Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 1 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ



2019-05-23 300 Обсуждений (0)
В 1 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ 0.00 из 5.00 0 оценок




(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА

Формирование произношения осуществляется:

• на уроках произношения;

• на индивидуальных логопедических занятиях;

• в процессе самостоятельной работы учащихся.
Одной из важных задач всех форм организации учебного про­цесса является овладение правильным произношением звуков речи. На уроках произношения ведется работа, направленная на формирование:

— произносительной стороны речи в соответствии с нор­мами русского языка;

— языкового анализа, синтеза;

— сложной слоговой структуры;

— фонематического слуха.

На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуаль­ные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы произношения и грамоты. В процессе самостоя­тельной работы учащихся (в рамках домашних заданий) закреп­ляются навыки, полученные на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над произношением ведется поэтапно. Цели, содер­жание и формы организации кратко отражает таблица. (Под­робную информацию см. в пособиях: Фомичева М.Ф. Воспита­ние у детей правильного произношения. — М., 1989; Каше ГЛ. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.)

В процессе работы над произношением большое внимание уделяется различным упражнениям, направленным на разви­тие подвижности и четкости движений артикуляционного ап­парата.

В усвоении звуковой стороны речи существенную роль иг­рает полноценное фонематическое восприятие, развитию кото­рого уделяется особенно большое внимание в первые годы обу­чения.

Этапы Цель Содержание Формы орга­низации учеб­ного процесса
Подготови­тельный Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному произ­ношению и восприя­тию звуков. 1. Формирование точных движений органов артику­ляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие фонематических процессов на базе сохранных звуков. 4. Уточнение артикуляции сохранных звуков. 5. Развитие тонкой моторики. Индивидуаль­ные занятия, урок.
Постановка звука Сформировать пра­вильное произноше­ние звука изолиро­ванно и в слогах. 1. Создание артикуляционной базы изучаемого звука. 2. Постановка изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, смешанным способом). Индивидуаль­ные занятия
Автомати­зация звука Сформировать пра­вильное произноше­ние звука в словах в разных фонетичес­ких условиях. Постепенное, последовательное введение поставлен­ного звука в слова, предложения и самостоятельную речь. Урок
Дифференциа­ция звуков Учить детей разли­чать оппозиционные звуки и правильно употреблять их в соб­ственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам — сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи. Урок

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фоне­матического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрас­тающей звуковой сложности, которые должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого ударения и соответствующей интонации.

В учебнике и Альбоме приводится специальная система уп­ражнений, направленная на развитие навыков анализа и син­теза звукового состава как одного из направлений работы над произношением. Умение выделять отдельные звуковые элемен­ты слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположен­ных в определенной последовательности, является необходи­мым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам: по способу и месту артикуляции, мягко­сти — твердости, звонкости — глухости. В связи с тем, что цель работы по произношению — воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического воспри­ятия для овладения грамотой, программа фронтальных занятий имеет два раздела, которые тесно связаны между собой:

1) формирование навыков произношения звуков и развитие
фонематического восприятия;

2) развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Работа по этим двум направлениям на уроках произноше­ния ведется параллельно. Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой сте­пенью дизартрии.

Состав учащихся первых классов специальной (коррекционной) школы V вида неоднороден. Дети, обучающиеся в дан­ном учебном заведении, отличаются не только особенностями речевого развития (формой, степенью речевого нарушения), но и тем, что они находились в разных педагогических условиях до поступления в школу: некоторые пришли из дошкольных образовательных учреждений; часть — из 1-го класса общеоб­разовательной школы, в которой они имели негативный опыт обучения, проявив себя как неуспевающие учащиеся; дети, ко­торые до поступления в школу не были организованы. Поэтому процесс обучения в 1-м классе и построен с учетом неоднород­ного состава детей.

Для дифференциации выделены все пары оппозиционных звуков. Одной из основных особенностей обучения в 1-м классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, при­чем усвоение произношения звуков всегда предшествует изу­чению букв.



2019-05-23 300 Обсуждений (0)
В 1 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В 1 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)