Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 6. Характеристика основных принципов социальной педагогики.



2018-07-06 811 Обсуждений (0)
Вопрос 6. Характеристика основных принципов социальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-педагогическую деятельность -целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Принцип–основа, определяющая явление.

Принципы подразделяются на:

1) Принципы социальной педагогики как науки (имеют общеметодологический характер, к ним относят – научность, объективность, историзм, связь с практикой).

2) Основные принципысоц.педагогики – принципы социальной педагогики как практики.Подразделяются на группы, обусловленные факторами, влияющими на деятельность, ее процесс, результат.

Выделяются 4такихфактора: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объективный фактор (относится к объекту-ребенку):

1. Принцип природосообразности. Отношение к человеку как социально-природному существу, его развитие необходимо строить с учетом его природных возможностей, естественных возможностей человека.

2. Принцип индивидуальной обусловленности. Социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

3. Принцип гуманизма. Означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Субъективный фактор (относится к субъекту-соц.педагогу):

1. Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.

2. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога.необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

Средовой фактор:

1. Принцип культуросообразности. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.

2. Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики на деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

3. Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности.

Технологический фактор – фактор, определяющий закономерности собственно соц-пед. деят-сти. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности.

В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

 

Вопрос 7. Сущность и содержание психологического и социально-психологического механизмов социализации.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной д-ти. Человек усваивает социальный опыт и преобразовывает его в ценности, установки.

Усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая сторона этого понятия – характеристика того, как человек возедйсвтует на среду с помощью д-ти.

Стадии социализации (в контексте трудовой д-ти):

А. Дотрудовая стадия

1. Ранняя социализация – до школы

2. Стадия обучения

Б. Трудовая стадия – зрелость. Специфика социализации взрослых – изменение только внешнего поведения, оценивание, а не усвоение норм.

В. Послетрудовая стадия.

 

А.В. Петровский – закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

 

Институты социализации:

Семья, дошкольные учреждения. – Школа. – ВУЗ. – Коллектив (пр, на работе)

 

Психологические механизмы:

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

 

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (социум) (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации (институты). Функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Стилизованный механизм социализации (субкультура) действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации (общение) функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

 

 



2018-07-06 811 Обсуждений (0)
Вопрос 6. Характеристика основных принципов социальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 6. Характеристика основных принципов социальной педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)