Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ



2019-05-23 293 Обсуждений (0)
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




СКАНИРОВАНО

Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская

Мир звуков

АЛЬБОМ-ПОСОБИЕ

для учителя-логопеда к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н.

«Произношение. Мир звуков»

для специальных (коррекционных)

школ V вида

1-2 классы

Допущено Министерством образования Российской Федерации

МОСКВА 2003

Допущено Министерством образования

Российской Федерации

Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров

 

Победитель конкурса по созданию

учебников нового поколения для средней школы,

проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров

и Министерством образования Российской Федерации

Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Ч 76 Мир звуков: Альбом-пособие для учителя- логопеда к учебни­ку Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. «Произношение. Мир зву­ков» для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 2 клас­сы. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с: юг. ISBN 5-89415-360-3

В пособии изложены основные принципы обучения и организа­ции учебного материала, цели и содержание этапов работы по пре­одолению нарушений звукопроизношения, содержание программы обучения, поурочное планирование. Альбом является частью учеб­ного комплекта по произношению для 1-2 классов и представляет собой разнообразный наглядный вариативный материал, в т.ч. более 750 предметных картинок, для усвоения материала учебника деть­ми с недоразвитием речи, увеличения объема их речевой практики.

© Чиркина Г.В., Российская Е.Н.,2003 © АРКТИ, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Основной контингент учащихся коррекционных учрежде­ний V вида — это дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные спо­собности. Нарушения речи проявляются в системной недоста­точности основных ее компонентов: фонетики, лексики, грам­матики. Для учащихся начальных классов этой категории ха­рактерны выраженные недостатки произносительной стороны речи, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразви­тие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного (про­содического) оформления фраз, типичны паузы нерешительно­сти (хезитации), свидетельствующие о трудностях высказыва­ния. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.)

В целом речь детей мало разборчива. Несформированность произносительной стороны речи особенно четко проявляется в связной речи — наблюдается взаимозамещение разных групп звуков (глухих и звонких, свистящих — шипящих, соноров, твердых — мягких).

Фонематическая готовность учащихся к овладению анали­зом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению зву­ков из слова. В связи с этим обучение навыкам чтения и письма является весьма сложной проблемой для детей с тяжелыми на­рушениями речи.

Учебно-методический комплект по формированию и коррек­ции произносительной стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) состоит из:

• учебника по произношению, альбома с наглядно-ил­люстративным материалом (1-й класс);

• учебника по произношению и пособия для учителя (2-й класс).

Учебные пособия ориентированы на новое содержание обу­чения детей с отклонениями речевого развития, обеспечиваю­щее возможно полную интеграцию их в условия общеобразова­тельной среды. В программах, разрабатываемых Институтом коррекционной педагогики РАО, усилено внимание к речевой деятельности учащихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и лите­ратуре.

В программе начальной школы специального (коррекционного) учреждения V вида выделен специальный раздел — фор­мирование произношения (1 и 2-й классы). Он содержит требо­вания и материал для развития произносительной стороны уст­ной речи: произношения (артикулирования звуков), фонемати­ческого восприятия, овладения звуко-слоговой структурой сло­ва, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями рече­вого общения.

При разработке содержания и методов обучения учтены осо­бенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи и современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности. Основная цель учебного предмета — овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения пись­ма и чтения.

Предусмотрены следующие линии обучения:

Формирование произношения звуков.

Представлена научно и методически обоснованная последо­вательность изучения звуков (фонем) с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступ­ности для детей с отклонениями в строении и функции артику­ляционного аппарата и акустических характеристик.

Последовательность освоения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.

Объем работы над звуко-слоговой и ритмической структу­рой слова в 1 -м классе включает изучение отдельных слов опре­деленного слогового состава, определенных фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения зву­ков; решается задача развития навыков звукового анализа и син­теза. Таким образом, осуществляется пропедевтическая работа по отношению к дисграфии и дислексии.

Поскольку раздел «Произношение» в программе школы V вида является сквозным и рассчитан, в основном, на два года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи), предус­мотрено концентрическое расположение материала.

В 1 и 2-м классе предусмотрены микроциклы, объединен­ные общностью фонетического материала. Изучаются в опреде­ленной последовательности звуки в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В 1 -м классе основное внимание уде­лено автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их восприятию в облегченных фонетических условиях. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем аудированных текстов.

В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фо­нетические данные уже в 1-м классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте. Этот аспект более широко представлен в Альбоме.

В учебном комплексе реализованы следующие принципы обучения:

— доступность вновь вводимых в речь учащихся фонети­ческих элементов;

— последовательность усвоения звуков в зависимости от их акустико-артикуляционных свойств и степени фо­нологической противопоставленности;

— взаимосвязь между фонематическим восприятием и артикулированием звуков;

— формирование звукопроизношения в единстве с рабо­той над слоговой и ритмической структурой речи;

— развитие способности к осознанному звуковому ана­лизу на основе доступных для произношения и скорригированных звуков как важнейшее условие форми­рования предпосылок к усвоению грамоты;

— обеспечение разнообразной речевой практики для ав­томатизации речевых навыков;

— отражение в речевом материале системных связей между фонетикой, лексикой и грамматикой и разви­тием речи, а также межпредметных связей.

Учебник ориентирован на выработку умений и навыков про­изношения под руководством учителя-логопеда, который осуще­ствляет основную функцию контроля за правильностью и четко­стью артикуляции и вовремя поправляет речевые ошибки.

Часть упражнений и заданий предназначена для самостоя­тельной работы ребенка, находящегося на стадии овладения первоначальными навыками чтения. В силу этого слова, мик­ротексты и иллюстративный материал тщательно отобраны, на­сыщены изучаемым звуком и, по возможности, не содержат «конфликтные» звуки (потенциально смешиваемые с изучае­мым).

Модульная структура учебника позволяет изучать програм­му «Произношение» полностью или выборочно в соответствии с индивидуальными трудностями ученика. Учитель может ис­пользовать материал отдельных модулей для возврата к трени­ровочным упражнениям в случае утери произносительного на­выка или в работе с учащимися, поступившими из общеобразо­вательной школы не с начала коррекционного обучения.

Речевой материал учебника структурирован таким образом, что представления о звуковом составе слова формируются у де­тей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесе­ния, усиление кинестетических ощущений, развитие фонема­тического восприятия и др.).

В каждом микроцикле учебника предлагаются информацион­ные и тренировочные задания разной сложности. Их достаточно много, что дает возможность учителю реализовать дифференциа­цию коррекционного обучения. Важно выбрать посильные зада­ния в соответствии с индивидуальными произносительными осо­бенностями детей, чтобы обеспечить ученику ситуацию успеха и достижения.

В то же время для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более ин­тенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала. Не рекомендуется нарушать последовательность. Следует также обращать специальное внимание на степень сформироваяности фонематического восприятия даже при относительно хоро­шем навыке произношения звуков.

Тексты для чтения адресованы читающим детям (прошед­шим дошкольную логопедическую подготовку или уже обучав­шимся в общеобразовательной школе). Детям, не умеющим чи­тать, читает учитель, постепенно вовлекая учеников, продвига­ющихся в речевом развитии, в процесс чтения.

Подготовка руки к письму должна осуществляться по рабо­чим тетрадям (в комплект не включены).

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ



2019-05-23 293 Обсуждений (0)
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)