы, как замерзает струя воды под действием сильного мороза».

Похожий механизм, по Карееву, действия личности и в культурной истории, но движитель в ней в отличие от прагматической истории совсем иной. Та же мысленная пирамидальная лестница, на самом верху которой - инноваторы, подлинные «мастера культуры». Чуть ниже - их ученики. Настоящие деятели культуры, их ученики «содержатся» массой трудового народа - из него рекрутируются «работники ученых школ», он, народ, является кормилицей и поилицей того его слоя, который составляют деятели культурной истории.

Что же движет по пути прогресса культуру? Движителем ее является, по мысли Кареева, «теория подражания». Ученики на первых порах своего «ученичества» должны «подражать» своим учителям, особенно в «технике» исполнения произведений культуры. От подражания некоторые ученики, обладающие талантом, должны переходить к самобытному мастерству, они «перерастают» своих учителей и со временем входят в слой «мастеров культуры», инноваторов. И так – в науке, музыке, живописи, архитектуре, балете и т.д.

Кареев первый в мировой науке выдвинул и обосновал «теорию подражания» и ее функции в культурной истории. Разработав, и весьма основательно, теорию о роли личности в истории, Н.И. Кареев ответил и на первую часть заголовка своей монографии – в чем, по его мнению, заключается «сущность исторического процесса». Ее ученый свел к «взаимодействию» прагматической и культурной истории. Но, как происходит это взаимодействие, историк не успел раскрыть с такой основательностью и тщательностью, как вопрос о роли личности в истории. Однако, теорию исторического процесса Кареева можно назвать самой разработанной как в то время, когда он ее создавал, так и сегодня, а его теорию о роли личности в истории – синтезною.

32 вопрос. Исследовательская лаборатория Кареева



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Об исследовательской лаборатории В.О. Ключевского (1841-1911) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Об исследовательской лаборатории В.О. Ключевского (1841-1911)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)