Романтизм. «романтическая эпоха».
Статус и функция литературы в XIX веке. Особенности и периодизация литературного процесса. Роль прессы. Общая характеристика романтизма и реализма. В западном мире утверждается буржуазный капитальный строй. Французская революция имела общеевропейское значение. Идеологический фундамент – просветительские идеи: свобода, разум прогресс, гуманизм. Вера в доброго от природы человека. Человек должен быть более образованным. Образование ширится: в школах новые каноны текстов. Важны гуманитарные науки. Новый тип книг – сборники изречений мудрых. Появляется литературоведение – один из его создателей – немецкий писатель Фридрих Шлегель. Стало больше книг, бумага дешевеет, массовое потребление. Пресса:1830е годы – газеты влияют на распространение литературы – реклама произведений. Главное – в них публикуют романы. В нижней части листа были фельетоны, он там начал печатать романы. Впервые – роман Бальзака «Старая дева» в газете «Пресса». Традиция – роман с продолжением (роман-фельетон) – растягивалось печатание на год. В Англии печатали в брошюрках к газетам. Это обусловило композицию произведений. Большинство писателей работают журналистами: литераторы – те, кто работают со словом. (Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей). Авторитет литературного слова высок как никогда. (18 век – литература развлекает и подражает, 19 век – несет дидактическую функцию, просвещает, обсуждаются все злободневные вопросы, критикуется реальность, это имеет последствия – Гюго «Собор Парижской Богоматери» - восстановили собор, после «Оливера Твиста» - закрыли работные дома). Черты литературного процесса 19 века (кратко): 1.Повышение статуса литературы 2.Увеличение объема продукции 3.Сложение единой мировой литературы (до 19 века – «национальная литература» - после выравнивается уровень литературы в разных странах. Одна из причин – профессия литературного переводчика. 4.Ускорение темпа литературного развития – литер.направления и школы смешиваются, между ними - напряженная полемика).
Романтизм. «романтическая эпоха». Складывается в 90е годы 18 века – утрачивает ведущие позиции после 1830 года, т.к. революция меняет реальность. Романтизм (от лит. роман.языка – с выдуманной историей (с 17в) – новое: направление искусства, философии, мировосприятия, «последний большой стиль». Романтический английский парк – натуральность природного пространства, много света и воздуха. Женская мода – светлые платья свободного кроя. Романтизм в литературе: Романтизм – (толчок – фр.революция) – идея свободы как фундаментальной основы, возможности разума, зависимость челов.личности от хода истории. Живое явление, динамика. Разные типы национальных героев. Ненормативность. Корни – в конце 18 века- Кант, Гегель, Фихте – немецкие классические философы – проблема субъекта, человеческого «я». Романтизм – оппозиция к просветительскому рационализму и классицизму. Бунт интуиции против логики, духа против разума, души против тела, индивидуального – всеобщего. Мир – живой организм в процессе становления. Романтики: художник меняет мир. Черты: 1.Новый тип героя – человек-энтузиаст, свободный и духовно богатый, эмоционально одинокий. Главное сильное чувство – любовь. От сентиментализма отличается: ром.герой испытывает чувство страсти, любит одну до смерти. Противостоит миру. Состояние души: трагическое, дисгармоничность. Исключительность: творческое начало, творец. Ближе музыка, чем живопись. Образ автора силен – автобиограф.начало (Байрон, Шатобриан) – сами писатели жили по романтическим канонам. 2.Романтический конфликт – между идеалом и действительностью. Мир постный, мертвый. Романтическое двоемирие – романтик живет в 2 мирах – выдуманном и реальном. Неразрешимость конфликта. Где искали идеал: 1) мистические учения (Германия); 2) природа (англия, америка); 3) богоискательство (французы); 4) экзотизм; 5) отдаленное будущее; 6)далекое прошлое – впервые открыли Средневековье, когда распространяется христианство, поэтизируют его – «золотой век». 7) мир детства: Жан Жак Руссо первый создал «детского ребенка» для романтиков детство – идеальное время, неиспорченность, антипод взрослому сознанию.
3. Принцип романтической иронии:связана с видением мира. Романтики понимали, что мироздание неидеально и потому относятся к этому с иронией. Специфика: ирония направлена на самого художника, романтики понимают свою утопичность и тупиковое видение мира. 4. Сквозные темы и мотивы:одиночество, двойничество, эскапизм (бег от реальности), экзотика, смерть. 5.Стиль письма:живописный, музыкальный, эмоциональный, тропы, исповедальный. Средство показа внутреннего мира: пейзаж созвучен герою, динамика его чувств. 6. Жанры:лирическая поэзия, лиро-эпическая поэма, автобиографическая повесть, новеллы, сказка, исторический роман: В. Скотт – родоначальник (*принцип историзма). Расширяется творчество: элементы фантастики, иррациональность. Национальные особенности героев: 1. Англия – тираноборец 2. Германия: художник 3. Француз – герой, сын века – современник, отвергнутый действительностью, испытывает чувство мировой скорби. 4. Америка – пионер-первооткрыватель. Реализм. После 1830 года приходит реализм. (от лат. – вещь). Внимание к предметному миру: буржуазные дома с обильной меблировкой и украшениями. Вещи несут в себе отпечатки людей, которые там живут. Термин реализм появился только в 50е годы. Лит.критики использовали «натурализм». Бальзака и Стендаля называли романтиками. Мир познается разумом и объясняется посредством слова. Объективизм – за счет всевидящего автора (много высказывается в произведении). Много романтических элементов, но они иные. Образ героя: 1) Психологически сложен, уникальные черты, но люди похожи – социальный слой, образ жизни. Создаются ТИПЫ – индивидуальное сочетается с характерным. Теория типов – Бальзак. 2) Герой конфликтует с социальной средой, из которой он вышел. Иногда преодолевает это. 3) Среда и время сильно влияют на характер. Под их влиянием характер начинает эволюционировать (это новаторство). Образ поэтаимеет большое значение. Он исследователь жизни, ученый.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |