Явления, влияющие на опасное поведение личности: социально-педагогическая характеристика.
+ см. № 8 В поведении человека сочетаются компоненты различного уровня – биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и Основные причины этого поведения. Остановимся более подробно на выделенных причинах девиантного поведения. Среди биологических причин можно выделить: - поражения ЦНС; - тяжелые соматические заболевания раннего возраста; - хронические соматические заболевания; - наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); - неврозы и невроподобные расстройства; - задержки психического развития; - заболевания с предполагаемым фатальным исходом; - раннее половое созревание или его дисгармония; - извращенные или гипертрофированные биологические потребности (юношескаягиперсексуальность); - различные физические недостатки, дефекты речи; - внешняя непривлекательность; - психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Биологические факторы тесно переплетаются с социальными. Так, не смотря на то, что пол, тип и структура нервной системы, патологии и задатки – природные свойства индивида, на них отражаются социальные факторы, например, образ жизни, определяющий состояние здоровья и психики матери во время беременности, условия протекания родов и беременности. Биологические факторы оказывают большое значение на формирование социальных качеств. К индивидуально-психологическим особенностям можно отнести: - акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку; - низкое самоуважение; - отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений; - отставание в умственном развитии; - эмоциональную неустойчивость; - агрессивность; - деформации потребностно-мотивационной сферы; - повышенную тревожность, страхи; - зависимость от окружающих, конформность и др.; - отсутствие чувства безопасности; - осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи; - неспособность справиться с учебной нагрузкой; - низкий уровень вербального интеллекта; - склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание; - слабость функций самоконтроля и саморегуляции; - аффективную возбудимость, импульсивность; - невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе. К этой же группе можно отнести следующие недостатки характера, проявляющиеся в разных видах деятельности, отношении к себе и другим людям, являющиеся следствием неправильного воспитания: - леность, отсутствие желания учиться и трудиться; - пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности; - неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию - ненастойчивость, - эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом; - недисциплинированность; - упрямство, капризность; - грубость; - лживость. Причины, приводящие к психическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (рождение в асфиксии, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации и т.д.), так и с социальными факторами, на первом месте среди которых стоят условия семейного воспитания. Среди социальных причин, на наш взгляд, наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются: - неблагоприятное семейное воспитание; - неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; - общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества. Неблагоприятная семья как одна из причин социального характера отклонений в поведении имеет также очень широкий спектр характеристик: - отсутствие привязанности к детям; - ссоры, конфликты, скандалы в семье; - распад семьи; - неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); - асоциальное поведение родителей; - психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, нвалидность родителей; - враждебная, жесткая семья; - семья, не обеспечивающая ухода и надзора; - появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); - негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; - жесткие требования соответствовать представлениям родителей; - непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; - жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); - многодетность семьи (более четырех человек); - нахождение одного из родителей в заключении; - ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. Проблемный характер межличностных отношений ребенка вне семьи проявляется в: - постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением; - негативном, враждебном отношении взрослых (в частности, учителей); - негативной оценке способностей молодого человека сверстниками и учителями; - пренебрежительном отношении сверстников; - изоляции от других людей; - негативном стимулировании поведения и деятельности; - принадлежности к референтной группе с асоциальным поведением. Наконец, к числу причин социального характера, создающих условия для формирования девиантного поведения, обычно относят: - чуждое окружение (язык, культура); - направление из семьи в интернаты и специальные детские учреждения; - госпитализацию; - смену школьного коллектива; - смену места жительства; - помещение в чужую семью; - безработицу.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |