Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типоформирующие факторы СМИ



2018-07-06 1724 Обсуждений (0)
Типоформирующие факторы СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский ученый А.Акопов предлагает десять признаков для определения типа специального журнала. Ни один из них, взятый изолированно, не может претендовать на роль «достаточного» признака, то есть полностью описывающего тип периодического издания. Но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого издания, всех компонентах, характеризующих издание как тип. Ученый выделяет следующие типоформирующие признаки:

1. Внутренняя структура газет и журналов - характер информации и ее подача - один из важнейших типоформирующих признаков. Определенный тематический подбор информации формирует содержание издания. Например, подбор направленной криминальной или скандальной информации формирует таблоидное издание. Для такого типа изданий характерна также подача информации в броской манере с выделением содержания в ней фактов, эксплуатирующих интерес к криминалу, скандалам, казусам и сексу.

Таблоидное издание, которое смело можно было отнести к желтой прессе, представлял ранний «Караван», первый из независимых газет публиковавший фотографии и перепечатанные материалы под рубрикой «Интим». Поводом для возникновения различного рода разбирательств была рубрика в «Караване» «Ну, ни фига себе!», в которой содержался комментарий о высказываниях видных общественных и политических деятелей, опубликованных в других газетах.

2. Издатель и учредитель. Ряд газет и журналов, учрежденные государственными организациями, получили название официальной прессы. Коммерческая организация, частное лицо выступают учредителями независимых изданий.

З. Коньюнктура информационного рынка. Этот признак тесно связан с другим - читательским запросом. Какую информационную нишу заполняет то или иное издание? Редакции проводят анализ информационного рынка, анализ общественного мнения с целью поиска своей аудитории, выделяют читательское «ядро» и, учитывая динамику массового сознания, борются за «качество» читательской аудитории. Все это позволяет точнее сформулировать цели и задачи издания, заявляющего о своей позиции по тому или иному тематическому направлению.

Решению поставленных задач помогает разработанная:

4. Внутренняя структура издания. Это определенная тематическая разбивка полос. Экономическая направленность газеты «Деловая неделя» четко «распределена» по полосам: «Банки и финансы», «Нефть» и другие. Это своего рода гарантия эффективности функционирования периодического издания, потому что тематическая модель становится характеристикой не только стабильности рубричного хозяйства, но многообразия тематики в интересах удовлетворения читательского запроса.

5. Набор жанров. В Казахстане предпринимались попытки создания газет, публикующих только информацию. Это были газеты под названием «Караван - ньюс», однако такие газеты не выдержали ряда трудностей, связанных с ежедневной подачей свежих новостей, возникли и другие чисто экономические трудности. Многие газеты обозначают себя как общественно-политические, аналитические издания, что также является обозначением типа издания.

6. Стиль и язык издания. По сложившейся традиции многие официальные издания были своеобразной трибуной для первого опубликования официальных государственных документов, отличавшиеся неким официальным языком, обилием выражений в повелительном наклонении и указательных способов действий. Это наложило своеобразный отпечаток на стиль и язык газет. В противовес официальным изданиям стали возникать независимые газеты, которые пестрели самыми модными выражениями, вплоть до молодежного сленга. Например, стиль и язык «желтого» издания, безусловно, легко узнаваем по заголовкам и рубрикам типа «Ну, ни фига себе!», «Убийца родной матери расчленил труп и спрятал его в тумбочку», «Нож маньяка-убийцы по рукоять вошел в тело жертвы» и т.п.

7. 0пределенный авторский состав. В советские времена очень популярным было теплое и уважительное отношение к «Комсомольской правде» в значительной степени еще и потому, что в этой газете публиковал свои зарисовки о природе замечательный публицист Василий Песков. Издание формировало свой тип серьезной и доброй по отношению к природе газеты, благодаря подбору авторов и регулярной публикации рубрики «Окно в природу». Это всего лишь один из примеров того, как газета благодаря авторскому составу создает свой оригинальный тип. В Казахстане государственная телерадиокорпорация «Хабар» - один и полномочных представителей средств массовой информации, по которому регулярно выступает Президент Республики. Можно сказать, Президент страны - один из авторов ТРК «Хабар», определяющий статус и тип этого телеканала.

8. Специфическое оформление. Современный дизайн изданий - отдельная и очень интересная часть исследований типологии СМИ Казахстана, к сожалению, до сих пор не привлекшая большого внимания ученых республики. Переход многих популярных независимых изданий на формат А-3, очевидно, продиктован условиями компьютерной верстки газет. Однако каждая газета находит свое «лицо» в оформлении, в подаче первой полосы, «клишировании» заголовков и т.д.

9. Периодичность, объем и тираж. По этим признакам все издания легко узнаваемы. Это ежедневные газеты, еженедельники, журналы, выходящие один, два раза в месяц и т.д. Есть восьмиполосники, шестнадцати и т.д.

10. Аудитория и целевые установки вновь созданного издания. Пример подобного рода демонстрируют сегодня некоторые издания, которые для «всех, всех, всех». Феномен популярности первого «Каравана» во многом объясняется тем, что газета сразу заявила о себе тем, что она «Газета для всех». «Караван» публикует информацию для всех, считая, что опубликованные в ней материалы могут заинтересовать пенсионеров и молодых людей, сенаторов и мажилисменов, домохозяек и торговцев сигаретами. Вот почему она дает информацию обо всем: от политики до культуры, от криминала до интимной информации, что, в определенной степени, связано с особенностями переходного этапа и несформировавшейся определенной аудиторией газеты. Однако, все чаще возникают издания для расчетной аудитории. Это газета «АиФ. Я-молодой», журналы «Зеркало», «За рулем» и другие[1].

С изменениями в социально-экономической ситуации страны, меняется значение типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают свое лидирующее положение. Скажем, деление газет по административно-территориальному признаку сохраняется, но он не имеет масштабного характера.

Засурский Я.Н. в учебном пособии «Система средств массовой информации России» основными типообразующими признаками СМИ называет:

- характер аудитории,

- предметно-тематическую направленность,

- целевое назначение,

- время выхода,

- периодичность.

По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий, теле- и радиопрограмм:

– международные; – республиканские; – территориальные (областные, краевые, городские, районные);

– этнических общностей;

– профессиональных групп;

– возрастных групп;

– для женщин и мужчин;

– для верующих.

По предметно-тематической направленности:

– универсальные; – специализированные.

По целевому назначению:

– художественные; – публицистические; – развлекательные; – научные; – рекламные; – информационные.

По времени выхода:

утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм;

утренняя, вечерняя — для газет.

Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.

 

75. Новые тенденции в развитии системы СМИ в современной России.

Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Эти изменения коренным образом влияют на трансформацию современных масс- медиа. Рассмотрим основные процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ.

Первый процесс - это дигитализация (от англоязычного термина digitalisation - цифровизация). Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах - текстовой, графической, звуковой - в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть любые границы. Дигитализация, устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание, прокладывает дорогу их конвергенции.

Конвергенция (от латинского convergere - приближаться, сходиться) - второй важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ. Суть понятия "конвергенция" наилучшим образом передает термин "слияние".

Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи - доставлять информацию пользователю или потребителю.

Во-вторых, конвергенция - это слияние прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. Теперь возможны такие формы объединения, как радио и телевидение в Интернете, видеофильм на компакт-диске, новостная лента на мобильном телефоне и т.п. В результате у пользователя появляется возможность получать одинаковые информационные продукты разными каналами - все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entertainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial).

На профессиональном журналистском уровне конвергенция проявляется в нескольких формах. Во-первых, производя материал, журналист может предложить его и газете, и изданию в сети, и телетекстовой службе телеканала. Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. У современного профессионального журналиста предполагается наличие мультимедийных навыков - умение производить материалы для любого СМИ.

В-третьих, конвергенция - это слияние рынков. Современная индустрия СМИ движется к интеграции с телекоммуникационным сектором и информационно-компьютерными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором конкурирующие компьютерные компании, кабельные телестанции, службы спутникового телевидения объединяются, стремясь снизить риск на новом рынке. Объединяются в один пакет и мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов и др.

Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии.

Глобализация обозначает общемировую тенденцию к взаимозависимости и открытости. Если прежде масштаб деятельности СМИ определялся размерами страны, то сейчас национальные границы теряют всякий смысл. Маклюэн М. в своих предсказаниях в середине 1960-х годов назвал это явление «глобальной деревней». Глобализация открывает пользователям доступ к огромному количеству ресурсов, медиаорганизации, в свою очередь, могут расширять свою аудиторию.

Критики данного явления чаще всего поднимают проблему «цифрового разрыва», суть которой заключается в том, что доступ к ресурсам получит лишь небольшая часть населения, в то время как беднейшие страны останутся за границами инновации.

Диверсификация. Несмотря на то, что современные масс-медиа могут донести свои сообщения до огромного количества людей, они к этому вовсе не стремятся. Наоборот, СМИ нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Возможность глобального распространения, легкость и относительная дешевизна создания и распространения информационного продукта предопределили специализацию и диверсификацию СМИ, стремящихся к максимально эффективному обслуживанию аудитории. Первым это явление описал Э. Тоффлер в работе «Третья волна». Совершенствование систем создания и доставки информации позволит СМИ предельно четко сегментировать аудитории и предоставлять конечному пользователю персонифицированную информацию. Самостоятельно выбирая каналы, пользователи СМИ углубляют сегментацию, совершенствуя индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.

 

Дополнительная информация для сведения:



2018-07-06 1724 Обсуждений (0)
Типоформирующие факторы СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типоформирующие факторы СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1724)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)