Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема группы в социальной психологии: различные подходы к исследованию.



2018-07-06 475 Обсуждений (0)
Проблема группы в социальной психологии: различные подходы к исследованию. 0.00 из 5.00 0 оценок




По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

1. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов.

2. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3. Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.

 

Основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включен­ность в общую деятельность.

Важной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм.Групповые нормы — это правила функционирова­ния группы, на которые должны ориентироваться все ее участ­ники. В составе групповых норм выделяются явные (писаные) и неявные (неписаные) нормы. Так, например, любая организация имеет свой устав, в котором сформулированы цели и задачи ее де­ятельности. К писаным нормам можно отнести правила движения, законодательство, религиозные предписания. Вместе с тем у со­трудников организации могут быть нигде не зафиксированные специально, но вместе с тем обязательные для выполнения прави­ла поведения.

Для слаженного функционирования группы крайне важно, чтобы все ее члены в действительности прониклись групповыми нормами. Поэтому в большинстве групп практикуются особые ритуалы посвящения. Групповые нормы обязательно включают в себя ценностный ас­пект, который может быть не представлен непосредственно в дея­тельности, но стоит за ней.

При ошибке в следовании групповым нормам человек подвер­гается санкциям. Санкции можно определить как особые нормы, принуждающие к соблюдению других норм. Санкции могут быть разделены на формальные и неформальные; позитивные и нега­тивные.

Согласно Д. Картрайту и А. Сандеру(D.Cartwright, A. Zander, 1968), групповые нормы выполняют следующие функции в жизни группы.

• Сохранение группы.

• Создание соответствующего сектора социальной реальности. Например, министерство образования разрабатывает образователь­ные стандарты, которые описывают, каким конкретно объемом зна­ний и навыков должен владеть человек, чтобы получить диплом психолога.

• Социальное продвижение группы в целом и ее членов. Нормы помогают группам стабильно реализовывать свои цели, так как в них закрепляются наиболее успешные стратегия и тактика деятель­ности.

• Определение взаимоотношений с социальным окружением. Нормы предписывают, как членам группы следует относиться к дру­гим людям. Степень регламентации такого рода отношений может быть как достаточно мягкой, так и предельно жесткой. Например, членам некоторых религиозных сект строго запрещается вступать в какие-либо контакты вне секты.

Важной групповой характеристикой является уровень группо­вой сплоченности, отражающей степень приверженности группе ее членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен «ингруппового фаворитизма», который заключается в том, что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы.

Для измерения характеристик межличностных отношений в группе используют социометрический метод, предложенный Дж. Морено (1892—1974). Суть метода социометрии заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию. На основе обработки полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает конкретный че­ловек в системе отношений данной группы, имеет ли группа лиде­ра (или лидеров), насколько «плотными» и «непротиворечивыми» («я тебя выбираю, а ты меня нет») являются взаимоотношения меж­ду участниками, т.е. определить степень сплоченности группы и зоны конфликтов. Результаты социометрии представляются в виде со­циограммы. Социометрический метод оказывается очень полез­ным для диагностики состояния группы, но тем не менее не может ответить на вопрос, как и почему сложилась существующая систе­ма отношений.

В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям.

· По общественному статусу выделяют формальные и неформальные группы. Формальные группы имеют заданную извне структуру и юридически фиксированный статус. Примером формальной группы является университет. Неформальные груп­пы образуются на основе личных предпочтений и характеризуются большей структурной гибкостью, например межкафедральная ис­следовательская группа, работающая над определенной научной проблемой. Неформальные группы, развиваясь, могут превращаться в формальные.

· По уровню развития выделяют высокоорганизованные и низкоор­ганизованные (диффузные) группы. Диффузные группы в отличиеот высокоорганизованных, являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную дея­тельность. По мере разворачивания деятельности происходит все большая дифференциация членов группы, формируются устойчи­вые межличностные отношения, вырабатывается общая стратегия функционирования группы, устанавливаются групповые нормы, т.е. группа развивается.

· По наличию непосредственного контакта между членами груп­пы различают первичные и вторичные группы. В первичных группах люди реально соприсутствуют во времени и пространстве, а во вто­ричных группах контакт между участниками поддерживается через ряд опосредствующих звеньев. Примером первичной группы слу­жит спортивная команда. Яркий пример вторичной группы — дип­ломатический корпус государства

· По совпадению ценностей специально выделяют референтные для человека группы. Можно входить в одну реальную группу, разделяя ценности совсем другой, которая и будет референтной. Например, девушка может работать секретарем в конторе (реальная группа), но мечтать стать знаменитой актрисой (референтная группа). Понятно, что только часть людей достигают реального членства в своих рефе­рентных группах (например, студент, ставший известным ученым). Чем больше зазор между реальной и референтной группами, тем большую неудовлетворенность своим статусом испытывает человек.

· По численности группы разделяют на большие (народ, класс, тол­па) и малые группы (семья, трудовой коллектив).

 

 



2018-07-06 475 Обсуждений (0)
Проблема группы в социальной психологии: различные подходы к исследованию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема группы в социальной психологии: различные подходы к исследованию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)