Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 15. Становление истории как науки



2018-07-06 1080 Обсуждений (0)
Вопрос 15. Становление истории как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука — это форма сознания, которой присущи: строгая доказательность, точное мышление, лежащее в её основе теоретическое сознание. Таким образом, для всякой науки, в том числе исторической, характерны глубина исследования и осмысления материала. Поскольку история занимается прошлым, критерием при определении ее научности является глубина исследования и осмысления прошлого.

Превращение исторических знаний в науку не было одномоментным явлением, происшедшим в определенном году. Историческое знание становилось наукой постепенно, в течение длительного времени, по мере исследования материала, с рождением критики исторических источников, формированием теории познания. Ф. Энгельс полагал, что история стала наукой на рубеже XVIII—XIX веков . В советское время эта граница нередко отодвигалась почти на полвека вперед с указанием, что в подлинную науку историю превратил марксизм. К настоящему времени проявилась обратная тенденция — трактовать как науку уже исторические знания XVIII века. Разумеется, в XVIII веке история начала превращаться в науку. Однако полное оформление исторических знаний в науку произошло в XIX в. , пройдя три стадии: миф – логос – наука истории. Именно в это время были определены принципы и методы исторической науки, сложилась «технология» исторического исследования, развилось искусство историописания.

В это же время четко определялись и функции исторической науки: познавательная, образовательная, воспитательная и прогностическая (условно).

Вопрос. Основные функции исторической науки.

Основные функции исторической науки: познавательная, образовательная, воспитательная и прогностическая (условно).

Познавательная функция истории направлена на самопознание человечества, создания критически осмысленной картины прошлого для решения актуальных проблем общества. Направлена на выявление закономерностей исторического развития (сохранение, обобщение, обработка накопленного социального опыта).

воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, моральные качества (долг, честь, совесть).
«Историк должен осуществлять функцию воспитателя общества: поскольку он знает прошлое, он может лучше, чем кто-либо другой, разъяснить настоящее», – заявил в этом интервью Ф.Миттеран. Особенно велика воспитательная функция историка, задача которой – стремление «подвести молодежь к пониманию необходимости изменений». (Франсуа Миттеран (1916-1996), президента Франции (1981-1995),

Образовательная функция истории – воспитание критически мыслящей личности, способной творчески использовать исторический опыт человечества на рациональной основе.

 

Прогностическаяфункция исторического познания заключается в предвидении будущего. Что до прогностики истории, то она не самая существенная функция истории. Историческая наука не предсказывает и не предвидит будущего, но она дает богатейший фактический материал из прошлого и настоящего социологии и политологии, чтобы, как говорил, В.О.Ключевский, дать «обществу тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости, и, чтобы знать куда и как идти, нужно знать, откуда и как мы пришли».

Вопрос. Система принципов исторического исследования.

Принципы – это требования, правила, которым историк должен неотступно следовать в своей научной работе. Самые важные из них это:

Принцип историзма

Критический принцип

Принцип научности (объективности, беспристрастности)

Принцип «многосторонности взгляда» на историю или принцип плюрализма

Принцип классового подхода

Они должны быть представлены в формате системы.

 

Принцип историзма

Историзм – один из основных принципов изучения природы и общества, обязывающий рассматривать предметы, явления, события в их возникновении и развитии в конкретных исторических условиях, породивших их.

Принцип историзма следует строго соблюдать не только при анализе и оценке событий, фактов и явлений, но и при использовании исторических источников. Хотелось бы обратить внимание на два требования, предъявляемых этим принципом к использованию исторических источников.

 

Принцип критицизма

Этот термин происходит от латинского слова, которое означает разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка, теории, книги, выступления и т.д. с целью оценить достоинства и указать недостатки.

Все источники, используемые исследователем ТЩАТЕЛЬНО подвергаться внешней и внутренней критике.

Под внешней критикой разумеют, есть ли этот документ тем, чем он есть (подложный документ) или в нем есть какие-либо вставки поздних авторов и т.д. Внутренняя критика – это определение степени достоверности информации, которую несет этот документ.

 

3. Принцип научности в исторических исследованиях понимается таким образом, чтобы, как говорил Цицерон, «ни под каким видом не допускать лжи». Органически вписывается в это понимание принцип объективности и беспристрастности.

Принцип объективности (в пер. с лат. означает предмет), т.е. существующий вне нас и независимо от нашего сознания; предмет познания и деятельности человека.

О беспристрастности в изучении истории верно писал Н.И.Кареев: «Надо стремиться следовать основной добродетели историка – беспристрастию во имя объективной научной истины, в каком бы конфликте она не оказалась с симпатиями и интересами самого историка».

 



2018-07-06 1080 Обсуждений (0)
Вопрос 15. Становление истории как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 15. Становление истории как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)