Вопрос 6. Характеристика основных принципов социальной педагогики.
Социально-педагогическую деятельность -целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. Принцип–основа, определяющая явление. Принципы подразделяются на: 1) Принципы социальной педагогики как науки (имеют общеметодологический характер, к ним относят – научность, объективность, историзм, связь с практикой). 2) Основные принципысоц.педагогики – принципы социальной педагогики как практики.Подразделяются на группы, обусловленные факторами, влияющими на деятельность, ее процесс, результат. Выделяются 4такихфактора: объектный, субъектный, средовый и технологический. Объективный фактор (относится к объекту-ребенку): 1. Принцип природосообразности. Отношение к человеку как социально-природному существу, его развитие необходимо строить с учетом его природных возможностей, естественных возможностей человека. 2. Принцип индивидуальной обусловленности. Социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах. 3. Принцип гуманизма. Означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество. Субъективный фактор (относится к субъекту-соц.педагогу): 1. Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. 2. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога.необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Средовой фактор: 1. Принцип культуросообразности. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. 2. Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики на деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. 3. Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Технологический фактор – фактор, определяющий закономерности собственно соц-пед. деят-сти. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Вопрос 7. Сущность и содержание психологического и социально-психологического механизмов социализации. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной д-ти. Человек усваивает социальный опыт и преобразовывает его в ценности, установки. Усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая сторона этого понятия – характеристика того, как человек возедйсвтует на среду с помощью д-ти. Стадии социализации (в контексте трудовой д-ти): А. Дотрудовая стадия 1. Ранняя социализация – до школы 2. Стадия обучения Б. Трудовая стадия – зрелость. Специфика социализации взрослых – изменение только внешнего поведения, оценивание, а не усвоение норм. В. Послетрудовая стадия.
А.В. Петровский – закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Институты социализации: Семья, дошкольные учреждения. – Школа. – ВУЗ. – Коллектив (пр, на работе)
Психологические механизмы: Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (социум) (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Институциональный механизм социализации (институты). Функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации (субкультура) действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации (общение) функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |