Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный перечень тем докладов и рефератов



2018-07-06 1310 Обсуждений (0)
Примерный перечень тем докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Великий Новгород

2016

УДК 340 (075.8) ББК 67 П68 Печатается по решению РИС НовГУ

 

Рецензент

 

кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист

Российской Федерации В. Ф. Прокофьев

 

Коллектив авторов:

 

Антонова Т. А. – главы 1,2, 8, 9,10;

Митюнова И. Г.– главы 3,4, 5, 6, 7.

 

  П68 Правоведение: учебно-методическое пособие / Т. А. Антонова, И. Г. Митюнова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. – с.  

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по неюридическим специальностям.

Предназначено для студентов вузов (факультетов) неюридического профиля. Пособие также будет полезно всем читателям, интересующимся правовыми вопросами.

УДК 340 (075.8)

ББК 67

 

  © Новгородский государственный университет, 2016 © Т. А. Антонова, И. Г. Митюнова, 2016  

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Основы теории государства…………………………………….4

 

Глава 2. Основы теории права…………………………………………..16

 

Глава 3. Основы конституционного права……………………………..25

 

Глава 4. Основы административного права……………………………37

 

Глава 5. Основы гражданского права…………………………………..46

 

Глава 6. Основы трудового права………………………………………56

 

Глава 7. Основы семейного права………………………………………65

 

Глава 8. Основы уголовного права……………………………………..73

 

Глава 9. Основы экологического права………………………………...84

 

Глава 10. Основы информационного права……………………………95

 

Варианты контрольных работ и правила их оформления

для студентов заочной формы обучения……………………………….105

 


Глава 1

Основы теории государства

 

Вопросы для изучения

 

1. Происхождение государства.

2. Многообразие теорий происхождения государства.

3. Понятие государства и его основные отличительные признаки.

4. Понятие функций государства и их классификация.

5. Социальное назначение современного государства.

6. Понятие формы государства.

7. Формы государственного правления: монархия и республика, их разновидности и особенности.

8. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное государства, конфедерация.

9. Формы политического (государственного) режима. Демократический и антидемократические режимы.

10. Понятие и признаки правового государства.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества.

2. Дайте определение государства.

3. Что такое функции государства? Назовите внутренние и внешние функции государства.

4, Что характеризует форма государственного правления?

5. В чём заключается отличие монархической формы правления от республиканской?

6. Назовите основные черты парламентарной монархии. В чём состоит её отличие от дуалистической монархии?

7. Дайте сравнительную характеристику президентской и парламентской республик.

8. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

9. Охарактеризуйте известные вам виды политических режимов. Какие факторы определяют разнообразие политических режимов?

10. Какие признаки характерны для правового государства?

 

Задачи

 

1. Соотнесите теории происхождения государства и их авторов:

1.Теологическая 2. Патриархальная 3. Договорная 4. Теория насилия 5. Расовая 6. Органическая 7. Психологическая 8. Материалистическая (марксистская) А) Аристотель, Р. Филмер Б) Ж. Гобино В) Г. Спенсер Г) Ф. Аквинский Д) К. Маркс, Ф. Энгельс Е) К. Каутский, Е. Дюринг Ж) Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо З) Л. И. Петражицкий

 

2. Восстановите недостающие фрагменты в схеме:

Признаки государства

 

    Территориальная организация населения        

 

3. Из нижеприведённых терминов четыре относятся к одному понятию. Найдите лишнее слово:

Деспотия, монархия, авторитаризм, тирания, фашизм.

 

4. В государстве Т. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение.

Какой политический режим сложился в этом государстве?

 

5. Заполните пропуски в схеме:

 

 

 

 

Республика

               
 
     
       
 
 
Ограниченная

 


 

 

 

       
   
 
 

 

 


6. В государстве Н. главой является президент, который избирается всенародным голосованием. Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Президент является верховным главнокомандующим, обладает правом отправить правительство в отставку и распустить парламент.

Какова форма правления в этом государстве?

 

7. В составе государства А. выделены только административно-территориальные единицы, действует единая система законодательства и единая финансово-денежная система.

Какова форма государственного устройства в данном государстве?

 

8. Соотнесите современные государства с их конституционно-правовыми характеристиками:

1. Чили.

2. Соединенные Штаты Америки.

3. Германия.

4. Ватикан.

5. Бельгия.

6. Испания.

А. Конституционная монархия, федерация.

Б. Конституционная монархия, унитарное государство.

В. Президентская республика, федерация.

Г. Президентская республика, унитарное государство.

Д. Абсолютная теократическая монархия, унитарное государство.

Е. Федеративная республика парламентского типа.

 

9. Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Составьте два предложения, содержащие информацию о правовом государстве.

 

10. В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя шесть территориальных единиц, обладающих определённой политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z.

 

 

Тест

1. Назовите признак, характерный для организации общественной власти в первобытном обществе:

а) высшей властью обладает общее собрание (совет) всех взрослых членов рода;

б) наличие аппарата управления;

в) территориальная организация населения;

г) издание законов;

д) все перечисленное.

 

2. Что явилось причиной происхождения государства, по мнению Ж.-Ж. Руссо?

а) завоевание одного народа другим;

б) вселенский разум, воля бога;

в) общественный договор;

г) появление частной собственности на средства производства;

д) перерастание власти отца во власть монарха.

 

3. Назовите признак государства:

а) авторитет общественной власти;

б) управление старейшины;

в) добровольность выполнения решений власти;

г) отделенный от общества аппарат управления и принуждения;

д) равноправие взрослых членов общества.

 

4. Политико-правовое свойство государственной власти, состоящее в праве государства проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, – это:

а) суверенитет;

б) издание законов;

в) определение и взимание налогов;

г) эмиссия денежных знаков;

д) иммунитет.

 

5. Главные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение, носят название:

а) форма государства;

б) государственный аппарат;

в) государственный механизм;

г) форма демократии;

д) функции государства.

 

6. Какие из перечисленных функций относятся к внутренним функциям Российского государства в современных условиях?

а) экономическая, социальная, защита прав человека, обеспечение правопорядка;

б) интеграция в мировую экономику, внешнеполитическое партнёрство, поддержка иностранных инвестиций;

в) помощь беднейшим странам;

г) экспорт вооружения;

д) все перечисленное.

 

7. Какие из указанных образований не входят в государственный аппарат?

а) органы государственного надзора и контроля;

б) законодательные органы власти;

в) исполнительные органы власти;

г) суды;

д) политические партии.

 

8. Какое положение характеризует форму правления государства?

а) административно-территориальное устройство;

б) источник и способ организации власти;

в) способ объединения людей на определённой территории;

г) средства и методы осуществления политической власти;

д) соотношение центральных и местных органов власти.

 

9. К формам государственного устройства относится:

а) демократия;

б) республика;

в) федерация;

г) монархия;

д) тирания.

 

10. Назовите рабовладельческую демократическую республику:

а) Вавилон;

б) Великий Новгород;

в) Урарту;

г) Афинское государство;

д) Скифское царство.

 

11. Власть монарха номинальна:

а) в абсолютной монархии;

б) в дуалистической монархии;

в) в парламентской республике;

г) в парламентской монархии;

д) в президентской республике.

12. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

Б. Форма государственного устройства – это организация высших органов государства, их компетенция и взаимоотношения.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

13. Президент является и главой государства и главой правительства в:

а) президентской республике;

б) парламентской республике;

в) смешанной республике.

г) такого сочетания не может существовать.

 

14. Единое государство, части которого обладают той или иной степенью самостоятельности, – это:

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация;

г) Содружество Независимых Государств;

д) экономическое и политическое сообщество.

 

15. Назовите унитарное государство:

а) Германия;

б) Бразилия;

в) Япония;

г) Индия;

д) Канада.

 

16. Совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти носит определение:

а) политическая система;

б) политический режим;

в) гражданское общество;

г) государственный аппарат;

д) правовая система.

 

17. Власть одного лица или небольшой группы лиц, при которой процедуры принятия демократических решений либо отсутствуют, либо носят фиктивный характер:

а) демократия;

б) авторитаризм;

в) либерализм;

г) деспотия;

д) тоталитаризм.

 

18. Формой прямой (непосредственной) демократии является:

а) приём в гражданство РФ;

б) амнистия;

в) призыв на срочную военную службу;

г) митинг;

д) голосование по законопроекту в Государственной Думе.

 

19. Признаком правового государства является:

а) публичная власть;

б) система государственных органов;

в) взимание налогов;

г) наличие конституции;

д) взаимная ответственность государства и гражданина.

 

20. Совокупность негосударственных экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений и институтов – это:

а) общество;

б) гражданское общество;

в) правовое государство;

г) социальное государство;

д) демократическое государство.

 

Примерный перечень тем докладов и рефератов

1. Эволюция представлений о государстве.

2. Государственная власть как разновидность социальной власти.

3. Государственные символы России: прошлое и настоящее.

4. Функции современного государства.

5. Современные формы правления.

6. Проблемы федерализма и государственного суверенитета в современном мире.

7. Основные разновидности антидемократических политических режимов.

8. Авторитаризм: за и против.

9. Идеология и практика фашизма.

10. Концепция разделения властей и её реализация.

11. Характеристика «карликовых» государств.

12. Правовое государство: концепция и реальность.

13. Гражданское общество в политической теории и практике.

14. Глобальные проблемы современности и их влияние на международные отношения.

 

 

Основные термины

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – разновидность монархической формы правления, при которой вся власть: законодательная, исполнительная, судебная, а также духовная (религиозная) сосредоточена в руках монарха.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas – власть) – разновидность антидемократического политического режима. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.

ГОСУДАРСТВО – это единая политическая организация общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Является основным элементом политической системы. Для реализации своих полномочий имеет специальные органы – механизм государства, его аппарат.

ДЕМОКРАТИЯ (от гр. demos – народ и kratos – власть) – вид политического режима, основанный на признании и воплощении в жизнь идей нaродовлaстия, свободы и равенства граждан, неотчуждаемости прав человека. Для Д. характерны: власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных гос. органов, разделение властей, политический плюрaлизм. Различают непосредственную Д. (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д. (решения принимаются выборными учреждениями – парламентами и др.).

КОНФЕДЕРАЦИЯ – (лат. confoederatio – союз, объединение) – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

МОНАРХИЯ (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой главой государства является монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ – один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической), при которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при П.м. ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА – разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что, парламент формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Главой исполнительной власти является премьер-министр.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, которое во всей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает соблюдение прав и свобод человека.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что президент, избираемый всенародно, является главой государства и исполнительной власти. Президент формирует правительство, члены которого несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

РЕСПУБЛИКА –(от лат. respublica: от res – дело, publicus – общественный) – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок.

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (национальные) – установленные конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл. К основным С.г. обычно относятся флаг государственный, герб государственный, гимн государственный, штандарт главы государства, памятные даты.

ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов антидемократического политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАСТВО (от лат. unitas – единство) – одна из форм государственного устройства, представляющая единое, централизованное государство, составные части которого (административно-территориальные единицы) не обладают суверенитетом. В унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти.

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio – объединение, союз) – одна из форм государственного устройства, представляющая сложное союзное государство, части которого (субъекты) обладают частичным суверенитетом. В федерации существует два уровня государственной власти: федеральный и в субъектах федерации.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Ф.г. складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

ФФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА –элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю территориальную структуру, определяющий его деление на составные части, а также взаимоотношения между государством в целом и его частями.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – элемент формы государства, характеризующий структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения полномочий между ними.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. Подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

Источники и литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (действующая редакция).

2. Андриченко Л.В.Конституционные основы российского федерализма // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 5-16.

3. Берлявский Л.Г. 65-летие Нюрнбергского процесса над главными нацистскими военными преступниками: уроки истории // Российская юстиция. – 2011. – N 10. – С. 57-60.

4. Бредихин А.Л.К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 5. – С. 3-6.

5. Громыко А. Мировой порядок или правопорядок // Международная жизнь. – 2012. – № 3. – С. 18-32.

6. Дашичев В.И.Как и почему был разрушен Советский Союз // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 206-220.

7. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима // Государство и право. – 2010. – N 5. – С. 76-80.

8. Иванников И.А. Перспективы развития российского государства в современном мире // Человек и закон. – 2007. – N 8. – С. 28-36.

9. Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. – 2007. – N 3. – С. 116-127.

10.Лексин И.В.Сецессия территориальных образований: правовые риски и механизмы защиты // Государство и право. – 2014. – № 2. – С. 5-14.

11. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник для неюрид. вузов. М.: Проспект, 2016. – 640 с.

12. Михайленко В. Отрицаемая история: дискуссия об итальянском фашизме // Родина. – 2011. – N 4. – С. 148-149.

13. Озеров О. «Арабская весна» в контексте глобализации, или Перезагрузка матрицы // Международная жизнь. – 2012. – № 6. – С. 86-103.

14. Правоведение: учеб.для вузов [электронный ресурс] / отв. ред. Б.И. Пугинский – М.:Юрайт, 2011. – 480 с. – Режим доступа:www.URL:https://novsu.bibliotech.ru/

15. Правоведение: учебник: для вузов по неюрид. спец. / М.Б. Смоленский [и др.]; под общ.ред. М. Б. Смоленского. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»: Академцентр, 2010. – 494 с.

16. СтурцоЛуиджи (итальянский священник; общественный деятель;1871-1959). Тоталитарное государство // Социологические исследования. - 2011. – № 12. – С. 115-125.

17. Соболева Н.А.Российскийтриколор: мифы и историческая реальность // Вопросы истории. – 2013. – № 11. – С. 3-13.

18. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: ИНФРА-М. 2003. – 976 с.

19. Федорец М.Н. Федерация или все-таки унитарное государство? // Государство и право. – 2011. – № 10. – С. 113-117.

20. Черкасов К.В.Федеральные округа в механизме модернизации современного российского федерализма // Журнал российского права. – 2008. – N 8. – С. 19-24.


 

 

Глава 2

ОСНОВЫ ТЕОРИИ Права

 

 

Вопросы для изучения

 

1. Понятие и функции права.

2. Понятие и структура нормы права. Виды норм права.

3. Источники права.

4. Система права.

5. Правоотношения. Юридические факты.

6. Правонарушения и юридическая ответственность.

7. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте понятие права в объективном и субъективном смыслах.

2. Из каких структурных элементов состоит норма права и ее основные признаки?

3. Назовите основные виды форм (источников) права.

4. Что такое нормативно-правовой акт, назовите виды нормативно-правовых актов.

5. В чем состоит содержание действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц?

6. Раскройте содержание понятий: система права, отрасль (подотрасль) права, институт права.

7. Что такое правоотношение? Приведите пример правоотношения.

8. Охарактеризуйте субъектов и объектов правоотношений.

9. Что понимается под юридическими фактами? Назовите виды юридических фактов, приведите примеры.

10. Что такое правонарушение? Назовите признаки правонарушения и виды правонарушений.

11. Раскройте содержание состава правонарушения.

12. Дайте характеристику основным видам юридической ответственности.

 

 

Задачи

 

1. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в части 2 статьи 151 УК Российской Федерации:

«Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,

- наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

 

2. Определите вид источника права по следующим выдержкам из них:

а) если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить;

б) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

в) Хамер против Сайдвея, штат Нью-Йорк, 1978 год.
Луиза Хамер – правопреемница Вильяма Стори (истица) предъявила иск к Сайдвею, исполнителю завещания покойного Вильяма Стори (ответчику) о возмещении убытков, вызванных нарушением договора. Состоялось решение в пользу Хамер. Сайдвей принес апелляционную жалобу. Решение было оставлено в силе;

г) государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдений положений настоящего Соглашения.
В этих целях государства-участники могут, в частности:
- осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; - размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.

 

3. Расположите нормативно-правовые акты в порядке убывания их юридической силы:

1. Федеральный закон.

2. Нормативный указ Президента Российской Федерации.

3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Федеральный конституционный закон.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Постановление Правительства Российской Федерации.

4. В газете «Будни города» был опубликован Указ Президента Российской Федерации, содержащий атрибуты юридического документа: места издания, дату принятия, заголовок, подпись официального лица. Является ли издание Указа официальным? Можно ли его считать вступившим в силу?

 

5. 16-летний Кораблёв продал велосипед, подаренный ему родителями на день рождения, 18-летнему Перевалову. Определите объем дееспособности Кораблёва и Перевалова. Будет ли действительной данная сделка?

6. Какое из перечисленных ниже лиц является физическим, а какое – юридическим лицом?

а) адвокат;

б) декан филологического факультета;

в) Новгородский государственный университет:

г) прокуратура;

д) акционерное общество;

е) потребительский кооператив.

 

7. Как известно, юридические факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, классифицируются по разным основаниям, в том числе и по волевому признаку – это могут быть события и действия.

К каким видам юридических фактов по данному основанию относятся:

1) проезд водителя на красный сигнал светофора;

2) хулиганское поведение фанатов в метро;

3) затопление во время весеннего паводка жилых домов в деревне;

4) пожар от удара молнии;

5) жестокое обращение с животными;

6) поступление абитуриента в высшее учебное заведение.

На какие виды, с точки зрения закона, подразделяются указанные действия?

 

8. Наступление какого вида юридической ответственности возможно в следующих случаях?

1. Прогул.

2. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

3. Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

4. Превышение скорости лицом, управляющим автомобилем.

5. Продажа некачественной бытовой техники.

6. Нарушение условий договора поставки АО «Планета».

 

9. Определите состав правонарушения.

23 февраля 2016 года около 22 ч. Волочугин 17 лет, Свиридов 15 лет и Маслов 13 лет встретили на улице прохожего. Они напали на него и, заломив руки за спину, отобрали бумажник, в котором находились 2500 рублей, сотовый телефон стоимостью 8 тысяч рублей, а также сняли с него дублёнку, после чего скрылись.

 

10. 10-летний Вова Иванов, гуляя по улице, нашел на земле камень, поднял его и кинул в сторону. Камень попал в прохожего, причинив вред здоровью средней тяжести.

Имеется ли в действиях Вовы Иванова состав правонарушения? Кто может быть субъектом правонарушения?

 

Тест

 

1. Понятие «право» в объективном смысле означает:

а) правила поведения людей в общественных местах;

б) совокупность общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им от нарушений;

в) результат осознания лицом возможности поступать тем или иным образом;

г) то, чем человек может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.

 

2. Верны ли следующие суждения:

1) право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется;

2) нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

3. Назовите признак нормы права:

а) многократность применения;

б) актуальность;

в) направленность определённому лицу;

г) декларативность;

д) гарантированность общественными организациями.

 

4. Регулятивная функция права заключается в том, что право:

а) обязательно для исполнения;

б) защищает основы государственного строя;

в) вводит в общественное сознание набор сведений о необходимых принципах и правилах поведения;

г) является способом воздействия на отношения между субъектами правоотношений.

 

5. Правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного применения, санкционированное государством и обеспеченное мерами государственнойзащиты – это:

а) правовой обычай;

б) закон;

в) судебный прецедент;

г) правовая доктрина;

д) указ.

 

6. Нормативный правовой акт – это:

а) любой документ, в котором содержатся правила поведения;

б) акт компетентного органа или должностного лица;

в) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы;

г) акт правоприменительного органа.

 

7. Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?

а) управомочивающие;

б) регулятивные;

в) обязывающие;

г) охранительные.

 

8. У каких субъектов правоотношений одновременно возникают правоспособность и дееспособность?

а) у физических лиц;

б) у юридических лиц;

в) и у тех и у других.

 

9. Обстоятельства объективной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относится к понятию:

а) субъекты правоотношений;

б) содержание правоотношений;

в) юридические факты;

г) права и обязанности сторон.

 

10. Назовите отрасль права, в которой обеспечивается равенство участников правоотношений:

а) гражданское право;

б) уголовное право;

в) конституционное право;

г) административное право.

 

11. Какая из отраслей системы права регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения?

а) административное;

б) экологическое;

в) трудовое;

г) гражданское.

 

12. Выберите верный вариант ответа:

а) любое правонарушение – это преступление;

б) любое преступление – это правонарушение;

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

13. Что является признаком правонарушения:

а) угроза насилия;

б) противоправность;

в) обман;

г) причиненный ущерб;

д) корыстные побуждения.

 

14. Верны ли суждения?

Может ли бездействие быть правонарушением?

1) нет, поскольку нет активных действий, которые могут нанести вред обществу;

2) да, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано поступить каким-либо образом, однако не сделало этого:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

15. К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:

а) действие или бездействие;

б) мотив и цель;

в) вина;

г) умысел.

 

16. По субъективной стороне правонарушения делятся на:

а) повторные;

б) злостные;

в) неосторожные;

г) опасные.

 

17. «Внешняя характеристика деяния, способа его совершения» относится к понятию:

а) объективная сторона правонарушения;

б) субъективная сторона правонарушения;

в) объект правонарушения;

г) прямой умысел.

 

18. Верны ли суждения:

Мысли, убеждения, эмоции:

1) не являются правонарушениями;

2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

 

19. «Совокупность знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права» относится к понятию:

а) юридический факт;

б) правоотношение;

в) правопорядок;

г) правосознание.

 

20. Результатом действия правовых норм,



2018-07-06 1310 Обсуждений (0)
Примерный перечень тем докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный перечень тем докладов и рефератов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)