Проблема группы в социальной психологии: различные подходы к исследованию.
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. 1. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. 2. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. 3. Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.
Основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включенность в общую деятельность. Важной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм.Групповые нормы — это правила функционирования группы, на которые должны ориентироваться все ее участники. В составе групповых норм выделяются явные (писаные) и неявные (неписаные) нормы. Так, например, любая организация имеет свой устав, в котором сформулированы цели и задачи ее деятельности. К писаным нормам можно отнести правила движения, законодательство, религиозные предписания. Вместе с тем у сотрудников организации могут быть нигде не зафиксированные специально, но вместе с тем обязательные для выполнения правила поведения. Для слаженного функционирования группы крайне важно, чтобы все ее члены в действительности прониклись групповыми нормами. Поэтому в большинстве групп практикуются особые ритуалы посвящения. Групповые нормы обязательно включают в себя ценностный аспект, который может быть не представлен непосредственно в деятельности, но стоит за ней. При ошибке в следовании групповым нормам человек подвергается санкциям. Санкции можно определить как особые нормы, принуждающие к соблюдению других норм. Санкции могут быть разделены на формальные и неформальные; позитивные и негативные. Согласно Д. Картрайту и А. Сандеру(D.Cartwright, A. Zander, 1968), групповые нормы выполняют следующие функции в жизни группы. • Сохранение группы. • Создание соответствующего сектора социальной реальности. Например, министерство образования разрабатывает образовательные стандарты, которые описывают, каким конкретно объемом знаний и навыков должен владеть человек, чтобы получить диплом психолога. • Социальное продвижение группы в целом и ее членов. Нормы помогают группам стабильно реализовывать свои цели, так как в них закрепляются наиболее успешные стратегия и тактика деятельности. • Определение взаимоотношений с социальным окружением. Нормы предписывают, как членам группы следует относиться к другим людям. Степень регламентации такого рода отношений может быть как достаточно мягкой, так и предельно жесткой. Например, членам некоторых религиозных сект строго запрещается вступать в какие-либо контакты вне секты. Важной групповой характеристикой является уровень групповой сплоченности, отражающей степень приверженности группе ее членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен «ингруппового фаворитизма», который заключается в том, что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы. Для измерения характеристик межличностных отношений в группе используют социометрический метод, предложенный Дж. Морено (1892—1974). Суть метода социометрии заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию. На основе обработки полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает конкретный человек в системе отношений данной группы, имеет ли группа лидера (или лидеров), насколько «плотными» и «непротиворечивыми» («я тебя выбираю, а ты меня нет») являются взаимоотношения между участниками, т.е. определить степень сплоченности группы и зоны конфликтов. Результаты социометрии представляются в виде социограммы. Социометрический метод оказывается очень полезным для диагностики состояния группы, но тем не менее не может ответить на вопрос, как и почему сложилась существующая система отношений. В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям. · По общественному статусу выделяют формальные и неформальные группы. Формальные группы имеют заданную извне структуру и юридически фиксированный статус. Примером формальной группы является университет. Неформальные группы образуются на основе личных предпочтений и характеризуются большей структурной гибкостью, например межкафедральная исследовательская группа, работающая над определенной научной проблемой. Неформальные группы, развиваясь, могут превращаться в формальные. · По уровню развития выделяют высокоорганизованные и низкоорганизованные (диффузные) группы. Диффузные группы в отличиеот высокоорганизованных, являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную деятельность. По мере разворачивания деятельности происходит все большая дифференциация членов группы, формируются устойчивые межличностные отношения, вырабатывается общая стратегия функционирования группы, устанавливаются групповые нормы, т.е. группа развивается. · По наличию непосредственного контакта между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичных группах люди реально соприсутствуют во времени и пространстве, а во вторичных группах контакт между участниками поддерживается через ряд опосредствующих звеньев. Примером первичной группы служит спортивная команда. Яркий пример вторичной группы — дипломатический корпус государства · По совпадению ценностей специально выделяют референтные для человека группы. Можно входить в одну реальную группу, разделяя ценности совсем другой, которая и будет референтной. Например, девушка может работать секретарем в конторе (реальная группа), но мечтать стать знаменитой актрисой (референтная группа). Понятно, что только часть людей достигают реального членства в своих референтных группах (например, студент, ставший известным ученым). Чем больше зазор между реальной и референтной группами, тем большую неудовлетворенность своим статусом испытывает человек. · По численности группы разделяют на большие (народ, класс, толпа) и малые группы (семья, трудовой коллектив).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |