В 1 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА Формирование произношения осуществляется: • на уроках произношения; • на индивидуальных логопедических занятиях; • в процессе самостоятельной работы учащихся. — произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; — языкового анализа, синтеза; — сложной слоговой структуры; — фонематического слуха. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы произношения и грамоты. В процессе самостоятельной работы учащихся (в рамках домашних заданий) закрепляются навыки, полученные на фронтальных и индивидуальных занятиях. Работа над произношением ведется поэтапно. Цели, содержание и формы организации кратко отражает таблица. (Подробную информацию см. в пособиях: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989; Каше ГЛ. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.) В процессе работы над произношением большое внимание уделяется различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В усвоении звуковой стороны речи существенную роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности, которые должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого ударения и соответствующей интонации. В учебнике и Альбоме приводится специальная система упражнений, направленная на развитие навыков анализа и синтеза звукового состава как одного из направлений работы над произношением. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам: по способу и месту артикуляции, мягкости — твердости, звонкости — глухости. В связи с тем, что цель работы по произношению — воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа фронтальных занятий имеет два раздела, которые тесно связаны между собой: 1) формирование навыков произношения звуков и развитие 2) развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения ведется параллельно. Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Состав учащихся первых классов специальной (коррекционной) школы V вида неоднороден. Дети, обучающиеся в данном учебном заведении, отличаются не только особенностями речевого развития (формой, степенью речевого нарушения), но и тем, что они находились в разных педагогических условиях до поступления в школу: некоторые пришли из дошкольных образовательных учреждений; часть — из 1-го класса общеобразовательной школы, в которой они имели негативный опыт обучения, проявив себя как неуспевающие учащиеся; дети, которые до поступления в школу не были организованы. Поэтому процесс обучения в 1-м классе и построен с учетом неоднородного состава детей. Для дифференциации выделены все пары оппозиционных звуков. Одной из основных особенностей обучения в 1-м классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |