Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По тесту социального интеллекта Гилфорда и



2018-07-06 537 Обсуждений (0)
По тесту социального интеллекта Гилфорда и 0.00 из 5.00 0 оценок




методике рефлексивности Карпова

В результате проведенного анализа показано, что у студентов направлений «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика» лишь часть ПВК развито на высоком уровне. Часть из них находится в пределах средних значений, а некоторые отличаются низкими показателями.

Так, для студентов-дизайнеров характерно высокое развитие невербальной креативности (в основном за счет смысловой глубины идей и их детализации), образного мышления (умения пользоваться аналогиями) и невербального воображения. Отмечается повышенная экспрессивность поведения, мечтательность. Присутствует лишь небольшое преобладание аналитического когнитивного стиля – часто используется и синтетический. Артистическая профессиональная направленность уступает место предпринимательской. Самоконтроль находится в пределах средних значений, также как и общий показатель развития невербального мышления. В целом можно говорить о значительном развитии большинства ПВК у дизайнеров в период получения профессионального образования.

Исходя из теоретического анализа и рассмотрения эмпирических данных, можно заключить, что большая часть ПВК, связанных с познавательными способностями (креативность, мышление, воображение) для студентов-дизайнеров оказывается на нужном уровне развития либо уже на момент поступления в вуз (за счет экзаменационного испытания и личностного склада абитуриентов), либо стимулируется и развивается в период обучения до нужного уровня (в частности, это касается особенностей мышления).

Нельзя говорить с большой уверенностью о преобладании какого-либо когнитивного стиля у студентов – встречается и аналитический и синтетический стили, что указывает на значимость обоих в профессиональном обучении.

Личностные особенности самоконтроля и экспрессивности для студентов имеют относительную важность, причем экспрессивность среди студентов-дизайнеров обладает более высоким приоритетом – высокое его развитие поощряется и стимулируется, - в то время как уровень самоконтроля должен оказаться не ниже определенного критического уровня, чтобы можно было говорить о наличии ПВК.

Профессиональная направленность студентов-дизайнеров частично соответствует профессиональным ожиданиям. Предпринимательская направленность может быть обусловлена спецификой мотивации выбора профессии, в то время как артистическая может объясняться влиянием обучения.

Студенты-архитекторы демонстрируют высокое развитие невербального мышления по всем показателям и самоконтроля, а также повышенное развитие невербальной креативности (особенно за счет умения необычно использовать привычные идеи и придавать им большую смысловую глубину) и пространственного интеллекта. Явное преобладание аналитического когнитивного стиля. Средняя выраженность экспрессивности. Предпринимательская профессиональная направленность преобладает, в то время как артистическая имеет выраженность чуть выше среднего. Большая часть ПВК у студентов-архитекторов имеет нужный уровень развития.

По полученным данным можно говорить о важности в деятельности студента-архитектора в первую очередь таких качеств, как самоконтроль, невербальное мышление и аналитический когнитивный стиль. Они должны быть на высоком уровне развития, поскольку определяют эффективность деятельности. Они оказываются определяющими как в период поступления в вуз, так и в процессе обучения.

Немного меньшую важность (сохранность как минимум на среднем уровне развития) имеют такие показатели, как пространственный интеллект, невербальная креативность и экспрессивность. Пространственный интеллект лишь немного выдается за пределы средних значений, что может объясняться профессиональным выбором студентов в связи с наличием особых задатков. Экспрессивность важна в творческой деятельности, но испытывает влияние выраженного самоконтроля, обусловленного объективными ограничениями профессии.

Креативность развивается по несколько иному пути, нежели у студентов-дизайнеров. Важность приобретает умение обходить ограничения естественного характера и использовать нестандартные элементы и приемы в сложном проекте, имеющем жесткую регламентацию на многих этапах разработки. Вследствие этого, креативность в целом также ограничивается, сохраняя необходимый уровень развития.

Предпринимательская профессиональная направленность, вероятно, обусловлена мотивами выбора профессии студентами, среди которых преобладают престижные и материальные. Артистическая же направленность не развивается заметно в ситуации обучения, поскольку образовательный процесс не предоставляет достаточных условий среды для ее формирования.

В отношении студентов-журналистов можно говорить лишь об одном явно выраженном ПВК – сильной артистической профессиональной направленности. Вербальная креативность, вербальный и социальный интеллект обнаруживают средний уровень развития. Вербальность мышления выражена на среднестатистическом уровне. Рефлексивность отличается пониженными показателями. Обнаруживается небольшое преобладание когнитивного стиля «гибкость познавательного контроля». В целом можно говорить о недостаточном развитии большинства ПВК у студентов-журналистов.

Вербальная креативность обнаруживает неравномерное развитие компонентов – низкий показатель оригинальности и высокий показатель уникальности. Это может быть связано с необходимостью продуцировать большое количество вербальных ответов за краткий промежуток времени, возникающей в профессиональной деятельности журналиста, что и обусловило такие результаты тестовых методик, однако это не объясняет малое количество ответов в целом, что может говорить о слабом развитии вербальной креативности. Вместе с тем, показатель уникальности говорит об умении использовать нестандартные выражения для придания экспрессии тексту. Однако в целом можно говорить о недостаточном развитии ПВК у студентов-журналистов.

Вместе с тем можно говорить о недостаточном развитии социального интеллекта, который обнаруживает достаточные результаты только по отдельным компонентам, в то время как общий социальный интеллект немного ниже среднестатистических показателей. В связи с этим обнаруживается слабое развитие рефлексивности, которое может объясняться личностными особенностями студентов, делающих профессиональный выбор в пользу журналистики. В частности, это может быть недостаточно критичная оценка собственных творческих способностей.

Общий показатель вербального интеллекта сосредоточен в верхней половине среднего диапазона, что может указывать на отбор по этому признаку на этапе поступления в вуз, поэтому данное ПВК имеет нужный уровень развития. При этом высокие показатели студенты демонстрируют только по общей эрудиции, что указывает на ее значимость уже на этапе обучения. Остальные показатели находятся в пределах средних значений.

Вербальность мышления у студентов-журналистов не отличается от таковой у выборки стандартизации, что может говорить о недостаточной стимуляции этой характеристики в период обучения, которая обуславливает также слабое ее влияние на развитие других ПВК.

Гибкость познавательного контроля не обнаруживает достаточной частоты встречаемости среди студентов-журналистов. Несмотря на то, что более 60% обладают гибким познавательным контролем, значительная часть студентов обнаруживает когнитивный стиль, который не способствует их профессиональному развитию. Это может влиять также на развитие других ПВК и объяснять их недостаточное развитие.

Выраженная артистическая профессиональная направленность может быть связана с творческими мотивами выбора профессии, а также высокой самооценкой творческих способностей. Помимо этого предполагается влияние на профессиональную направленность условий обучения, предполагающих широкую вариативность и свободу самовыражения в образовательном процессе.

Различия между студентами-дизайнерами и студентами-архитекторами обнаружены: в уровне развития отдельных компонентов невербальной креативности, что может объясняться разной спецификой творческой деятельности этих специальностей, а также различиями в образовательном процессе; в уровне развития невербального мышления, в целом и по компонентам, что обусловлено большей важностью этого ПВК для архитекторов, а также различием в их структуре у двух специальностей; по показателю мечтательности, вследствие большей свободы воображения в профессиональной деятельности дизайнера.

У студентов-журналистов, в отличие от дизайна и архитектуры доминирует артистическая профессиональная направленность, в то время как у архитекторов и дизайнеров – предпринимательская, хотя артистическая оказывается значимой. Это обусловлено стимуляцией творческой направленности в процессе обучения на всех трех специальностях и разницей в мотивации выбора профессии между журналистами и дизайнерами с архитекторами.


 

Выводы по 2-й главе

 

У студентов направлений «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика» лишь часть ПВК развито на высоком уровне. Часть из них находится в пределах средних значений, а некоторые отличаются низкими показателями.

Для студентов-дизайнеров характерно высокое развитие невербальной креативности (в основном за счет смысловой глубины идей и их детализации), образного мышления (умения пользоваться аналогиями) и невербального воображения. Отмечается повышенная экспрессивность поведения, мечтательность. Присутствует лишь небольшое преобладание аналитического когнитивного стиля – часто используется и синтетический. Артистическая профессиональная направленность уступает место предпринимательской. Самоконтроль находится в пределах средних значений, также как и общий показатель развития невербального мышления. В целом можно говорить о высоком развитии большинства ПВК у студентов-дизайнеров в период получения профессионального образования.

Студенты-архитекторы демонстрируют высокое развитие невербального мышления по всем показателям и самоконтроля, а также повышенное развитие невербальной креативности (особенно за счет умения необычно использовать привычные идеи и придавать им большую смысловую глубину) и пространственного интеллекта. Явное преобладание аналитического когнитивного стиля. Средняя выраженность экспрессивности. Предпринимательская профессиональная направленность преобладает, в то время как артистическая имеет выраженность чуть выше среднего. Большая часть ПВК у студентов-архитекторов имеет нужный уровень развития.

В отношении студентов-журналистов можно говорить лишь об одном явно выраженном ПВК – сильной артистической профессиональной направленности. Вербальная креативность, вербальный и социальный интеллект обнаруживают средний уровень развития. Вербальность мышления выражена на среднестатистическом уровне. Рефлексивность отличается пониженными показателями. Обнаруживается небольшое преобладание когнитивного стиля «гибкость познавательного контроля». В целом можно говорить о недостаточном развитии большинства ПВК у студентов-журналистов.

Различия между студентами-дизайнерами и студентами-архитекторами обнаружены: в уровне развития отдельных компонентов невербальной креативности, в уровне развития невербального мышления(в целом и по компонентам) и по показателю «5.2. Мечтательность».

У студентов-журналистов, в отличие от дизайна и архитектуры доминирует артистическая профессиональная направленность, в то время как у архитекторов и дизайнеров – предпринимательская, хотя артистическая оказывается значимой.


 

Заключение

 

В данной работе нами был осуществлен психологический анализ профессионально важных качеств студентов специальностей «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика». Посредством теоретического анализа были выявлены психологические особенности студенческого возраста и творческой профессиональной деятельности, а также выделены наиболее значимые ПВК для студентов этих специальностей. Была проведена диагностика ряда ключевых ПВК в познавательной, личностной и мотивационной сфере студентов, осуществлен сравнительный анализ развития схожих ПВК у студентов разных специальностей, получены результаты, показывающие, что у студентов на высоком уровне развиты отдельные ПВК, другие демонстрируют среднестатистические или низкие показатели.

Общая гипотеза о существовании различий в развитии ПВК у студентов специальностей «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика» частично подтверждена.

Частная гипотеза 1 о наличии высоких познавательных способностей у студентов частично подтверждена: в отношении студентов-дизайнеров (невербальная креативность, невербальное воображение) и студентов-архитекторов (невербальная креативность, невербальное мышление).

Частная гипотеза 2 о высоком развитии личностных ПВК у студентов частично подтверждена: в отношении студентов-дизайнеров (экспрессивность) и студентов-архитекторов (самоконтроль).

Частная гипотеза 3 о преобладании определенной профессиональной направленности у студентов частично подтверждена: в отношении студентов-дизайнеров (предпринимательская и артистическая направленность, избегание конвенционального типа профессий), студентов-архитекторов (предпринимательская направленность, избегание конвенционального типа профессий) и студентов-журналистов (артистическая направленность, избегание профессий конвенционального типа).

Частная гипотеза 4 о преобладании определенного когнитивного стиля у студентов частично подтверждена только в отношении студентов-архитекторов (аналитичность). В отношении дизайнеров и журналистов можно говорить лишь о тенденции.

Также обнаружены значимые различия в выраженности схожих ПВК у студентов разных специальностей. В частности, студенты-дизайнеры и студенты-архитекторы различаются по отдельным показателям невербальной креативности (оригинальность и разработанность выше у студентов-дизайнеров), показателям экспрессивности («Мечтательность» выше у студентов-дизайнеров) и невербальному мышлению (у студентов-архитекторов оно развито лучше). Это указывает на различие компонентов творческой и профессиональной деятельности в обеих специальностях. Студенты-журналисты отличаются от дизайна и архитектуры большей артистической профессиональной направленностью и избеганием профессий реалистического типа.

На основе эмпирических данных можно заключить, что у студентов выделенных специальностей имеют место развитие отдельных ПВК на этапе профессионального обучения. Только часть ПВК оказывается важным и критичным в период получения профильного образования. Для дизайна это креативность, образное мышление и воображение; для архитектуры – невербальное мышление, пространственный интеллект, самоконтроль и аналитический когнитивный стиль; для журналистики – артистическая профессиональная направленность. Данные ПВК имеют высокий или повышенный уровень развития, зачастую отличаются узким разбросом значений, что говорит как о профотборе по этим показателям в период поступления и обучения, так и о развитии их в образовательном процессе.

Отдельные ПВК имеют устойчиво средний уровень развития у большинства студентов и не опускаются ниже критического значения. Для дизайна это самоконтроль и невербальное мышление; для архитектуры – креативность и экспрессивность; для журналистики – вербальный интеллект, креативность, вербальность мышления. Данные ПВК имеют относительную значимость на этапе обучения, однако должны быть развиты не ниже критического уровня для осуществления учебно-профессиональной деятельности.

У студентов-журналистов обнаруживаются ПВК, имеющие пониженный уровень развития – рефлексивность и социальный интеллект. Они оказываются не важными для успешности обучения, а также обусловлены специфическим отбором на этапе поступления. Также подобные результаты могут указывать на малую значимость данных ПВК для журналистики.

Определенный когнитивный стиль оказывается не столь значимым для студентов-дизайнеров и студентов-журналистов – они могут применять и противоположный в своей деятельности, иногда сочетая их.

Таким образом, студенты направлений «Дизайн» и «Архитектура» обнаруживают достаточное развитие всего комплекса значимых ПВК, несмотря на то, что некоторые компоненты нуждаются в корректировке. В то же время, студенты-журналисты обнаруживают недоразвитие или слабое развитие многих ПВК, что указывает на недостаточный отбор специалистов на этапе профессионального обучения.

На основе результатов можно предложить рекомендации в отношении профессионального обучения на специальностях «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика». В связи с преобладанием предпринимательской профессиональной направленности у студентов-дизайнеров и студентов-архитекторов стимулировать творческую мотивацию студентов, увеличивать количество и разнообразие творческих заданий в рамках учебного плана. Это может способствовать усилению артистической профессиональной направленности.

Для студентов-журналистов важен более жесткий отбор по ПВК на этапе поступления и первых лет обучения. Также немаловажным оказывается стимуляция творческих и вербальных способностей посредством увеличения и усложнения творческих заданий и повышением значимости обучения особенностям литературного русского языка. Помимо этого, необходимо увеличение практических (полевых) занятий, предполагающих постоянное взаимодействие с людьми, а также углубление знаний по психологии межличностных отношений,‒ для повышения социального интеллекта. Наконец, важно развитие навыков рефлексии, которые бы обеспечили рост других ПВК и поспособствовали более адекватному восприятию профессии и собственных возможностей и успехов в ней.

Результаты исследования применимы в рамках психологии труда, психологии студенческого возраста, а также психологии обучения для оптимизации образовательного процесса для конкретных специальностей.

На основе данных исследования возможно проведение дальнейших эмпирических исследований, уточняющих набор и структуру ПВК студентов творческих специальностей; проведение формирующих экспериментов по развитию ПВК у студентов в рамках профессионального обучения; осуществление разработки комплексных методик оценки профессиональной пригодности для студентов отдельных выделенных специальностей на этапе начала и завершения обучения.

Список литературы

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 25-40.

2. Абульханова-Славская К.А Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2014. № 39. С. 51-55.

4. Анфимова Е.Б. Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе // Вестник ТГПУ. 2012. № 5. С. 32-36.

5. Арнаудов М.П. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 656 с.

6. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1982. 224 с., ил.

7. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике //Организационная психология. 2014. № 4.С. 12-50.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.. ПЕР СЭ, 2001. 511 с. (Современное образование).

10. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

11. Власова И.М., Чумаченко Г.В. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. № 3. С. 102-107.

12. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 111-118.

13. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992. 196 с.

14. Даськова Ю.В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 2. С. 111-114.

15. Долгих Г.И. Проблема профессионально важных качеств в свете учения об интегральной индивидуальности // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 110-115.

16. Ерофеева В.И. Лингвопсихологическая модель эффективного медиатекста // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2014. № 4. С. 98-106.

17. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект: Культура, 2005. 304 с. («Gaudeamus»).

18. Закирзянова Л.А. Психометрическая оценка методики, направленной на изучение профессионализма журналиста // Философия и культура. 2013. № 3. С. 313-316.

19. Залевский В.Г., Козлова С.А., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности будущего журналиста // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 40-44.

20. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с. («Gaudeamus»).

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.

22. Зябкина Л.В. Профессионально важные качества студентов в изобразительной деятельности // Новые технологии. 2010. № 2.

23. Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография. М.: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.

24. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2011. 432 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

25. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2012. 434 с.

26. Карлссон И. Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивный аспекты // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2005. № 4. С. 122-131.

27. Каткова Н.Б. Общее представление о чувстве гармонии как профессионально важном качестве дизайнера // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. № 5-2.

28. Кауров А.С. Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности в труде (на примере профессии звукорежиссера) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 50-56.

29. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.

30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

31. Коноплева Н.А., Данилова О.Н. Ценностно-мотивационные аспекты творческой деятельности // Вестник Башкирского университета. 2011. № 4. С. 1339-1342.

32. Костюченкова О.Ю. Обучение творческим специальностям и проблемы личности (на материале психологического консультирования студентов) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 19. С. 77-82.

33. Королева Т.П. Системно-структурный подход к анализу и развитию профессионально важных качеств // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 48-51.

34. Ларкина Н.В. Психологические условия самореализации личности в профессиональной художественно-творческой деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 5. С. 17-20.

35. Левина И.Д. Формирование профессиональной культуры творческой личности: теоретические аспекты // Среднее профессиональное образование. 2016. № 1. С. 44-48.

36. Лебедева Ю.Л. Креативность как профессионально важное качество студентов специальности «Дизайн» // Омский научный вестник. 2007. № 1. С. 139-145.

37. Леденева Г.Л. Представление механизма творчества средствами графического моделирования // Вестник ТГТУ. 2011.№ 4.С. 1153-1156.

38. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 336 с.

39. Мельникова О.В. Исследование представлений студентов о профессионально-важных качествах архитектора // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 164. С. 221-225.

40. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М.: Логос, 2001. 356 с: ил.

41. Наумова В.И. Архитектурно-художественное творчество и подготовка специалиста творческой профессии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 179-182.

42. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека.СПб.: Издательство «Речь», 2003. 132 с.

43. Олешко В. Ф.Психология журналистики. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с.

44. Опарина О.В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 18-21.

45. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа:дисс. … д-ра психол. наук. М., 1984. 525 с.

46. Поставнев В.М. Феноменология личности пожилых людей творческих профессий // Развитие личности. 2009. № 2. С. 100-115.

47. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.

48. Психология дизайна и рекламы/Составитель:Сидоров С.А. Минск : Соврем, шк., 2007. 256 с.

49. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 464 с: ил.

50. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 320 с.

51. Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: Учеб.пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 255 с.

52. Семешкина Т.В. Метаморфозы творческого процесса в учебном архитектурном проектировании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 36-38.

53. Смирнов А. И. Мир профессий: человек — художественный образ. М.: Молодая Гвардия, 1987. 383 с.: ил.

54. Тарасова О.П., Халиуллина О.Р. Сущностная характеристика структурных компонентов понятий «проектность» и «креативность» в контексте дизайн-деятельности // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2015. № 5. С. 231-236.

55. Ткачев В.Н. Психология творческого процесса в архитектуре и дизайне // Вестник МГСУ. 2013. № 5. С. 239-248.

56. Толочек В.А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успешности // Вестникуниверситета (Государственный университет управления). 2008. № 2. С. 155-161.

57. Толочек В.А. Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 2. С. 124-131.

58. Толочек В.А.Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

59. Тухбатуллина Л.М. Состав и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера // Известия ВолгГТУ. 2010. №7. С. 134-139.

60. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. М.: Молодая гвардия, 1992.

61. Щербакова М.В. Диагностика уровня развития креативности у студентов-дизайнеров // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2013. № 4. С. 102-113.

62. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М.; СПб., 1994. 156 с.

63. Ященко Е.Ф. Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 33. С. 162-171.

Приложения



2018-07-06 537 Обсуждений (0)
По тесту социального интеллекта Гилфорда и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По тесту социального интеллекта Гилфорда и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)