Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления работы психологической службы с осужденными и подследственными.



2018-07-06 871 Обсуждений (0)
Основные направления работы психологической службы с осужденными и подследственными. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:

1. обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов;

2. изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций;

3. участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям;

4. изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;

5. выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.);

6. изучение и прогнозирование деструктивных явлений в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения и т.п.), анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их предупреждению;

7. изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;

8. проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;

9. осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;

10. проведение психопрофилактической и просветительской работы;

11. оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации;

12. психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.

Работа психолога с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.

Первичное обследование осужденного, подозреваемого и обвиняемого проводится психологом в кратчайшие сроки после приема в учреждение, исполняющее наказание, или следственный изолятор. На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа по работе с ним, исходя из его индивидуальных особенностей и склонностей, готовятся рекомендации для сотрудников других отделов и служб. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется на добровольной основе. При участии осужденного в групповой или индивидуальной программе (развивающей, психокоррекционной) между психологом и осужденным заключается письменное соглашение, в котором предусматриваются условия реализации программы, требования, предъявляемые к сторонам, условия прекращения действия соглашения (участия в программе).

Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. В случае окончательного отказа об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с осужденным как отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях.

 

Вопрос 22. Нарушения психического развития у детей и подростков. Клинические и психологические характеристики (смотри 24 вопрос). + Личко и Лебединский.

Аномалии личности в подростковом варианте:

* психопатические (патохарактерологические) развития (Ковалев, 1979)

* психогенные патологические формирования личности (Попов, 1987)

* психогенные развития (под действием тяжелых стрессовых факторов) (Фелинская, Гурьева, Гиндикин)

* психопатоподобные нарушения – нарушения, сходные с аномальными формами реагирования при других расстройствах (при органических заболевания, при шизофрении)

* Специфична для подростков особая клиническая форма личностной аномалии, возникающая как результат различных видов дизонтогенеза - задержки развития личности, или психический (личностный) инфантилизм (Ковалев, 1985; Гурьева, 1998)

Стадии развития при патологических формированиях личности:

1. патохарактерологические реакции. Могут формироваться еще до наступления подросткового возраста (иногда даже в дошкольном возрасте, когда ребенок сторонится сверстников). Истерия как действенный инструмент влияния на родителей и получения желаемого

2. формирования ведущего синдрома

3. подростковый полиморфизм (даже бывшие замкнутые подростки могут выдавать реакции)

4. кристаллизация синдрома (по Ковалеву)

Е.В.Макушкин делит личностные расстройства на 3 группы:

* асинхронии (парциальные нарушения, преимущественно количественные девиации неправильного формирования);

* аномалии (нарушенное формирование личности, имеющее количественно-качественный характер);

* дефекты (выраженные нарушения, имеющие качественный, структурный характер).

Исходя из этио-патогенетических принципов, Г. Е. Сухарева выделяет формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с «задержкой темпа психического развития». Это: 1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения; 2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3) нарушения при различных формах инфантилизма; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма; 5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы

В клинико-психологической систематике аномальное личностное развитие относится преимущественно к двум вариантам классификации: дисгармоническому и задержанному развитию (Лебединский, 1985, 2002). Психологическая классификация нарушений развития (Лебединский, 1985)

1. Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.

2. Задержанное психическое развитие- замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах.

3. Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.

4. Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (порок сердца и астма и т.д..)..

5. Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований. Например, при раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

6. Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Это врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Например, психопатия.

Концепция акцентуаций характера Е.А.Личко (на основе положений Ананьева, Мясищева, Леонгарда). Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены. 11 вариантов акцентуаций – переходная форма между нормой и психопатиями: гипертимный, циклоидный – колебания между полюсам, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, конформный и неустойчивый.

 

Вопрос 23. Основные концептуальные подходы к формированию девиантного, делинквентного и криминального поведения подростков и молодежи. (+ см 24).

Детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение.

Группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

— внешние условия физической среды;

— внешние социальные условия;

— внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

— внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

К внешним физическим условиямдевиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др.

Внешние социальные условия. К ним относятся:

— общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, СМИ и др.);

— характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, референтная группа);

— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье).

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:

— индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения);

— гендерные (половые) различия;

— возрастные особенности;

— физическую конституцию;

— здоровье и выносливость;

— состояние и типологические свойства нервной системы.

Подходы:

1. теория депривации (Боулби, 1951) – если мать помогает дифференцировать эмоциональные проявления и сама дифференцирует, то у ребенка развивается зона мозга, отвечающая за эмоциональную регуляцию.

2. теория «цикла насилия» (Curtis, 1963) – поколенческая передача, усвоение модели поведения родителей.

3. теория контроля (Hirschi, 1969) – при сильном контроле и подавлении использовании жестких наказаний при выходе из этих контролирующих сил начинаются нарушения.

4. социально-когнитивная теория (Бандура, 1973) – насилие, результат научения достаточно видимости, а не ощущения насилия фильм с клоуном.

5. теория социальной интеракции (Forehandet. al. 1975) – собственное участие в жестоких действиях.

6. теория аномии (Дюркгейм; Мертон, 1968) – аномия – отсутствие норм, когда общество само провоцирует.

+

Экзистенциальный подход. Франкл. Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В.Франкла, является стремление к смыслу. Человеку нужен смысл для полноценной жизни. Найти смысл в чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания);, 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при смертельном заболевании (ценности отношения). Отсутствие смысла вызывает ощущение тщетности, бессмысленности и опустошенности – «экзистенциальный вакуум». Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых автор использует термин «массовая невротическая триада». Таким образом, в соответствии с воззрениями В.Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования.

Психоаналитическое направление. Фрейд.Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие:

1. подавление (вытеснение) — процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными (главный скрытый механизм, лежащий в основе всех других видов защиты);

2. отрицание — игнорирование какого-либо требования внешнего мира, вследствие его болезненности для индивида;

3. проекция — процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру;

4. формирование реакции — процесс обращения импульса в его противоположность (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о ней);

5. регресс — возврат к менее зрелому уровню развития;

6. сублимация — направление инстинктивных импульсов в социально приемлемое русло, например в интеллектуальную сферу, творчество.

 



2018-07-06 871 Обсуждений (0)
Основные направления работы психологической службы с осужденными и подследственными. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления работы психологической службы с осужденными и подследственными.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)