Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 20. Эмоции и чувства.Базовые эмоции. Критерии выделения и характеристики. Функции эмоций.



2018-07-06 774 Обсуждений (0)
Вопрос 20. Эмоции и чувства.Базовые эмоции. Критерии выделения и характеристики. Функции эмоций. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоция — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.Подчеркнем, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции.

 

. К наиболее значимым эмоциональным состояниям принято относить: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций време­нем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

Так, аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную соз­нательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с по­трясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства— это устойчивые эмоциональные об­разования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обсто­ятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции).

Настроение— это достаточно продолжитель­ное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических про­цессов. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана.

 

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направгшет» ее в опре­деленное русло.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций прояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает рас­познать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения со­знания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на пре­одолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно.

«Обжегшись на молоке, дуют и на воду». В целом меха­низм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

Функция побуждения и поддержания деятельности.Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Человек весьма изощрен по части моти­вировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления дея­тельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Функция компенсации информационного дефицита.Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия ре­шения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Функция коммуникации.Экспрессивный (выразительный) ком­понент эмоций делает их «прозрачными» для социального окруже­ния. Особенно важна коммуникативная функция эмо­ций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нару­шить эффективное протекание деятельности. Длительное действие интенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, ги­пертония, инфаркт и др.).

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные,«фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

· Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

· Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

· Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

· Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

· Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

· Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

· Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

 

Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют. Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

 

Любая эмоция всегда имеет несколько составляющих.

· Одна из них распознается нами как субъективное переживание.

· Вторая составляющая — это реакция организма. Например, когда вы возбуждены, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию.

· Третья составляющая — совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум.

· Четвертая составляющая эмоционального переживания — это особое выражение лица. Например, если вы недовольны, вы хмуритесь.

· Пятая составляющая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции ваше отношение к происходящим вокруг вас событиям становится негативным, взгляд на мир может «потемнеть».

· Шестая составляющая — это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т. е.тенденция вести себя так,как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Сама по себе ни одна из вышеперечисленных составляющих собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно. Более того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Так, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию.

 

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы. Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Например, исследования К. Бюлера показали, что момент

переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается.

· Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль.

· Вторая ступень — функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием.

· На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

 

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является ихаффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают.



2018-07-06 774 Обсуждений (0)
Вопрос 20. Эмоции и чувства.Базовые эмоции. Критерии выделения и характеристики. Функции эмоций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 20. Эмоции и чувства.Базовые эмоции. Критерии выделения и характеристики. Функции эмоций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)