Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 25. Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений.



2018-07-06 1173 Обсуждений (0)
Вопрос 25. Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организмуозначает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний.

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия«психическое состояние» и разработать классификацию состояний.

 

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости опл отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Опираясь на данное определение, Н. Д. Левитов предпринял попытку классификациипсихических состояний, хотя эта классификация во многом условна.

По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаютсяиндивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые частовызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психическиесостояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния напереживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубженастроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

В. А. Ганзен с соавторамипредпринял попытку систематизации состояний. В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния человека.

Эти понятия распределились на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания ивнимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные,стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение—разрешение» для группыволевых состояний; «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний;«сон—активация» для группы состояний сознания и внимания.

В то же время, рассматривая функциональное состояние, в нем необходимо выделять две

качественно различные стороны — субъективную и объективную. Подобное разделение обусловлено наличием следующих двух функций этого динамичного образования: обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения и восстановление нарушенного гомеостаза.

Причем субъективная сторона отражается прежде всего в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения. В свою очередь, объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы.

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психические явления,которые относятся к личностным образованиям. Именно особенности личности во многомопределяют характер функционального состояния и являются одними из ведущих механизмоврегуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типовыхсостояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

· Прежде всего, это релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной и произвольной. Например, непроизвольное состояние расслабленности возникает при засыпании. Произвольная релаксация возникает путем принятия спокойной позы, мысленного представления состояния, обычно соответствующего покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Релаксация как вид функционального состояния имеет ряд особенностей. Прежде всего для этого состояния характерна высокая программируемость и возможность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормальногофункционирования всех систем организма. Релаксация также необходима для перехода ко сну.

· Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуетсязначительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. Во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека.

· Следующее функциональное состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Тем не менее оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но сдругой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

· Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей данного состояния заключается в том, что оно имеет различный уровень проявления. Например, оно может проявляться на физиологическом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим.

· Еще одним видом функционального состояния является стресс, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно- эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. (Понятием «неспецифический ответ организма» принято обозначать необычную или несвойственную для организма или какой-либо его системы реакцию на внутренний или внешний стимул.) Часто состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса проявления. В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции. Основные черты психического стресса: стресс — это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенноговзаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когданормальная адаптивная реакция недостаточна.

 

Общение

Общение, то есть коммуникация – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами (участниками).

Модель акта коммуникации:

1. Кто (коммуникатор),

2. Зачем (мотив и цель),

3. Что (содержание),

4. Канал связи,

5. Язык (код коммуникации),

6. Кому (реципиент),

7. Результат.

Виды общения:

· Опосредованное (через интернет, письма) / непосредственное (лицом к лицу),

· Вербальное (при помощи языка) / невербальное,

· Одностороннее (управление кем-либо) / взаимное.

· Ролевое (общение с кем-либо из своей роли: врач-пациент, учитель-ученик) / межличностное (более тесное общение на основе взаимного интереса).

Факторы выбора типа общения (ролевое или межличностное):

· Различие группы и границы между ними (общение скорее будет ролевым между мужчиной и женщиной, чем между двумя женщинами или двумя мужчинами),

· Принятое поведение внутри группы (например, военные склонны к ролевому поведению),

· Схожесть поведения человека с группой способствует межличностному поведению.

Вербальные средства коммуникации: Значение слова, темп, интонация голоса, тембр, специфические звуки (смех, всхлипывания).

Невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, моторика тела, прикосновения, дистанция.

Дистанция:

1. Интимная зона (до 50 см),

2. Личная зона (до 1,5 метров),

3. Социальная (формальная) зона (до 3 метров),

4. Публичная зона (от 3 метров).

Функции общения:

· Информационная (передача информации),

· Контактная (установление контакта),

· Координационная (координация действий с другими),

· Оказание влияния,

· Установления отношений (занятие своего ролевого места),

· Побудительная.

Социализация

 

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя (1) усвоение индивидом социального опыта и (2) воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет своей деятельности.

Институты социализации: культурная среда, учреждения, семья.

2 этапы социализации:

1. Десоциализация (отучение от старых ролей, норм и ценностей),

2. Ресоциализация (обучение новым ролям, нормам и ценностям).

Отечественные социальные психологи говорят, что социализация происходит в процессе трудовой деятельности.

Три стадии:

· Дотрудовая стадия,

· Трудовая,

· Послетрудовая.

3 стадии развития личности в процессе социализации (Петровский):

1. Адаптация (детство). Усвоение и овладение общественными нормами.

2. Индивидуализация (подростковый возраст). Максимальная реализация своих способностей.

3. Интеграция (юность). Интеграция личности в общество.

Факторы социализации:

· Макрофакторы (государство),

· Мезафакторы (этнос, регион, город),

· Микрофакторы (семья, школа, друзья).

Механизмы социализации:

· Механизм идентификации (определение личностью своей связи с определенной группой),

· Механизм взаимодействия (общение с людьми).

Психологические механизмы:

· Импритинг,

· Подражание,

· Идентификация,

· Рефлексия,

· Внушение,

· Комформность (приспособление),

· Экзистенциальный нажим (овладение языком и неосознанное принятие норм),

· Социальная фасилитация (влияние поведением одних людей на деятельность других людей).



2018-07-06 1173 Обсуждений (0)
Вопрос 25. Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 25. Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)