ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
СКАНИРОВАНО Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская Мир звуков АЛЬБОМ-ПОСОБИЕ для учителя-логопеда к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. «Произношение. Мир звуков» для специальных (коррекционных) школ V вида 1-2 классы Допущено Министерством образования Российской Федерации МОСКВА 2003 Допущено Министерством образования Российской Федерации Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров
Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Ч 76 Мир звуков: Альбом-пособие для учителя- логопеда к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. «Произношение. Мир звуков» для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 2 классы. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с: юг. ISBN 5-89415-360-3 В пособии изложены основные принципы обучения и организации учебного материала, цели и содержание этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения, содержание программы обучения, поурочное планирование. Альбом является частью учебного комплекта по произношению для 1-2 классов и представляет собой разнообразный наглядный вариативный материал, в т.ч. более 750 предметных картинок, для усвоения материала учебника детьми с недоразвитием речи, увеличения объема их речевой практики. © Чиркина Г.В., Российская Е.Н.,2003 © АРКТИ, 2003 ВВЕДЕНИЕ Основной контингент учащихся коррекционных учреждений V вида — это дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные способности. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности основных ее компонентов: фонетики, лексики, грамматики. Для учащихся начальных классов этой категории характерны выраженные недостатки произносительной стороны речи, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного (просодического) оформления фраз, типичны паузы нерешительности (хезитации), свидетельствующие о трудностях высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.) В целом речь детей мало разборчива. Несформированность произносительной стороны речи особенно четко проявляется в связной речи — наблюдается взаимозамещение разных групп звуков (глухих и звонких, свистящих — шипящих, соноров, твердых — мягких). Фонематическая готовность учащихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова. В связи с этим обучение навыкам чтения и письма является весьма сложной проблемой для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебно-методический комплект по формированию и коррекции произносительной стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) состоит из: • учебника по произношению, альбома с наглядно-иллюстративным материалом (1-й класс); • учебника по произношению и пособия для учителя (2-й класс). Учебные пособия ориентированы на новое содержание обучения детей с отклонениями речевого развития, обеспечивающее возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. В программах, разрабатываемых Институтом коррекционной педагогики РАО, усилено внимание к речевой деятельности учащихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. В программе начальной школы специального (коррекционного) учреждения V вида выделен специальный раздел — формирование произношения (1 и 2-й классы). Он содержит требования и материал для развития произносительной стороны устной речи: произношения (артикулирования звуков), фонематического восприятия, овладения звуко-слоговой структурой слова, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями речевого общения. При разработке содержания и методов обучения учтены особенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи и современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности. Основная цель учебного предмета — овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения. Предусмотрены следующие линии обучения: • Формирование произношения звуков. Представлена научно и методически обоснованная последовательность изучения звуков (фонем) с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступности для детей с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата и акустических характеристик. • Последовательность освоения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры. Объем работы над звуко-слоговой и ритмической структурой слова в 1 -м классе включает изучение отдельных слов определенного слогового состава, определенных фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения звуков; решается задача развития навыков звукового анализа и синтеза. Таким образом, осуществляется пропедевтическая работа по отношению к дисграфии и дислексии. Поскольку раздел «Произношение» в программе школы V вида является сквозным и рассчитан, в основном, на два года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи), предусмотрено концентрическое расположение материала. В 1 и 2-м классе предусмотрены микроциклы, объединенные общностью фонетического материала. Изучаются в определенной последовательности звуки в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В 1 -м классе основное внимание уделено автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их восприятию в облегченных фонетических условиях. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем аудированных текстов. В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фонетические данные уже в 1-м классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте. Этот аспект более широко представлен в Альбоме. В учебном комплексе реализованы следующие принципы обучения: — доступность вновь вводимых в речь учащихся фонетических элементов; — последовательность усвоения звуков в зависимости от их акустико-артикуляционных свойств и степени фонологической противопоставленности; — взаимосвязь между фонематическим восприятием и артикулированием звуков; — формирование звукопроизношения в единстве с работой над слоговой и ритмической структурой речи; — развитие способности к осознанному звуковому анализу на основе доступных для произношения и скорригированных звуков как важнейшее условие формирования предпосылок к усвоению грамоты; — обеспечение разнообразной речевой практики для автоматизации речевых навыков; — отражение в речевом материале системных связей между фонетикой, лексикой и грамматикой и развитием речи, а также межпредметных связей. Учебник ориентирован на выработку умений и навыков произношения под руководством учителя-логопеда, который осуществляет основную функцию контроля за правильностью и четкостью артикуляции и вовремя поправляет речевые ошибки. Часть упражнений и заданий предназначена для самостоятельной работы ребенка, находящегося на стадии овладения первоначальными навыками чтения. В силу этого слова, микротексты и иллюстративный материал тщательно отобраны, насыщены изучаемым звуком и, по возможности, не содержат «конфликтные» звуки (потенциально смешиваемые с изучаемым). Модульная структура учебника позволяет изучать программу «Произношение» полностью или выборочно в соответствии с индивидуальными трудностями ученика. Учитель может использовать материал отдельных модулей для возврата к тренировочным упражнениям в случае утери произносительного навыка или в работе с учащимися, поступившими из общеобразовательной школы не с начала коррекционного обучения. Речевой материал учебника структурирован таким образом, что представления о звуковом составе слова формируются у детей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических ощущений, развитие фонематического восприятия и др.). В каждом микроцикле учебника предлагаются информационные и тренировочные задания разной сложности. Их достаточно много, что дает возможность учителю реализовать дифференциацию коррекционного обучения. Важно выбрать посильные задания в соответствии с индивидуальными произносительными особенностями детей, чтобы обеспечить ученику ситуацию успеха и достижения. В то же время для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более интенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала. Не рекомендуется нарушать последовательность. Следует также обращать специальное внимание на степень сформироваяности фонематического восприятия даже при относительно хорошем навыке произношения звуков. Тексты для чтения адресованы читающим детям (прошедшим дошкольную логопедическую подготовку или уже обучавшимся в общеобразовательной школе). Детям, не умеющим читать, читает учитель, постепенно вовлекая учеников, продвигающихся в речевом развитии, в процесс чтения. Подготовка руки к письму должна осуществляться по рабочим тетрадям (в комплект не включены). ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |