Линейчатый спектр атома водорода
Еще в начале 19 века опытным путем было установлено, что изолированные атомы в виде разреженного газа или паров металлов испускают спектр, состоящий из отдельных (дискретных) спектральных линий (линейчатый спектр). Закономерности в спектральных линиях в видимой части спектра атома водорода были подробно изучены в 1885 г. швейцарским физиком Иоганном Бальмером. Совокупность спектральных линий излучения атома водорода в видимой части спектра была названа серией Бальмера. Длины волн в этой части спектра вычислялись по формуле: Где Позже аналогичные серии спектральных линий были обнаружены другими учеными в УФ и ИК частях спектра атома водорода. В 1890 г. И. Ридберг получил эмпирическую обобщенную формулу для частот спектральных линий атома водорода: Где – постоянные для каждой серии целые числа, n – целые числа, начинающие с m+1, которые определяют отдельные линии в данной серии. Для УФ серии Лаймана: m = 1, n = 2, 3, 4…; Для серии Бальмера: m = 2, n = 3, 4, 5,… Для ИК серии Пашена: m = 3, n = 4, 5, 6,… До теории атома водорода Бора механизм происхождения линейчатых спектров и физический смысл целых чисел, входящих в формулы спектральных линий водорода, оставались непонятными. Постулаты Бора Первый постулат: атом может находиться в стационарных состояниях. Этим состояниям соответствуют дискретные орбиты электрона, находясь на которых электрон не излучает электромагнитных волн. Условие для стационарных орбит элек-трона: момент импульса электрона должен быть равен целому кратному величине : гдеn = 1, 2, 3, …называется главным квантовым числом. Второй постулат: излучение или поглощение энергии в виде кванта энергии происходит лишь при переходе электрона из одного стационарного состояния в другое. Световой квант равен разности энергий тех стационарных состояний, между которыми совершается квантовый скачок электрона: гдеm и n – номера состояний.
При происходит излучение фотона (переход атома из состояния с большей энергией Е3 в состояние с меньшей энергией Е2). При – его поглощение (переход электрона из состояния с меньшей энергией Е1 в состояние с большей энергией Е2) Вставка модели № 96244 «Второй постулат Бора» Опыт Франка и Герца. Почти одновременно с теоретическими исследованиями Бора по атому водорода было получено прямое экспериментальное доказательство существования стационарных состояний атома и квантования энергии. Дискретность энергетических состояний атома была доказана в 1913 г. в опыте Д. Франка и Г. Герца, в котором исследовалось столкновение электронов с атомами ртути. Оказалось, что если кинетическая энергия электронов меньше 4,9 эВ, то их столкновение с атомами ртути происходит по закону абсолютно упругого удара. Если же энергия электронов равна 4,9 эВ, то их столкновения с атомами ртути становятся неупругими, т. е. в результате столкновения с атомами ртути электроны полностью теряют свою кинетическую энергию. Это означает, что атомы ртути поглощают определенную порцию энергии электрона и переходят из основного состояния в первое возбужденное состояние: Согласно теории Бора, при обратном самопроизвольном переходе атома ртути в основное состояние должны испускаться кванты с частотой Спектральная линия с такой частотой действительно была обнаружена в УФ части спектра излучения атомов ртути. Прекрасное согласие теории атома водорода Бора с экспериментом, вычисление постоянной Ридберга, объяснение наличия энергетических уровней у атома водорода служили вескими аргументами в пользу ее справедливости. Однако теория Бора поставила перед физиками ряд еще более трудноразрешимых загадок:
После открытия волновых свойств вещества стало совершенно ясно, что теория Бора, опирающаяся на классическую механику, могла быть только переходным этапом на пути к созданию последовательной квантовой теории атомных явлений.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (894)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |