Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По тесту невербального мышления Якиманской (ЛОГО)



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
По тесту невербального мышления Якиманской (ЛОГО) 0.00 из 5.00 0 оценок




Невербальное мышление (рис. 2).В целом студенты-дизайнеры демонстрируют среднее развитие невербального мышления, различающееся, однако по компонентам. При высоких показателях по шкале «Аналогия» отмечаются средние по шкале «Классификация» и низкие – по шкале «Нахождение закономерности». Это может быть связано со спецификой деятельности дизайнера, с особенностями обучения, которые не предполагают сильное развитие логического мышления, однако постоянно требуют задействования воображение и образных представлений. Умение мыслить по аналогии, посредством чего возможно нахождение связи между различными явлениями действительности, обуславливает эффективность творческой деятельности дизайнера. В то же время, строгость логических рассуждений и выводов, построение теорий и выявление закономерностей (на что направлена последняя шкала), препятствует свободному продуцированию и развитию дизайнерских идей. Все это обуславливает значительную однородность группы дизайнеров по шкалам «Аналогия» и «Нахождение закономерности».

В период профессионального обучения, предположительно, целенаправленно стимулируется развитие умения распознавать общность явлений и действовать по образцу, пользуясь образным мышлением с минимальным количеством операций («Аналогия»), и в то же время – тормозится развитие теоретического мышления, способности и предрасположенности выявлять закономерности («Нахождение закономерности»). Мышление дизайнеров в значительной степени практическое и образное, и эта его специфика активно оттачивается в период профессионального обучения посредством содержания учебных заданий.

Шкала «Классификация» держится в пределах средних значений и имеет широкий межиндивидуальный разброс у студентов-дизайнеров. Это может быть обусловлено важностью данной логической операции в профессиональной деятельности дизайнера, поскольку позволяет выделять свойства тех или иных явлений для их категоризации и использования в конечном продукте, однако не имеет критической значимости, не культивируется и не затормаживается в период обучения в вузе и в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей студента, косвенно влияя на профессиональную успешность.

Студенты-архитекторы отличаются повышенными («Аналогия» и «Классификация», общий показатель невербального мышления) и высокими («Нахождение закономерности») результатами. Теоретичность мышления архитекторов, необходимая в работе над сложными объектами, с учетом их физико-химических, социальных, эргономических и эстетических характеристик обуславливает необходимость в построении умственной модели действительности и объяснении закономерностей. Мышление архитекторов вынужденно сложное, что объясняет высокие показатели по шкале «Нахождение закономерности». При этом важность приобретает невербальное мышление в целом, умение задействовать его в творческом процессе при проектировании здания. В связи с большой ролью знаково-символической деятельности архитектора (работа с чертежами, сложные технические расчеты), более простые логические операции вроде аналогии отходят на второй план и уступают место более сложным классификации и нахождению закономерности. При этом, чем сложнее операция, тем большую значимость она приобретает в период профессионального обучения и, соответственно, достигает за счет этого большего развития.

У дизайнеров выше, чем у архитекторов, результаты по шкале «Аналогия» (p<0,05), а у архитекторов выше результаты по шкалам «Нахождение закономерности» (p<0,001) и общему уровню невербального мышления (p<0,01). Такие различия по развитию отдельных мыслительных операций могут объясняться их различной направленностью. Аналогия, в отличие от нахождения закономерности, более простая по структуре операция, предполагающая хорошее развитие образного мышления, что для дизайнеров является одним из ключевых качеств. Дизайнеры склонны использовать аналогию для манипуляции образами и создания идей, поэтому быстрее справляются с подобными задачами при тестировании. Их мышление практично и образно. Мышление архитекторов напротив, более теоретизировано и направлено на выявление общего. Они работают в большей степени со знаково-символическим материалом, а потому лучше справляются с выявлением общих закономерностей. К тому же, поскольку их профессиональное мышление работает по более сложному механизму, развитие у них невербального мышления в целом находится на более высоком уровне, чем у дизайнеров.

Дизайнеры, в отличие от архитекторов, более однородны по результатам шкал «Аналогия» (p<0,05) и «Нахождение закономерности» (p<0,01). Это может объясняться различной значимостью невербального мышления и спецификой студентов, обучающихся на разных специальностях. Для дизайнеров наличие хорошо развитого образного мышления критично уже на этапе получения образования, что определяет возможность их дальнейшего обучения. Выявление закономерностей для них вовсе не значимо и теоретическое мышление на этапе обучения никак не стимулируется. Для архитекторов значимость отдельных показателей невербального мышления не играет ключевой роли в период обучения, однако важно для профессионального развития и может определять различия в профессиональной успешности.

Рис. 3. Сравнительные результаты по фактору 3 (самоконтроль) Пятифакторного личностного опросника

Самоконтроль (рис. 3).В целом, уровень самоконтроля студентов-дизайнеров находится на среднем уровне. При этом отмечается низкий уровень аккуратности и повышенный ‒ всех остальных показателей («Настойчивость», «Ответственность», «Самоконтроль поведения» и «Предусмотрительность»).

Такое различие по компонентам может объясняться выраженной самостоятельностью дизайнера, в том числе и студента, а также потребностью в экспрессии на начальных этапах разработки проекта. Появляется необходимость в активном продуцировании идей, сохранении их в качестве «мазков», кратких схем, создание их за максимальное короткое время. Отсюда неаккуратность при первичном оформлении проекта. Низкая аккуратность может быть связана с периодом обучения, а потом постепенно повышается, по мере увеличения ответственности перед заказчиком и необходимости разработать проект во всех деталях. Это отчасти обусловлено двумя взаимоусиливающими факторами: не очень высокой значимостью аккуратности при оценке выполнения учебного задания (куда большую важностью приобретает выразительность и эстетичность), а также ее низкой ценностью в глазах самого студента.

Вместе с тем, остальные компоненты самоконтроля стремятся к повышенным значениям, что связано с необходимостью в самоорганизации студента-дизайнера, его способностью к выполнению длительного и затратного проекта. Однако показатели самоконтроля ослабляются выраженной экспрессивностью творческой деятельности и спецификой творческой личности, для которой жесткий распорядок является тормозящим фактором. Именно поэтому показатели самоконтроля в целом находятся в пределах средних значений.

У студентов-архитекторов отмечается повышенный уровень самоконтроля. При этом показатель аккуратности в пределах средних значений, «Настойчивость», «Самоконтроль поведения» и «Предусмотрительность» находятся на повышенном уровне, а «Ответственность» - на высоком.

Слегка пониженная аккуратность может быть связана, как и у дизайнеров, с вынужденной экспрессивностью в деятельности, с необходимостью активно продуцировать идеи без их тщательной проверки. Однако это не столь выражено, поскольку потребность в таком бесконтрольном творчестве возникает лишь на начальных этапах планирования, например, при создании клаузуры[1].

Высокий уровень ответственности обусловлен объективными факторами в профессии архитектора. Вероятно, это качество культивируется на всем протяжении обучения в вузе, как посредством заданий, так и за счет общей атмосферы образовательного процесса.

Остальные показатели самоконтроля своим повышенным уровнем обязаны, как и в случае с дизайнерами, высокой самостоятельностью студентов при выполнении проекта, необходимостью брать на себя обязанности по планированию и организации собственной учебно-профессиональной деятельности.

Не обнаружено значимых различий между дизайнерами и архитекторами по показателям самоконтроля. Поскольку профессиональная деятельность, как дизайнеров, так и архитекторов связана со значительной свободой действий, высокой самостоятельностью, а также одинаково высокой ответственностью за конечный продукт (так как они в полной мере участвуют в его создании и презентации), закономерно, что значимых различий между ними быть не может. Однако, исходя из визуального анализа, можно обнаружить, что значения по показателям самоконтроля у дизайнеров находятся в промежуточном положении между среднестатистическими и показателями архитекторов. Это может объясняться большей значимостью свободы действий в деятельности дизайнера, его большей творческой направленностью.

Архитекторы, в отличие от дизайнеров, более однородны по шкале «3.5. Предусмотрительность» (p<0,05). Чрезвычайная важность безошибочности конечного результата для архитектора очевидна. Поэтому проверка собственной деятельности на ошибки является одним из главных качеств, которые обуславливают его профессиональную успешность. Для дизайнеров это менее актуально и в большей степени зависит от индивидуальных особенностей специалиста.

Рис. 4. Сравнительные результаты по фактору 5 (экспрессивность) Пятифакторного личностного опросника

Экспрессивность (рис. 4).Студенты-дизайнеры демонстрируют повышенный уровень развития экспрессивности. При этом группа достаточно однородна по итоговому показателю и большинство значений концентрируются в верхней половине среднего диапазона. Среди отдельных компонентов экспрессивности высоким уровнем отличается только «Мечтательность», в то время как остальные шкалы либо демонстрируют слегка повышенный уровень, либо не выходят за пределы среднего диапазона. Результаты по общему показателю могут говорить о важности экспрессии в деятельности студента-дизайнера, особенно в выполнении творческих заданий, однако, не столь важно, за счет каких компонентов эта экспрессия обеспечивается.

Высокие баллы по «Мечтательности» могут объясняться развитым воображением дизайнеров, которое и обусловливает их выбор профессии, а также стимулируется в процессе обучения рядом творческих заданий. Это также может быть связано с системой профессиональных мотивов дизайнера, в которые, помимо мотива творчества вплетаются мотивы престижа, самореализации, достижений. Все это обуславливает периодический уход в мечтания и переживания по поводу дальнейшего личностного и профессионального пути, что подстегивает дальнейшее обучение.

Не очень сильно выраженная «Артистичность» может быть обусловлена спецификой групповых процессов студентов-дизайнеров и связанным с ней образом «Я». За счет постоянного пребывания в группе личностей со схожим стилем самопрезентации, носящей черты демонстративности, самооценка артистичности у студентов-дизайнеров понижается. Однако за счет сохранения критичности мышления, рефлексирования и общения со студентами других специальностей не дает оценить собственную артистичность низко – она все же выше, чем у окружающих не-дизайнеров.

Студенты-архитекторы демонстрируют средний уровень развития экспрессивности, как в целом, так и по отдельным компонентам. При этом, шкалы «Любопытство», «Мечтательность» и «Артистичность» имеют очень широкий межиндивидуальный разброс, что не позволяет говорить об общих тенденциях в их отношении.

Для студентов-архитекторов наличие экспрессивности важно, но не в такой степени, как для дизайнеров. Она выступает значимой на этапах первоначального эвристического поиска при разработке проекта и, эпизодически, по ходу реализации этого проекта, в моменты, когда есть необходимость в нестандартном решении возникшей трудности. Сама по себе экспрессивность достаточна в деятельности архитектора на среднем уровне развития, поэтому выступает не самым важным профессиональным качеством.

Широкая индивидуальная вариативность отдельных компонентов экспрессивности обусловлена личностными особенностями студентов, которые могут быть связаны со специфическими мотивами выбора ими профессии, особой профессиональной направленностью. Все эти компоненты могут играть роль на отдельных этапах реализации архитектурного замысла, в остальном выступая просто как личностные особенности, обуславливающие специфику индивидуальности, выражаемую в конечном продукте. Компоненты экспрессивности в деятельности архитектора могут выступать косвенными факторами профессиональной успешности, приобретая также значимость в период обучения в вузе, при выполнении специфических заданий. При этом на основе этих компонентов нельзя говорить о профпригодности студента, а также о необходимости на основе них осуществлять профотбор на этапе поступления в архитектурный вуз.

У дизайнеров выше, чем у архитекторов показатели по шкале «5.2. Мечтательность» (p<0,05). Это может объясняться более развитым воображением, которое стимулируется в период обучения у дизайнеров. Создание различных идей вполне может быть связано с активным стимулированием собственного воображения, ухода за пределы реальности. Архитекторы ограничены в своем творческом проявлении рядом специфических форм деятельности и конечным результатом.

Дизайнеры, в отличие от архитекторов, более однородны по шкалам «5.1. Любопытство» (p<0,05), «5.2. Мечтательность» (p<0,01), «5.3. Артистичность» (p<0,05) и общему фактору экспрессивности (p<0,01). Для дизайнеров показатели экспрессивности являются одними из ключевых характеристик профессиональной пригодности, поскольку презентация идеи, ее наполненность необычными деталями и эмоциональностью являются теми основными параметрами, от которых отталкиваются при оценке их работы еще в период обучения. Поэтому для них важно наличие подобных характеристик на высоком уровне среди всех студентов. В деятельности архитектора экспрессивность не играет столь высокой роли и может нивелироваться другими личностными чертами. Поэтому выраженность экспрессии среди студентов зависит от индивидуальных особенностей или выбранного направления профессионального развития.

Рис. 5. Частота встречаемости когнитивных стилей по всем специальностям

Когнитивный стиль (рис. 5).У дизайнеров нет достоверно значимой частоты встречаемости такого когнитивного стиля, как «Аналитичность», а у журналистов такого когнитивного стиля, как «Гибкость познавательного контроля».У архитекторов достоверно чаще встречается такой когнитивный стиль, как «Аналитичность» (p<0,01).Однако, достоверно значимых различий между архитекторами и дизайнерами по частоте встречаемости когнитивного стиля «Аналитичность» не обнаружено. Это означает, что для архитекторов наличие аналитического когнитивного стиля является более важным, чем для дизайнеров, однако в отношении дизайнеров нельзя говорить об отсутствии тенденции к аналитическому стилю. Для обеих профессий важным является выделение и фиксация на деталях, на индивидуальных различиях между объектами. Но при этом, дизайнеры могут использовать синтетический когнитивный стиль или оба стиля сразу, поскольку используемые ими идеи предполагают соединение необычных элементов между собой. Для архитекторов же важнее акцентировать внимание на значимых деталях, которые бы могли играть роль в целостной картине создаваемого проекта. У журналистов имеется тенденция к выбору гибкого познавательного контроля, но она не значима, поскольку не имеет ценности на этапе профессионального обучения и не развивается активно при усвоении учебной программы.

Рис. 6. Сравнительные результаты



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
По тесту невербального мышления Якиманской (ЛОГО) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По тесту невербального мышления Якиманской (ЛОГО)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)